ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Оценена связь между рентабельностью активов и ростом производства предприятий и организаций России в краткосрочных периодах. Полученные оценки свидетельствуют о том, что накануне и в течение экономического кризиса 2014–2015 гг. менеджментом большинства предприятий и организаций был утрачен контроль над результативностью деятельности организации, необходимый в рыночной среде. Оценки экономической добавленной стоимости, обеспечиваемой предприятиями и организациями России в 2010–2015 гг. свидетельствуют о неэффективности их экономической деятельности начиная с 2013 г. Отрицательная величина экономической добавленной стоимости свидетельствует о сокращении инвестированного в предприятия и организации капитала. Менеджмент большинства российских предприятий и организаций пока недостаточно освоил подходы и методы формирования эффективной стратегии в изменчивых условиях. Предприятиям и организациям необходим постоянный мониторинг среды, внутренней и внешней, и анализ возможностей повышения эффективности. Еще более важен подбор управленческого персонала по способностям творческого подхода к принятию управленческих решений на основе опыта и анализа ситуаций.

Ключевые слова:
прибыльность, рост, экономическая добавленные стоимость, кризис, среда, менеджмент, стратегия.
Текст

Экономический кризис 2014–2015 гг. позволил выявить проблемы эффективности стратегий российских предприятий и организаций. Но прежде чем обратиться к рассмотрению этих проблем, необходимо определиться с современным пониманием стратегии организации, стратегического менеджмента и подходов к оценке их эффективности. Эволюция научных школ, разрабатывавших проблемы стратегического менеджмента, породила множество определений этой области деятельности. При переходе к формированию постиндустриальных экономических систем сущность задачи стратегического менеджмента стала быстро меняться. Например, Томпсон и Стрикленд в 1987 г. давали следующее определение: «Стратегический менеджмент — это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий» [1]. Но стратегия представляет собой средство, обеспечивающее связь между организацией и ее средой. Эта связь должна дать организации стратегическое соответствие действий ее среде. Чтобы стратегия стала успешной, она должна соответствовать особенностям внешней среды и особенностям внутренней среды организации. Особенности организации – это цели и ценности, ресурсы и способности, организационная структура, используемые системы [2, 3]. Аналитический подход к стратегическому менеджменту требует, чтобы топ-менеджеры объективно оценили предприятие и окружающую среду. Они должны сформулировать стратегию, максимально повышающую шансы на успех, а затем применить ее. В крупных организациях этот последовательный аналитический подход к стратегии, как правило, осуществляется посредством формальной системы стратегического планирования.

Однако доказательств того, что стратегическое планирование обеспечивает успех дела, нет. То, каким образом организации создают стратегию, стало областью ожесточенных споров. Эти споры сделали очевидным то, что главная проблема в том, что понимать под процессом создания стратегии. На практике в создании и реализации стратегии сочетаются планирование и случайность на всех уровнях организации. Важность случайности по сравнению с планированием постоянно растет по мере того, как окружающая среда становится все более изменчивой и непредсказуемой.
Организации, существующие в относительно стабильной окружающей среде, для которой в период индустриального развития были характерны длительные периоды стабильности, могут детально планировать свои стратегии.

Список литературы

1. Thmpson T.J., Stricland A.J. Strategic Management: Concept and Cases. 4th ed. Plano Business Publication, 1987.

2. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Boston: Harvard Business School Press, 1994.

3. Grant Robert M. Contemporary Strategy Analysis. Blackwell Publishing, 2014.

4. Hau Donald A., Morris Derek J. Industrial Economics and Organization. 2 nd ed. Oxford University Press, 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?