ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ В ЛОГИСТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается применение принципа наименьшего действия в логистике, а также рассматриваются некоторые вопросы построения рациональной логистики на основе этого принципа. Логистика представляет собой управление движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков на пути от первичного источника ресурсов до конечного потребителя готовой продукции с минимальными затратами, обусловленными этим движением. Логистика является ключевым звеном между поставщиком и покупателем, способным при грамотно построенной работе увеличить полезность выпускаемой продукции и прибыль предприятия. Одной из задач логистики является снижение удельных энергозатрат работников, участвующих в обеспечении движения материальных потоков. Согласно принципу наименьшего действия логистическая деятельность должна быть организована так, чтобы суммарные затраты ресурсов были минимальными.

Ключевые слова:
логистика, рациональная логистика, действия в логистике, принцип наименьшего действия, полезность и затраты ресурсов.
Текст

На сегодняшний день в зарубежной и отечественной литературе нет единого определения логистики. В данной работе мы будем придерживаться следующего определения логистики: логистика представляет собой управление движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции с целью минимизации затрат, обусловленных этим движением.
Основным объектом изучения и управления в логистике является материальный поток.
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями в направлении движения вещественных элементов от их первичного источника к потребителю.
Материальный поток в определенные моменты времени может существовать в виде запасов материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции. При этом, он движется с нулевой скоростью.
Материальный поток в процессе движения подвергается определенным действиям — логистическим операциям. Логистические операции являются основными элементами в управлении движением материальных потоков. К логистическим операциям относят складирование, транспортировку, комплектацию, погрузку, разгрузку, упаковку, хранение вещественных единиц; сбор, хранение, обработку и передачу информации, а также такие операции, как прогнозирование, контроль.
Логистические действия выполняют в основном работники следующих профессий (расположены в алфавитном порядке): агент по закупкам (агент по снабжению), агент транспортного обслуживания железнодорожного транспорта, водитель автомобиля, грузчик, диспетчер, инженер по обслуживанию автотранспорта, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, логист, логистик, менеджер по закупкам, менеджер по логистике, менеджер по работе с таможней, менеджер склада, операционный логист, ревизор автотранспорта, таможенный брокер, транспортный планировщик, экспедитор.
Для выполнения любого действия в логистике необходимо затратить некоторое количество энергии. Тяжесть физического труда определяется энергетическими затратами (энергозатратами).
В табл. 1 приведены данные о суточных энергозатратах для некоторых категорий работников.
Наиболее трудоемкими, т.е. требующими очень больших затрат физической энергии, являются следующие логистические действия: складирование, транспортировка, погрузка, разгрузка. При этом в профессиональном разрезе наиболее трудоемкими являются следующие профессии: грузчики и водители.
Одной из важных задач логистики является снижение удельных энергозатрат работников, участвующих в обеспечении движения материальных потоков. Одной из центральных задач в экономике является задача выбора. Выбор должен быть обоснованным, разумным — рациональным. Проблемы выбора существуют и в различных сферах логистики.
Например, основными проблемами выбора в транспортной логистике являются следующие:
• выбор поставщика;
• выбор перевозчика;
• выбор транспортного средства;
• выбор рациональных маршрутов движения транспортных средств;
• выбор рационального объема перевозок.

Список литературы

1. Бабанов В.Н. Принцип наименьшего действия в экономических процессах [Текст] / В.Н. Бабанов, В.Н. Хомяков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-1. - С. 153-160.

2. Бабанов В.Н. Универсальные принципы хозяйствования [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 4-1. - С. 253-263.

3. Бабанов В.Н. Рациональное хозяйствование как фактор долгосрочного благосостояния экономических субъектов [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 5-1. - С. 331-337.

4. Бабанов В.Н. Полезность и конкурентоспособность результатов хозяйственной деятельности [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 1-1. - С. 237-245.

5. Хомяков В.Н. Принцип наименьшего действия в аналитической механике и экономике. Часть 1 [Текст] // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Демидовские чтения: экономика и образование. - Тула: Издательство ТулГУ, 2018. - С. 289-295.

6. Хомяков В.Н. Принцип наименьшего действия в аналитической механике и экономике. Часть 2 [Текст] // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Демидовские чтения: экономика и образование. - Тула: Издательство ТулГУ, 2018. - С. 296-302

Войти или Создать
* Забыли пароль?