аспирант
В данной статье раскрываются педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования процесса патриотического воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации. Рассмотрены условия, при которых процесс патриотического воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, наиболее результативны в рамках формирования патриотической личности.
патриот, патриотическое воспитание, воспитательная работа, педагогические условия, Вооруженные Силы, Российская Федерация.
Как отметил в своем выступлении Президент и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин, патриотизм – это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Патриотизм – это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Для большинства россиян слово «патриотизм» сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Он также сказал, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения [2].
Жизненная сфера проявления патриотизма достаточно объемна и далеко не всегда сводима к «чистой» героике. А.С. Макаренко подчеркивал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная…» [3, с. 412].
В современную эпоху патриотическое воспитание является системным компонентом, связывающим различные социальные институты и организации, выполняющие данную функцию в обществе. Тем не менее, основным каналом патриотического воспитания выступает система образования, начиная с дошкольных учреждений, продолжая в учебных заведениях высшего и среднепрофессионального образования, и в заключение непосредственно в период прохождения службы в Вооруженных Силах, в ходе которой военнослужащим прививаются основные патриотические идеи и ценности. Воспитание патриотизма происходит в рамках системы воспитательной работы, посредством встраивания отдельных компонентов патриотического воспитания в предметы профессионально-должностной подготовки, а также посредством деятельности в период проведения полевых выходов и других планируемых мероприятий. Формы и методы патриотического воспитания при этом могут значительно варьироваться в зависимости от подразделения, воинской части, вида и рода войск, в котором военнослужащий проходит службу по контракту. Для современных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, патриотическое воспитание является основой в процессе их профессиональной подготовки.
При этом эффективность воспитательного процесса обусловлена внутренней дисциплиной, являющейся неотъемлемой частью процесса патриотической подготовки в рамках самих подразделений и воинских частей. Помимо четкой дисциплины, условиями эффективности патриотического воспитания служат высокая организация подразделений (отделение, взвод, рота), создание необходимых условий для успешного выполнения поставленных перед ними задач, досуговой и бытовой среды, высокое информационное обеспечение, обученный командный состав, где каждый командир является личным примером для подражания.
Педагогическими основами патриотического воспитания в Вооруженных Силах являются совокупность педагогических подходов, принципов, педагогических условий, а также условий, обеспечивающих воспитательный процесс, уровни организации патриотического воспитания, формы и методы патриотического воспитания.
Объектом педагогического воздействия в процессе патриотического воспитания выступают, прежде всего, социально детерминированные качества личности, характеризующие отношение человека к себе, к людям, обществу, труду, указанного направления ценностям жизни. Патриотическое воспитание рассматривается нами, как фактор всестороннего формирования патриотически ориентированной личности военного, служащего по контракту, и как фактор развития его профессионализма.
Условиями, обеспечивающими эффективность процесса патриотического воспитания военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, являются:
– кадровое обеспечение процесса: интеллектуально-творческий потенциал воспитательского и наставнического состава, мотивированность и активность его участия в воспитательном процессе, профессиональная компетентность в решающей степени обеспечивает эффективность патриотического воспитания. Кадровый состав, ведущий воспитательную работу среди военнослужащих, влияет на эффективность процесса патриотического воспитания, в том числе, посредством постоянного самосовершенствования с целью соответствия требованиям внешней среды и запросам общества и государства. Это обеспечивается постоянным повышением квалификации офицерского состава, ведущих подготовку военнослужащих, внедрением и использованием в своей профессиональной деятельности инновационных воспитательных технологий;
- организационно-методическое обеспечение процесса: комплекс научно обоснованных методических форм, приемов и техник, обеспечивающих процесс формирования патриотической личности военнослужащих. Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от используемых форм и методов, их сочетания и уместности использования в зависимости от ситуации и конкретных целей. От степени обеспеченности воспитательного процесса методическим материалом зависит эффективность усвоения знаний, навыков, их познавательная активность. Постоянное обновление учебно-методических материалов в соответствии с требованиями внешней среды, их новизна и актуальность обусловливают эффективность патриотического воспитания;
– социально-психологическое обеспечение процесса представляет собой совокупность средств, обеспечивающих комфортную среду восприятия через реализацию актуальных принципов и подходов к воспитанию. Такими подходами могут быть признаны личностно-ориентированный подход, социально-ориентированный подход, модель субъект-субъектного взаимодействия;
– информационное обеспечение процесса: совокупность форм, методов, технических устройств, обеспечивающих передачу, обработку и усвоение информации, касающейся патриотического воспитания, а также каналы обмена информацией между подразделениями воинской части и интенсивность их использования. В настоящее время невозможно представить военную службу как автономную систему: для развития они нуждаются в постоянной связи с другими ведомствами, организациями и учреждениями. Воспитательный процесс также напрямую связан с уровнем информированности его субъектов о состоянии окружающей среды, внутренней культуре других ведомств, организаций и учреждений. Наиболее оперативным средством информационного обеспечения по вопросам патриотического воспитания в современном мире является глобальная сеть Интернет, электронные бюллетени, специфические периодические издания. Высокий уровень обмена информацией с окружающей средой способен значительно повысить эффективность усвоения форм патриотического поведения.
По нашему мнению, процесс патриотического воспитания наиболее эффективен в двух направлениях повседневной жизнедеятельности военнослужащих. Первый – в рамках профессиональной подготовки, второй – в ходе профессиональной деятельности военнослужащих.
Первое направление процесса патриотического воспитания условно обозначим как «образовательное направление», поскольку воспитание осуществляется в рамках занятий по профессионально-должностной подготовке, второе обозначим как «профессиональное направление», так как оно «включено» в процесс профессионального совершенствования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Главным педагогическим условием процесса патриотического воспитания является непрерывность и планомерность. Общей целью процесса патриотического воспитания необходимо считать разностороннее развитие патриотической личности военнослужащего, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. В этой связи именно комплексность воздействия на военнослужащего (подразделение в целом) со стороны различных социальных институтов, организаций и учреждений и других субъектов патриотического воспитания способна дать наибольший эффект по формированию патриотической личности военнослужащего как неотъемлемого компонента его профессионализма.
Следующим педагогическим условием в процессе патриотического воспитания является создание условий для проявления и развития способностей военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Одним из направлений здесь видится создание на базе воинской части дополнительных спортивных и оздоровительных объектов, что позволит расширить сеть спортивных секций, удовлетворить интересы и потребности личного состава, а также занять их досуг выполнением общественно-полезной работы.
Третьим педагогическим условием процесса патриотического воспитания выступает учет и использование воинских традиций, символики, этикета в процессе формирования патриотической личности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Формирование патриотически ориентированной личности военнослужащих, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе, зависит от того, насколько полноценно используются опыт и традиции прошлого и, вместе с тем, учитываются новые условия.
Кроме вышеперечисленных, к педагогическим условиям патриотического воспитания необходимо отнести:
– стимулирование (поощрение творческой активности посредством создания искусственных проблемных ситуаций, решение которых наталкивает военнослужащего к поиску нестандартных решений);
– наглядность (демонстрация связи патриотизма с реальной жизнью, что приведет к постепенному внедрению патриотизма со стороны военнослужащих в общественную жизнь);
– формирование положительной мотивации;
– создание ситуаций успеха.
Ряд ученых, занимающихся изучением вопросов воспитания личности, склонны полагать, что вне общества коллектива личность есть абстракция. Процесс патриотического воспитания призван совершенствовать процесс включения личности в систему социальных связей, а социальность личности определяется объемом социальных связей. «Личность тем интенсивнее развивается и реализует свой творческий потенциал, чем плодотворнее ее связи с социальными институтами, позволяющими включиться в широкие социальные связи и отношения» [1, с. 6].
Педагогические основы процесса патриотического воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации выстроены на сохранении и развитии военных традиций; развитие содержательных аспектов воспитания происходит с учётом ценностных приоритетов; предполагают развитие мотивации к самостоятельной учебной и познавательной деятельности и ответственности за собственные результаты (достижения). Педагогические основы представляют собой совокупность педагогических подходов, принципов, организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс патриотического воспитания, уровни организации, а также формы и методы патриотического воспитания.
1. Мальковская Т.Н. Формирование социальной активности подрастающих поколений: проблемы и пути их решения / Т.Н. Мальковская // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. Н. Мальковской. - М.: Изд-во АПН СССР, 1988. - С.6.
2. Российская газета/ 2004, №164
3. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419.