ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство современного российского общества; целесообразность использования цифровых и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, образовательное пространство, модернизация образования, ФГОС, ЮНЕСКО
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [2] и Закон об образовании в Российской Федерации [1] формируют новые приоритетные задачи: качество, общедоступность и эффективность образования, направленные на его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития. Модернизация в XXI в. базируется главным образом на развитии человеческого потенциала, основа которого – образование, образовательная политика и профильное законодательство, поскольку вложение средств в науку и образование является стратегически важной долгосрочной экономической инвестицией в человеческий капитал [7].

В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы с когнитивной на личностно-ориентированную. Предлагаются иное содержание, иные подходы к образованию, иные отношения, иной педагогический менталитет. Это во многом связано с тем, что конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Мы живем в эпоху постоянной электронной коммуникации, где окружающий мир наводнен информацией самого разного качества; и происходящие стремительные изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения инновационных педагогических технологий, способствующие гармоничному развитию личности. Меняющееся образовательное пространство в условиях информационного общества [10] также требует нормативно-правового обеспечения, направленного на защиту и охрану авторских прав, обеспечение условий доступа к информации, информационной безопасности, доступности и качества электронных ресурсов и услуг [11].

Задача построения многоуровневой системы культурно-образовательного пространства поставлена также в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [3] и в Стратегии развития информационного общества в России Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4], и в Государственной программе развития культуры до 2020 г. [5]. В апреле 2014 г. Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [6], в которой важное значение уделено развитию сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий как в сфере образования, так и в культуре.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты потребовали обновления как учебных программ, так и средств и технологий обучения. Научить учиться, воспитать потребность к самообразованию на протяжении всей жизни, а также грамотно ориентироваться в информационном потоке – такие задачи, в первую очередь, ставят перед системой образования новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это – задача трансформировать традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс непрерывного развития личности обучающегося, сформировать потребность обновлять свои знания на протяжении всей жизни, стремление к полноценной самоакцентуализации. Этот подход отражен в документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке в ноябре 2003 г. в Будапеште: «Общество, основанное на знаниях, – это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни» (The knowledge – based society, Budapest. 08 – 10.11.2003) [8].

Основным приоритетом обновления системы образования на сегодняшний момент является формирование специалиста высокого уровня с творческим и адаптационным стилем работы; эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей эти профессиональные знания с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием. В то же время, владение современными прогрессивными технологиями и методиками рассматривается как одно из необходимых условий профессиональной компетентности как руководителей образовательных учреждений, так и преподавательского состава.

Термин «образовательное пространство», с одной стороны, рассматривается как понятие, условно обозначающий регион Российской Федерации, в котором отсутствует децентрализация в образовании и достигнут единый декларируемый уровень ФГОС; с другой стороны – это совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [9].

Информационно-коммуникационные технологии позволили (помимо значительного ускорения коммуникативных процессов) организовать процессы производства, хранения и распространения информации, а также обеспечить удаленный доступ к электронным ресурсам, что стало одной из качественно новых форм информационного взаимодействия во всех областях человеческой деятельности и, в первую очередь, науки, техники, образования и культуры [11].

Электронные формы учебников, цифровые и электронные образовательные ресурсы, электронные библиотеки, серии видеоуроков, виртуальные экскурсии, интерактивные задания и тесты, мультимедийные хрестоматии, расширение возможностей дистанционного обучения (облачные и сетевые ИКТ), – все эти формы использования ИКТ постепенно становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом важно отметить необходимость гармоничного и сбалансированного сочетания традиционных и инновационных методов обучения, применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

К сожалению, в настоящее время в области образования информационно-коммуникационные технологии применяются далеко не в полной мере. Это обусловлено тем, что в организации учебного процесса часто не до конца решены проблемы достаточной оснащенности кабинетов, наличия персональных компьютеров, проекторов, лицензионного программного обеспечения, повышения квалификации кадров в данной области и т.д. Это задачи, которые еще предстоит решить в будущем в организации цифровой образовательной среды как части инновационного образовательного пространства.

Для того чтобы сделать учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным требованиям, преподавателю совершенно не обязательно самому создавать компьютерные программы, можно пользоваться уже готовыми программными продуктами, шаблонами интерактивных тестов, программами для монтажа и обработки аудио- и видеоматериалов. В образовательном процессе в настоящее время наиболее освоенными и популярными компьютерными программами являются программы для создания мультимедийных презентаций, которые открывают значительные возможности для творческого подхода к подаче изучаемого материала.

ЦОР эффективно применяются на занятиях по самоподготовке, в дистанционных формах обучения. Видеоуроки, подготовка презентаций по теме, интерактивные тренажеры, – такого рода задания ориентированы на все типы восприятия – аудиалов, визуалов и кинестетиков.

В подготовке к занятиям ЦОРы можно достаточно эффективно использовать для создания интерактивных тестовых заданий для мониторинга качества знаний обучающихся.

Использование интерактивных тренажеров делает образовательный процесс более увлекательным и наглядным. В тесте могут быть использованы как аудио-, так и видеофрагменты. Подсчет правильных ответов происходит автоматически, что облегчает оценку результатов и исключает субъективность оценки. Использование в процессе обучения развивающих интерактивных игр и тестов-тренажеров значительно повышает внимание и интерес к учебному материалу; активизируется восприятие информации и усвоение знаний. В процессе создания интерактивных цифровых ресурсов также можно использовать готовые шаблоны, широко представленные в методической литературе.

ЦОР эффективно используются и в проектной деятельности обучающихся, как в работах исследовательского характера, так и в совместных проектах создания электронных образовательных ресурсов. Ведь коллективное творчество, умение работать в команде, сообща решать проблемы и приходить к общему мнению – одна из важных компетенций, которая должна быть сформирована в процессе обучения.

Проникновение информационно-коммуникационных технологий не только в образовательное пространство, но и во все сферы общественной жизни создает уникальные предпосылки и для развития гражданского общества, поскольку обеспечивает оперативный и свободный доступ к информации посредством сети Интернет. Информационное общество формирует информационную культуру, носителем которой является личность. Формирование такой культуры начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Список литературы

1. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/

3. «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»: Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р (ред. от 18.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/

4. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

5. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2567-р СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140136/

6. «Об утверждении государственной программы Информационное общество (2011-2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 25.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/

7. Астафьева О.Н. Стратегический вектор и семантические основания включения России в гуманитарное пространство межцивилизационных союзов: взаимодействие в сфере образования / О.Н. Астафьева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - №1 (45). - C. 65-80.

8. Бурухина Л.В. Проблема организации образовательного пространства в обществе, основанном на знании: социально-философский анализ [Текст]: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Бурухина Лариса Владимировна [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. - Тверь, 2009. - 192 с.

9. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Олешков М.Ю., Уваров В.М. - М.: Компания Спутник+. - 2006. - С. 32.

10. Шлыкова О.В. Культурная политика в информационном обществе: федеральные законы, региональные реалии / О.В. Шлыкова // Наука. Культура. Общество. - 2015. - №2. - C. 147-157.

11. Шлыкова О.В. Информационные ресурсы России. Ч.1 Информационные ресурсы инновационного развития: доп. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. пособ./ А.Б. Антопольский, О.В. Шлыкова. / О.В. Шлыкова. - М.: ИПКИР-МГУКИ, 2006.

12. Шлыкова О.В. Социокультурная среда Интернет: новые ценности и коммуникативные смыслы / О.В. Шлыкова // Обсерватория культуры. - 2015. - № 4. - С. 86-97.

Войти или Создать
* Забыли пароль?