Россия
Россия
В статье поднимается проблема компьютерной зависимости среди младших школьников, которая очень актуальна в наши дни. Авторами обозначены методы, которые были направлены на выявление психологических особенностей младших школьников с риском возникновения игровой зависимости и описаны результаты данного исследования.
компьютерная зависимость, аддикция, игровая компьютерная зависимость, младший школьник, психологические особенности, риск компьютерной зависимости, копинг-стратегии.
Уже давно компьютеры перестали выполнять работу, связанную только со сбором и переработкой информации. Они стали повседневной частью жизни практически каждого человека, поскольку выполняют функции помощника в общении и поиске информации, являются инструментом самореализации и заработка, отдельным видом развлечения, способом ухода от реалий жизни, инструментом доступа к образовательным ресурсам [1].
Одним из видов развлечений, который предлагает компьютер, является игра. И мы можем наблюдать, что сейчас компьютерные игры становятся доступными для разных слоев населения, и в них вовлекаются различные по возрастному признаку лица по материальному обеспечению, по кругу общения, по этнической принадлежности и т.д.
Особенно актуальна, в последние годы, стала проблема компьютерной зависимости среди несовершеннолетних детей.
Как правило, ребенок, который длительное время взаимодействует с компьютером, играет в игры, предпочитает его живому общению с детьми и всё чаще стремится погрузиться в виртуальный мир. Что может послужить толчком к развитию подобной тяги к компьютеру?
Часто, по словам Богдановой О.Н., такому влиянию поддаются дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, замкнутые, испытывающие трудности в коммуникации, отверженные или изгои. А компьютерные игры помогают им бороться со своими комплексами и страхами, проявить мужественность, смелость, доказать всем, что они лучшие и заслуживают уважения [3].
Мы считаем, что особенно сильно чрезмерное увлечение игрой может повлиять на детей младшего школьного возраста, поскольку их психические и личностные качества находятся в стадии формирования. Следовательно, неизвестно какие последствия может оказать игра на личность ребенка.
В связи с этим необходимо выявлять психологические особенности детей младшего школьного возраста с риском возникновения игровой компьютерной зависимости и искать пути их преодоления. Все это и определяет актуальность нашего исследования.
Методы исследования, которые мы использовали:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с применением методик:
• «Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми» (А.В. Гришина на базе методики К. Янг);
• Тест Т. Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.);
• Тест С. Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной);
• Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;
• Тест Р. Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М. Александровской;
• Опросник копинг-стратегий школьного возраста, разработанный И.М. Никольской и Р.М. Грановской.
3. Методы количественной и качественной обработки данных: методы первичной статистики, методы вторичной математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот [6]. В их работе дано определение аддитивного поведения, выделены типы компьютерной зависимости и др. М.С. Иванов рассмотрел игровую компьютерную зависимость, как разновидность аддитивного поведения, дал её определение, разделил компьютерные игры на два класса и описал их специфические черты, описал динамику развития компьютерной зависимости [2]. С.В. Краснова описала процесс формирования компьютерной зависимости, природу формирования стремления к играм, так ею описаны причины ухода ребенка в виртуальную реальность [4]. На основе исследования С.В. Книжникова, Ю.В. Серой нами были выделены группы рисков, которые определяют компьютерную зависимость у детей [5].
1. Проведенный анализ психологических особенностей младших школьников с риском возникновения игровой компьютерной зависимости, который показал, что дети обладают достаточно высоким уровнем интеллекта, средним уровнем фрустрированности и социальной адаптации.
При этом различий по указанным характеристикам по сравнению с группой детей, не склонных к игровой компьютерной зависимости не выявлено.
Также не выявлено различий в уровне осведомленности по проблеме игровой компьютерной зависимости родителей детей обеих групп.
2. Были выявлены различия в личностных чертах младших школьников с риском возникновения игровой компьютерной зависимости и не имеющих такой склонности.
Так, у детей, склонных к игровой компьютерной зависимости, преобладают черты независимости, стремления к доминированию и осторожности. Возможно, дети, стремящиеся к превосходству, со стремлением действовать наверняка и избежать рисков реального мира получают такую возможность (доминировать и прятаться) в виртуальном мире компьютерных игр.
Склонные к игровой компьютерной зависимости дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, решительностью, легко выходят из душевного равновесия и обладают повышенной нервной напряженностью.
Социальная адаптация у детей из группы с риском возникновения игровой компьютерной зависимости связана с такими личностными чертами, как экстраверсия, эмоциональная невозмутимость, решительность и самоконтроль, а низкий уровень социальной адаптации с такими личностными чертами как интроверсия, эмоциональная возбудимость, нерешительность, робость, слабый самоконтроль и низкий уровень ответственности.
Помощь в социальной адаптации детям с риском возникновения игровой компьютерной зависимости может заключаться в развитии личностных качеств положительно на нее влияющих, таких как решительность, самоконтроль, благоразумие, сдержанность, ответственность, уверенность в себе и др.
4. Детьми, с риском игровой компьютерной зависимости, предпочитаются и применяются копинг-стратегии, отличные от копинг-стратегий детей, не склонных к данной зависимости.
Дети с риском игровой компьютерной зависимости чаще применяют «потребностные» копинг-стратегии («ем, пью», «стараюсь расслабиться»); «аффективное отреагирование с агрессией» (на других «бью, ломаю, швыряю» и на себя «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев»).
Дети, не склонные к игровой компьютерной зависимости, предпочитают комплекс копинг-стратегий «Физические нагрузки, требующие расслабления сил или восстановление» («Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю»), «потребностные» копинг-стратегии («сплю», «стараюсь оставаться спокойным») и единичные копинг-стратегии «стараюсь забыть» и «говорю с кем-нибудь»
Предпочитаемые копинг-стратегии детьми с риском возникновения игровой компьютерной зависимости говорят о их низкой самоэффективности.
Таким образом, одна из задач коррекционной работы может быть связана с изменением и расширением копинг-репертуара обследуемых детей.
1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - М.: Речь. 2007. - 190 с.
2. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психология зависимости: Хрест. Мн., 2004. - С. 223-230.
3. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы III международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2014 года. - Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014 - 184 с.
4. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская, О Е. Чапова, М.О. Носатова. - М.: Эскимо, 2008 - 149 с.
5. Книжникова С.В., Серая Ю.В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка / С.В. Книжникова, Ю.В. Серая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 82-87. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56418.htm (дата обращения: 15.05.2017).
6. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот.- Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.