ГРАЖДАНСКО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье речь идет о состоянии и перспективных направлениях гражданско-патриотического образования (воспитания) в образовательном пространстве современной России. Особое внимание в статье уделяется проблемным аспектам гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в сфере дополнительного образования детей.

Ключевые слова:
гражданско-патриотическое воспитание, дети, молодежь, дополнительное образование.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В России на современном этапе развития происходит становление гражданского общества, формирование и закрепление его основных институтов. Одновременно отмечается рост гражданской активности части населения и индифферентное отношение многих социальных и возрастных групп к проблемам социально-политического, экономического и духовного развития России.

Это связано с тем, что в последние десятилетия происходят изменения не только политического и экономического уклада страны, но и всей общественной жизни.

Современному российскому обществу необходимы сознательные, ответственные граждане, так как период длительной дестабилизации жизни страны привел к отсутствию воспитательных ориентиров, а идеал воспитания, пропагандируемый государственными стандартами, оказался слишком далек от реалий школьной системы воспитания. В таких условиях воспитание гражданственности подрастающего поколения становится одной из актуальнейших проблем, затрагивающих интересы всего общества.

В современном обществе процесс гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи становится особенно актуальным, в связи с необходимостью масштабного инновационного личностного развития человека, способного не только созидать новое, но и сохранять лучшие традиции своего государства, своего народа, своей семьи, быть настоящим гражданином и патриотом.

Гражданско-патриотическое воспитание – это сложный, многоплановый, многоуровневый, интегрированный процесс, в котором положительный результат достигается путём развития ценностных ориентаций человека, осознания им значимости таких важных понятий, как Родина, Отечество, Нация, Традиции, Гражданин, Патриот, Человек, включения в созидательную деятельность.

В этом контексте перед образованием, в целом, и педагогами, в частности, в настоящее время стоит важная стратегическая задача – в условиях многообразия современной жизни сформировать у юных россиян потребность осуществлять осознанный самостоятельный выбор социально ценностных гражданско-патриотических ориентиров; способность иметь собственную устойчивую гражданскую позицию; развивать в себе чувство патриотизма и солидарности со своим народом, его историей, традициями.

Современные социально-экономические, политические события доказывают, что в XXI в. повышается значимость гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения как созидающей личности, актуализируется процесс развития воспитательного потенциала образовательных организаций и учреждений, создающих воспитывающую среду, позитивно влияющую на нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность современных детей и молодёжь.

Французский философ Шарль Монтескье более 300 лет назад сказал, что лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Именно школы призваны способствовать формированию у детей и молодежи патриотических качеств, правильной гражданской позиции, глубокого понимания гражданского долга и организовать целостную систему воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

В современных социокультурных условиях важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в современном гражданском обществе.

Развивающемуся обществу нужны: образованные, нравственные, предприимчивые люди: обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны; готовностью и способностью активно, ответственно и эффективно реализовывать комплекс гражданских прав и обязанностей; умением самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их последствия.

Описанные качества личности соотносятся с идеалом гражданина, способного отстаивать свою позицию в различных сферах жизнедеятельности. Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный человек, который может найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство [1].

Для достижения данных свойств необходим качественный пересмотр сложившейся практики организации воспитания, воспитывающей деятельности. Приоритетами воспитания должны стать гражданственность, патриотизм и нравственность.

Сегодня в качестве цели воспитания предлагается формирование человека культуры, ядро которого – субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.

Это предполагает воспитание таких качеств в человеке, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

С этой точки зрения понятие «гражданственность» должно стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессии.

По определению Г. Н. Филонова, «гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [2].

Основными субъектами, имеющими свой интерес в воспитании, являются личность, общество и государство: интерес личности состоит в том, чтобы воспитание создавало условия и возможности для ее свободного саморазвития, помогало в решении жизненных проблем; интерес общества – в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе, чтобы из детей вырастали общественно направленные люди; интерес государства – в том, чтобы воспитание помогло им стать достойными гражданами своего Отечества.

Воспитание гражданина – ключевая проблема российской педагогики. Сложно найти какую-нибудь другую педагогику мира, которая уделяла бы столько внимания понятиям «гражданственность» и «патриотизм».

Такие термины, как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно всё чаще слышать в педагогической среде.

Однако очевидно, что вышеприведённое определение сводит воедино смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Формирование личностных качеств, присущих гражданину нового времени, человек не получает от рождения. Они развиваются под влиянием гражданского образования (воспитания), которое способствует освоению знаний, норм, правил поведения, убеждений, привычек, потребности личности, т.е. основ, которые помогут подрастающему гражданину осознавать свои права, уметь ими пользоваться.

Где бы человек ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы. Многие педагоги-ученые отмечают сегодня, что гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности. При этом можно выделить, по мнению Н.И. Элиасберг, три взаимосвязанных направления гражданского образования [4].

Это: формирование у обучающихся социально-гражданской компетентности, в основе которой – совокупность знаний в области социологии, этики, права, экономики, политологии, позволяющих свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;

– воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;

– создание условий для развития гражданской активности, накопления обучающимися опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п.

Гражданина невозможно воспитать только при «точечном» воздействии на личность, в рамках называемого индивидуального подхода.

Необходимо обеспечить реально функционирующее единое гражданско-правовое и нравственно-воспитывающее пространство образовательного учреждения, которое мы понимаем, как пространство гражданской деятельности и гражданских отношений – таких, которые обогащают привычные отношения, характерные для школьной жизни (учитель – ученик, ученик – ученик), качественно иными, новыми (человек – человек, личность – личность, гражданин – гражданин).

Необходима специальная воспитывающая деятельность, закрепляющая эти понятия в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Очевидно, чтобы создать государство, в котором соблюдаются права и свободы человека, а гражданская позиция является не абстрактным идеалом, а реальным фактом, важно поднять уровень гражданского образования (воспитания) в обществе.

Современное дополнительное образование детей занимает особое место, играет особую роль в этом процессе. Особая миссия принадлежит педагогу дополнительного образования.

Мне кажется в работе педагогов, воспитателей вообще в основе лежат три знаменитых кантовских вопроса: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?

Умный, образованный человек – это, безусловно, хорошо, но важнее – истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на Земле.

По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.

Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.

В современных социокультурных условиях гражданско-нравственное образование (воспитание) рассматривается как часть общей культуры обучающихся, как условие формирования базовой культуры и правового сознания, гражданственности и патриотизма.

Считаю, что именно дополнительное образование детей в современной России может и должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства.

Для юных россиян важна установка гражданственности: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические и социально-культурные преобразования.

Безразличие, несамостоятельность, безответственность и даже безграмотность – такими эпитетами «награждают» молодое поколение не только вечно недовольные новыми временами представители уходящих поколений, но и люди, профессионально работающие в образовании.

Современное дополнительное образование детей отвергает только «знаниевую» парадигму, декларируя ценности субъектно-деятельностного подхода.

Ведь человек воспитывается не действием, а поступком, посвященным «значимому другому» (М.М. Бахтин).

Где ребенку научиться корпоративности, взаимной ответственности, сопричастности общему делу, исходящему из внутренних мотиваций сотрудничества, если школьная образовательная среда, как и прежде, перенасыщена формальными «мероприятиями», но содержит мало возможностей для конструктивного, творческого взаимодействия детей и взрослых?

С трудом входит в сознание педагогов простая мысль, что безразличие и безответственность – тоже ценностные ориентации, которые воспитываются в ребенке всем опытом его жизни, и не в последнюю очередь, школьной.

Для современной России, вступившей в период модернизации, в равной мере важны и технологический обмен, и диалог культур как внутри страны, так и с зарубежными странами и народами.

Решение многих проблем современного российского образования в развитии собственных исторических достижений и традиций.

Первое десятилетие третьего тысячелетия убедительно показало вступление человечества в информационную цивилизацию (цифровую социализацию), а это требует работников нового типа, способных работать в рыночных условиях.

Очевидно, что для жизни в информационном, «когнитивном» обществе необходима не только информационная, коммуникативная компетентность, но и способность человека к творческой инициативе (индивидуальной и коллективной), способность к самореализации в широком диапазоне разнообразных видов деятельности, его многоискуссность, а значит, готовность к осознанному выбору своего поприща и образа жизни.

В этом плане естественным для России, исторически оправданным решением могло бы стать широкое развитие гражданско-нравственного воспитательного потенциала дополнительного образования детей, а также интеграция основного (базового), профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых.

Ведь опыт России по развитию внешкольного образования детей уникален для мирового педагогического опыта.

Назовите другую страну, кроме России, где до 1920 г. были созданы прототипы учреждений современного массового дополнительного образования детей, а в 1923 г. появилась «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского!

Уже тогда было ясно, что это своеобычный и богатейший по своим возможностям социально-образовательный феномен.

Актуальный опыт многих регионов России однозначно говорит о высокой педагогической (воспитательной) и социальной эффективности гражданско-нравственного и патриотического потенциала современного дополнительного образования детей.

Известно, что содержание дополнительного образования детей включает в себя большое многообразие видов деятельности. При этом каждая из дополнительных образовательных программ по-своему уникальна, почти в каждой – свое, авторское видение предмета, можно сказать, своя идеология и технология.

Именно это и обеспечивает ребенку и его семье необходимое разнообразие индивидуального выбора тематики учебных занятий в сфере дополнительного образования детей.

В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора, самоорганизации) во всей системе образования и привести ее, тем самым, в соответствии с вызовами постиндустриального общества.

Эти изменения – ответ на новые экономические, социальные и политические вызовы последнего времени. Нам необходимо также отвечать на вызовы глобализации, стандартизации, интернационализации в ежедневной практике управления дополнительным образованием детей и взрослых. И ответить на эти вызовы может ответить только консолидированное профессиональное сообщество, разделяющее и принимающее новые нормы профессионального бытия.

Поэтому мы должны не обсуждать только наши прошлые достижения, а совместно искать новые инструменты построения сферы современного дополнительного образования детей, механизмы гибкой интеграции в соответствии с изменившимися условиями и требованиями, целями и задачами.

Дополнительное образование детей обеспечивает достижение личностных результатов обучения, воспитания, развития. Поэтому его центральной задачей мы считаем развитие субъектности обучающихся (воспитанников).

Субъектность мы определяем, как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности.

Здесь мы идем от человека, его возможностей и устремлений. Такой подход к образованию называется субъектно-деятельностным.

Говоря о понятии нравственность, мы исходим из того, что, во-первых, это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В отличие от простых норм или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.

А, во-вторых, это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Необходимость воспитания гражданственности обучающихся обусловлена усилением в этом возрасте роли нравственных убеждений, сознания в поведении.

Поведение обучающихся (воспитанников) в гораздо большей степени определяется их моральными представлениями и понятиями, системой их взглядов на жизнь. Именно в дополнительном образовании детей формируется способность воспитанников выбирать правильную линию поведения в различных обстоятельствах и ситуациях.

В дополнительном образовании детей базовым является культурологический подход, аккумулирующий те смысловые категории «культуры», которые регулируют отношения между людьми и приводят к пониманию гражданственности, гражданской позиции, гражданскому поведению на основе усвоения социокультурных ценностей (ответственность, патриотизм, толерантность и т.д.), трансформирующихся как в индивидуальное, так и социальное поведение людей.

Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей заключаются в утверждении общечеловеческих ценностей, в соблюдении этических и правовых норм общения и взаимодействия представителей различных культурных, национальных, конфессиональных, социальных групп, в утверждении основ гуманистического воспитания, в сопряжении прогрессивных отечественных педагогических технологий с образцами гуманистического образования, основанного на достижениях мировой культуры и т.д.

Но системообразующими являются мировоззренческий, познавательный, деятельностный аспекты.

Мировоззренческий аспект гражданско-нравственного воспитания: гуманность, толерантность и патриотизм. Во взаимодействии личности и общества проявляется человеческая сущность – гуманность, с одной стороны, как стремление утвердить собственную индивидуальность, ощущаемую в виде абсолютной ценности, и, с другой стороны – как уважение к суверенности другой личности, что является необходимым элементом гражданственности.

Познавательный аспект: включает в себя систему гражданско-правовых и исторических знаний обучающихся в сочетании со способами оценки и проверки получаемой информации знание истории России, устойчивые правовые знания, а также критичность мышления.

Деятельностный аспект: активная гражданская позиция и социальная ответственность личности. Внешкольные учреждения, учреждения дополнительного образования детей всегда являлись институтом воспитания, формирования личностных и гражданских качеств воспитанников.

Высокие гражданские качества, мужество, готовность служить Отечеству, высокая социальная и профессиональная ответственность и активность – эти качества традиционно преобладали во внешкольных учреждениях.

Так было в досоветский период, так было, пусть в меньшей степени, в советский период истории нашего Отечества.

Возродить, продолжить и развить эти высокие традиции в воспитательной системе современной образовательной организации – такова основная цель организации и совершенствования воспитательного процесса в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей.

В современных условиях происходит изменение содержания дополнительного образования детей (связано это с наполнением его этнокультурным компонентом за счет разработки и реализации дополнительных образовательных программ детей «Дети XXI века», «Культура мира», «Гражданин мира», «Русская словесность», «Диалог культур» и др.

В процессе дополнительного образования детей, обучающиеся получают представление о следующих ценностях: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям, ценность политического многообразия, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.

Воспитание гражданско-нравственных чувств обучающихся в дополнительном образовании основывается на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.

Каковы же основные черты гражданина нового общества?

Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.

Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.

Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.

Этому не так просто научить современного молодого человека, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут ей найти свое место в гражданском обществе.

Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, социуму, городу, стране.

Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Если эта практика не станет позитивной, если молодые граждане останутся равнодушными к проблемам общества или разочаруются в своей способности решать эти проблемы, цели гражданского образования не будут достигнуты. Если мы хотим, чтобы дети приобрели навыки и ценности, необходимые для эффективного вовлечения в жизнь социума, тогда нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему. Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Сегодня главная задача – формирование активной гражданской позиции, социализация обучающихся образовательных организаций, стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем российского общества, конкретного детского объединения, учебной группы.

Процесс гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в XXI в. имеет свою стратегию, в которой приоритетными становятся: концепции социально-ориентированного, личностно-деятельностного и ценностно-смыслового развития растущего человека как субъекта, способного активно и самостоятельно осваивать среду своей жизнедеятельности.

Гражданско-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из перспективных стратегий продвижения каждого человека к «завтрашней радости», а общества и государства в целом – к устойчивому благополучию и процветанию. И такое утверждение не покажется неоправданно оптимистичным, если главную функцию системы образования понимать не через ее узкоотраслевую ответственность за количество отличников и хорошистов, а как гражданский долг школы по формированию жизнеспособного поколения строителей новой России.

Список литературы

1. Мячина Л.К. Маленьким детям - большие права : учеб.-метод. пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

2. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

3. Элиасберг Н.И. О системе гражданско-правового образования в школах Санкт-Петербурга. Электронная библиотека «Гражданское общество». - URL : http://www.civisbook.ru/ Сведения об авторе

Войти или Создать
* Забыли пароль?