КРАТКИЙ ОБЗОР РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ В.А СУХОМЛИНСКОГО И В ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ» (11 ОКТЯБРЯ 2018 Г.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен отчет о работе круглого стола «Воспитание детей и родителей в образовательной парадигме В.А Сухомлинского и в гуманной педагогике», организованного и проведенного на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 11 октября 2018 г.

Ключевые слова:
обзор, воспитание, В.А. Сухомлинский, гуманная педагогика, семья, родители, дети.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

XXIX сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 2017 г.) приняла решение включить 100-летие со дня рождения В.А. Сухомлинского в Календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО на 2018 г. В этой связи 11 октября 2018 г. в рамках проведения Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвященного 100-летию выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского, федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» было проведено заседание круглого стола на тему: «Воспитание детей и родителей в образовательной парадигме В.А. Сухомлинского и в гуманной педагогике».

В работе круглого стола приняли участие ученые, педагоги-практики, представители родительской общественности из 20-ти российских регионов: от Приморского края до Калининграда, а также сотрудники структурных подразделений федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

С приветственным словом к участникам обратилась И.М. Логвинова – заместитель директора по образовательной деятельности федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», канд. пед. наук, доцент.

С основным докладом «Педагогика настоящего и будущего: к 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского» выступил крупнейший специалист по изучению творческого наследия В.А. Сухомлинского д-р пед. наук, профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов», лауреат Педагогической премии имени В.А. Сухомлинского М.И. Мухин.

В работе круглого стола активное участие принимали видные ученые и практики. С интересом были заслушаны доклады:

 –  д-ра ист. наук, профессора, ведущего научного сотрудника Центра истории педагогики и образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» С.Д. Половецкого на тему: «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и школа XXI века»;

– д-ра пед. наук, профессора Оренбургского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» А.М. Аллагулова на тему: «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в контексте вызовов современного образования» – в формате видеоконференции;

– канд. пед. наук, старшего научного сотрудника Центра истории педагогики и образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» С.З. Занаева на тему. «О трудовом воспитании и политехническом образовании учащихся в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского». 

Приветствие участникам круглого стола направила Л.А. Абрамова, д-р пед. наук, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Заслуженный работник образования Чувашской Республики.

В формате «свободный микрофон» на обсуждение были вынесены следующие основные проблемы:

– В.А. Сухомлинский – выдающийся деятель отечественного образования, теоретик и практик семейной педагогики.

–  В.А. Сухомлинский и современная педагогика.

– Использование творческого потенциала педагогического наследия В.А. Сухомлинского в современном процессе образования и воспитания школьников.

– Базовые ценности воспитания детей и молодежи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

 – Взгляды В.А. Сухомлинского на профессионализм и мастерство педагога в свете современных требований к подготовке учителя.

–  Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

– А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о детском коллективе: общее и особенное.

– Социализация детей и подростков на основе идей В.А. Сухомлинского.

– В.А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников: актуальность проблемы в современных условиях.

– В.А. Сухомлинский о проблемах подростковой преступности и путях их решения.

 

С сообщениями по данной проблематике выступили:

О.М. Кирюшина, член Общественной палаты Челябинской области, президент автономного некоммерческого объединения «Союз родителей»; Ю.В. Соленов, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации поддержки института семьи и традиционных семейных ценностей «Союз отцов»; И.А. Красовский, член Координационного совета Общероссийской национальной родительской ассоциации, генеральный директор Пензенской региональной общественной организации социальной поддержки и защиты граждан; А.В. Коробенкова, член Организационного комитета по проведению Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения.

Особый отклик у присутствовавших вызвало выступление Т.Е. Николаевой из Омска, главы огромной семьи, в которой получили воспитание трое своих и 47 приемных детей, кавалера ордена Почета и других наград. Она поделилась своим многолетним опытом обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В дискуссии приняли участие ученые федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: д-р пед. наук, профессор Л.В. Алиева; д-р пед. наук, профессор В.М. Казакевич; д-р пед. наук, доцент С.С. Невская, которая, как составитель, представила участникам круглого стола материалы нового издания книги В.А. Сухомлинского с условным названием «Сердце отдаю детям».

Итоги дискуссии и работы круглого стола подвел член-корреспондент Российской академии образования, д-р пед. наук, профессор В.В. Сериков, заместитель директора по научной работе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

По результатам и итогам работы круглого стола были выработаны следующие предложения:

– разработать научно-практические рекомендации по развитию в современных условиях идей гуманной педагогики В.А. Сухомлинского, по воспитанию Патриота и Гражданина;

– творчески используя педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, обратить особое внимание на решение социально-педагогических проблем сельской школы;

– принять конкретные меры по повышению Эффективности воспитательного процесса в семьях, с этой целью совместно с педагогами и родительской общественностью в регионах регулярно проводить «Неделю гуманной педагогики»;

– учитывая явно недостаточный объем специальных педагогических дисциплин, преподаваемых в педагогических вузах, обсудить актуальные проблемы в рамках круглых столов и дискуссионных клубов на тему: «Будущий учитель и проблемы современного воспитания»;

– повысить роль учителя в образовательно-воспитательном процессе в школе, разработать основные подходы к объективной оценке эффективности работы педагога;

– на различных форумах обсудить проблемы укрепления взаимодействия и сотрудничества школьного педагогического коллектива и родительской общественности, наметить конкретные меры по их решению;

– всемерно укреплять взаимодействие педагогической науки и школьного учительства, для чего ввести в практику организацию дискуссионных площадок «Педагогическая наука - школьному учителю»;

– принять меры к дальнейшей разработке конкретных педагогических рекомендаций по повышению эффективности работы с трудными подростками, а также по решению насущных проблем в рамках коррекционной педагогики;

– исключить термин «образовательные услуги» из всех, ныне действующих нормативно-правовых документов по народному образованию.

Участники круглого стола выразили искреннее желание продолжать и укреплять сотрудничество в общем деле образования и воспитания подрастающего поколения.

 

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?