Россия
В статье представлен отчет о работе круглого стола «Воспитание детей и родителей в образовательной парадигме В.А Сухомлинского и в гуманной педагогике», организованного и проведенного на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 11 октября 2018 г.
обзор, воспитание, В.А. Сухомлинский, гуманная педагогика, семья, родители, дети.
XXIX сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь
В работе круглого стола приняли участие ученые, педагоги-практики, представители родительской общественности из 20-ти российских регионов: от Приморского края до Калининграда, а также сотрудники структурных подразделений федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
С приветственным словом к участникам обратилась И.М. Логвинова – заместитель директора по образовательной деятельности федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», канд. пед. наук, доцент.
С основным докладом «Педагогика настоящего и будущего: к 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского» выступил крупнейший специалист по изучению творческого наследия В.А. Сухомлинского д-р пед. наук, профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов», лауреат Педагогической премии имени В.А. Сухомлинского М.И. Мухин.
В работе круглого стола активное участие принимали видные ученые и практики. С интересом были заслушаны доклады:
– д-ра ист. наук, профессора, ведущего научного сотрудника Центра истории педагогики и образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» С.Д. Половецкого на тему: «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и школа XXI века»;
– д-ра пед. наук, профессора Оренбургского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» А.М. Аллагулова на тему: «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в контексте вызовов современного образования» – в формате видеоконференции;
– канд. пед. наук, старшего научного сотрудника Центра истории педагогики и образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» С.З. Занаева на тему. «О трудовом воспитании и политехническом образовании учащихся в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского».
Приветствие участникам круглого стола направила Л.А. Абрамова, д-р пед. наук, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Заслуженный работник образования Чувашской Республики.
В формате «свободный микрофон» на обсуждение были вынесены следующие основные проблемы:
– В.А. Сухомлинский – выдающийся деятель отечественного образования, теоретик и практик семейной педагогики.
– В.А. Сухомлинский и современная педагогика.
– Использование творческого потенциала педагогического наследия В.А. Сухомлинского в современном процессе образования и воспитания школьников.
– Базовые ценности воспитания детей и молодежи в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
– Взгляды В.А. Сухомлинского на профессионализм и мастерство педагога в свете современных требований к подготовке учителя.
– Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
– А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о детском коллективе: общее и особенное.
– Социализация детей и подростков на основе идей В.А. Сухомлинского.
– В.А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников: актуальность проблемы в современных условиях.
– В.А. Сухомлинский о проблемах подростковой преступности и путях их решения.
С сообщениями по данной проблематике выступили:
О.М. Кирюшина, член Общественной палаты Челябинской области, президент автономного некоммерческого объединения «Союз родителей»; Ю.В. Соленов, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации поддержки института семьи и традиционных семейных ценностей «Союз отцов»; И.А. Красовский, член Координационного совета Общероссийской национальной родительской ассоциации, генеральный директор Пензенской региональной общественной организации социальной поддержки и защиты граждан; А.В. Коробенкова, член Организационного комитета по проведению Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения.
Особый отклик у присутствовавших вызвало выступление Т.Е. Николаевой из Омска, главы огромной семьи, в которой получили воспитание трое своих и 47 приемных детей, кавалера ордена Почета и других наград. Она поделилась своим многолетним опытом обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В дискуссии приняли участие ученые федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: д-р пед. наук, профессор Л.В. Алиева; д-р пед. наук, профессор В.М. Казакевич; д-р пед. наук, доцент С.С. Невская, которая, как составитель, представила участникам круглого стола материалы нового издания книги В.А. Сухомлинского с условным названием «Сердце отдаю детям».
Итоги дискуссии и работы круглого стола подвел член-корреспондент Российской академии образования, д-р пед. наук, профессор В.В. Сериков, заместитель директора по научной работе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
По результатам и итогам работы круглого стола были выработаны следующие предложения:
– разработать научно-практические рекомендации по развитию в современных условиях идей гуманной педагогики В.А. Сухомлинского, по воспитанию Патриота и Гражданина;
– творчески используя педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, обратить особое внимание на решение социально-педагогических проблем сельской школы;
– принять конкретные меры по повышению Эффективности воспитательного процесса в семьях, с этой целью совместно с педагогами и родительской общественностью в регионах регулярно проводить «Неделю гуманной педагогики»;
– учитывая явно недостаточный объем специальных педагогических дисциплин, преподаваемых в педагогических вузах, обсудить актуальные проблемы в рамках круглых столов и дискуссионных клубов на тему: «Будущий учитель и проблемы современного воспитания»;
– повысить роль учителя в образовательно-воспитательном процессе в школе, разработать основные подходы к объективной оценке эффективности работы педагога;
– на различных форумах обсудить проблемы укрепления взаимодействия и сотрудничества школьного педагогического коллектива и родительской общественности, наметить конкретные меры по их решению;
– всемерно укреплять взаимодействие педагогической науки и школьного учительства, для чего ввести в практику организацию дискуссионных площадок «Педагогическая наука - школьному учителю»;
– принять меры к дальнейшей разработке конкретных педагогических рекомендаций по повышению эффективности работы с трудными подростками, а также по решению насущных проблем в рамках коррекционной педагогики;
– исключить термин «образовательные услуги» из всех, ныне действующих нормативно-правовых документов по народному образованию.
Участники круглого стола выразили искреннее желание продолжать и укреплять сотрудничество в общем деле образования и воспитания подрастающего поколения.