БУЛЛИНГ – ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме буллинга в школе. Буллинг в работе рассматриваются как одни из видов насилия В статье проведен анализ зарубежных, и отечественных научных подходов а понятию «буллииг», рассмотрены основные его формы и признаки, а также психологические характеристики буллеров. В ходе проведенного анализа теоретических исследований автор пришел к выводу, что буллинг - это длительное, повторяющееся публичное агрессивно-насильственное поведение группы лиц или одного индивида, в отношении лица, не способного от него защититься и демонстрирующего, возникшую вследствие деструктивного воздействия свою уязвимость.

Ключевые слова:
буллинг, подросток, несовершеннолетний, социальное насилие, агрессия.
Текст

Современный этап развития общества характеризуется наличием негативных тенденций: стремлением к индивидуализации, ростом социальной напряжённости, усилением влияния отрицательных образцов культуры. Все это приводит к распространению различных видов девиантного поведения. Указанная тенденция характерна и для российской школы. Так «в России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования» [22].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года» (далее по тексту – Стратегия). В соответствии с данной Стратегией одним из основных направлений воспитания является разработка и реализация программ воспитания обучающихся направленных на повышение уважения детей друг к другу. В результате реализации данных программ в детской среде должны стать нормой позитивные модели поведения, снизиться уровень антиобщественных проявлений со стороны детей [1].

Исследования, посвящённые проблеме насилия, реализуются в трех направлениях: собственно, насилия; насилия, как моббинга и насилия, как буллинга. При этом содержание понятия «насилие» шире понятий «моббинг» и «буллинг» и включает их.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, насилие – это «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого, являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [6].

Проблеме насилия посвящены научные исследования Салмона (Salmon), Кохна (Cohn), Стобо (Stobo), С.Н. Абельцев, И.А. Баевой, Л. Берковиц, Е.Н. Волковой, С.С. Обнинского, В.А. Ситарова, М.А. Тоторкулова и др.

Д.Н. Соловьев (2015) обобщая определения насилия, разработанные выше названными авторами, предложил следующую формулировку данного термина. «Насилие – это все формы физического и /или эмоционального жестокого обращения, сексуальное насилие, пренебрежительное отношение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к реальному или потенциальному урону здоровья ребенка, его жизни, развитию или достоинству в контексте отношений ответственности, доверия или силы» [19].

Понятие «буллинг» по психологическому смыслу шире по отношению к понятию «моббинг» (от англ. mob – толпа), под которым принято понимать травлю одного человека одним лицом или группой лиц. «Лейманн Х. охарактеризовал моббинг как «психологический террор», который включает систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека» [23, 24].

Одним из первых исследователей моббинга был П. Хейманн (Heineman). Данный ученый обратил внимание на проблему длительного повторяющегося насилия в малой группе [16]. Моббингу посвящены также исследования Д. Олвеус (D. Olweus), К.В. Колодей, Е.С. Косачева, Н.П. Романова и др.

Понятие буллинг включает помимо названных еще психологические и интеллектуальные аспекты. Это выявил Д. Олвеус (D. Olweus (1970)) и ввел новый термин буллинг (англ. bullying). Данный ученый «описал буллинг как особый вид насилия, когда человек физически нападает или угрожает другому человеку, который слаб и бессилен, чтобы человек чувствовал себя напуганным, изолированным, лишенным свободы действий длительное время. У обоих участников буллинга после подобного нападения проявляется эмоциональная травма, а также страх перед возможностью повторения ситуации нападения. Это определение показывает, что буллинг отличается от случайной драки или ссоры между двумя людьми, примерно одинаковой силы. В случае буллинга и «обидчик», и «жертва» – части одной и той же взаимодействующей социальной группы» [18].

Хелд (Heald) (1994), обратил внимание на длительность ситуации буллинга. Он отметил, что буллинг – это «длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению» [15].

Фактор неоднократности нападения при буллинге был отмечен Бесаг (Besag (1989)). Кроме того, данный ученый обратил внимание на то, что нападение может совершаться с применением вербальных средств общения. При этом оно совершается лицами, власть которых выше и против тех, кто не может защититься. Цель такого нападения – получение удовлетворения посредством причинения страдания другим. При этом Р. Дж. Хазлер (Hazler (1996)) утверждает, что «обидчик» применяет такое поведение чтобы обесценить «жертву» [2]. Данный ученый также отметил наличие обратной связи при буллинге. По его мнению, в ситуации буллинга происходит деструктивное взаимодействие, в котором доминирующий субъект демонстрирует поведение, вызывающее замешательство менее доминирующего.

Публичность протекания буллинга отмечена C.M. Arora (1994), который обратил внимание на то, что действия буллира поддаются наблюдению, то есть происходят на глазах у окружающих.

Социальную структуру буллинга (стратификацию) предложил Роланд (Roland (1989)). Данная система включает обидчиков (преследователей, агрессоров, хулиганов) и их жертв и свидетелей (наблюдателей). Страдание свидетелей насилия подтвердили также исследования Аскев (Askew (1988)), который отметил, что «от травли страдает не только «жертва», но и все окружающие, которые бессильны дать отпор «обидчику»» [7].

Проблеме буллинга в отношении детей и подростков посвящены научные работы отечественных ученых: С.В. Кривцовой (2011); В.Р. Петросянц (2011); Д.Е. Щипановой, К.А. Беспаловой, М.А. Киляковой (2014); Р.Б. Иванченко, В.С. Соловьева (2014); Д.Н. Соловьевым (2015); М.Р. Арпентьевой (2016); Н.В. Катовой (2016); А.К. Осницким С.Ю. Тарасовой, С.Н. Ениколоповым (2016); Е.И. Погореловой, И.В. Арьковой, А.С. Голубовской (2016); О.А. Гребенниковой, М.И. Добролюбовой (2017) и др. Одним из первых отечественных ученых, заинтересовавшихся проблемой буллинга является И.С. Конн (2006), который доказал ее актуальность для современных российских подростков.

С.В. Кривцова отмечает, что «буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим» [14]. То есть выделяет в качестве признака и одной из причин буллинга – реакцию жертвы на проявление насилия.

Д.Н. Соловьев рассматривает буллинг, как форму деструктивного конфликтного взаимодействия [19]. Полагаем, что данное определение не отражает сущности буллинга, так как деструктивное конфликтное взаимодействие не всегда носит длительный и неоднократный характер. Кроме того, это определение не отражает ролевые позиции участников буллинга, оно может быть применимо к не только к межличностным, но и к межгрупповым конфликтам.

В.Р. Петросянц, считает, что буллинг – это форма межличностного взаимодействия при которой один человек выступает обидчиком, а другой жертвой, длительно и систематично подвергающейся психическому и физическому насилию [16]. Данное определение не учитывает, что буллинг может носить групповой характер, и особенности ответной реакции жертвы.

Анализ зарубежных и отечественных подходов к определению термина «буллинг» позволил сделать вывод, что буллингом признается длительное, повторяющееся публичное агрессивно-насильственное поведение группы лиц или одного индивида, в отношении лица, не способного от него защититься и демонстрирующего, возникшую вследствие деструктивного воздействия свою уязвимость.

В научной литературе рассматривают различные формы проявления буллинга. Так, Р.Б. Иванченко, В.С. Соловьев проанализировали разновидности буллинга, распространенного в школе: эмоциональное насилие, кибербуллинг, физическое насилие, экономическое насилие, телесные наказания [12]. Причем, научно доказано, что «именно травля (как правило, в форме отвержения) со стороны сверстников приводит к суициду среди подростков)» [14].

Согласно исследованию В.Р. Петросянц, в настоящее время в образовательной среде, по мнению учеников, преобладают следующие формы насилия: унижения, сплетни, интриги и угрозы (то есть психологические формы насилия). В то же время, учителя отмечают наличие физического насилия, сплетни и унижение (то есть психологические и физические формы насилия) [16].

Зарубежными и отечественными авторами изучены причины, обусловливающие возникновение буллинга.

Согласно исследованию Ким (Y. Kim), Квак (K. Kwak), Лек (C. Lec), Парк (H. Park), Чо (U. Cho) причиной буллинга являются особенности личности жертвы (робость, отсутствие близких друзей, физическая слабость по сравнению с обидчиком).

М.Р. Арпентьева связывает, наличие буллинга в школе с особенностями норм и правил поведения, принятых в системе образования. Стремление упорядочить развитие и поведение учеников и учителей, удержать их в рамках норм сложившейся системы образования приводит к тому, что образование становится насильственным и разрушающим как для учащихся, так и для обучающих [3]. Данную точку зрения поддерживают Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова, которые считают, что школьному насилию способствуют следующие факторы.

1. Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает большая анонимность, то есть меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того, что учителю трудно «дойти» до каждого, углубится в его проблемы.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена теми же факторами, что и у детей. Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям.

3. Равнодушие и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются, предпочитая оставить решение ситуации самим детям [11].

О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова в качестве основных социальных факторов, провоцирующих буллинг среди школьников, отметили: семейное неблагополучие, конфликтную среду в коллективе, отсутствие контроля над школьниками со стороны школьного персонала и трансляцию насилия в СМИ [10].

С.Ю. Тарасова, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов считают, что причиной буллинга является повышенная агрессивность обидчиков, то есть буллинг рассматривают как вариант агрессии [21].

В.Р. Петросянц рассматривает в качестве причин, обусловливающих буллинг в школе желание учеников сохранить статус в группе и соответствовать группе, а также доминировать над другими. Кроме того, причиной буллинга может стать внешность жертвы (привлекательная или негармоничная), а также предпочтение жертвы учителем другим ученикам [16].

Представляется вполне обоснованной позиция Д.Н. Соловьева, который предложил разделить факторы, обусловливающие возникновение буллинга на две группы: 1) групповые (социально-психологические) и 2) личностные (психологические).

К первой группе факторов относятся: отрицательный социально-психологический климат класса (Б. Кохен (Cohen)); наличие неформального лидера с высоким уровнем агрессивности (Салмивалли (Salmivalli)); наличие аутсайдера в классе (Салмивалли (Salmivalli), К. Лагерспетц (Lagerspetz), К. Бьерковист (Biorkovist), К. Остерман (Osterman)); антисоциальное содержание совместной, значимой для личности и группы деятельности; низкий уровень развития группы как коллектива.

Вторая группа факторов включает особенности поведения буллера, жертвы и свидетелей:

  • агрессивное поведение (длительные повторяющиеся агрессивные действия; агрессивные действия по отношению к заведомо более слабому члену коллектива – жертве; мотивом агрессии буллера является стремление занять высокий социальный статус в группе; использование булл различных видов агрессии – вербальная, физическая, вымогательство, шантаж, распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство жертвы, косвенная агрессия (групповой байкот) и др);
  • виктимное поведение жертвы (физическая слабость, замкнутость, отсутствие друзей в классе, низкий уровень форсированности социальной компетентности);
  • конформное поведение членов класса (свидетелей) (проявляется следующим образом: члены класса согласны с буллером, но сами не инициируют булинг; не согласны с буллером, но бояться занять место жертвы и не верят, что могут изменить ситуацию; занимают позицию невмешательства, поскольку не рассматривают ситуацию буллинга как личностно значимую) [19].

Научные исследования буллинга затрагивают вопросы индивидуальных психологических особенностей участников буллинга: буллеров, жертв, свидетелей.

Буллеры (обидчики) с точки зрения Олвеса (D. Olweas (1994)) обладают высоким потенциалом общей агрессивности. Они нападают кроме своих жертв на учителей и родных. Они проявляют положительное отношение к агрессии. Они не обладают эмпатией к своей жертве и у них высокая потребность в доминировании [4]. Буллеры испытывают потребность управлять другими и получают удовлетворение от подчинения других [8]. Кроме того, буллеры сами к себе очень хорошо относятся [13]. С.В. Кривцова считает, что «инициаторами травли выступают дети с нарциссическими чертами характера» [14].

В.Р. Петросянц в ходе эмпирического исследования выявила, что буллеры отличаются «позитивным глобальным самоотношением, самоуважением, самопринятием, аутосимпатией и самопониманием, принятием себя. Аффективной сфере буллеров присущи: раздражительность, эмоциональная неустойчивость, не выраженность социальной эмоциональности. В сфере межличностных отношений буллерам свойственны: принятие других и внутренний контроль, интернальность в межличностных отношениях, повышенный уровень враждебности-агрессивности, зависимость от мнения других, средне коммуникативные способности и внешнее соблюдение общепринятых норм и правил. У таких лиц снижены показатели социально-психологической адаптированности и личностного адаптационного потенциала, нервно-психиче6ская устойчивость» [16].

В научной литературе описаны общие для жертв буллинга психологические особенности, а также их специфика в зависимости от поведенческой реакции на ситуацию буллинга (покорность, агрессивность).

Рассмотрим общие психологические характеристики жертвы. Жертва не способна эффективно защищаться от нападения, им свойственны следующие психологические особенности: социальная отрешенность, склонность уклоняться от конфликтов; чувствительность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, повышенная тревожность, депрессивность, низкая самооценка, неуверенность в себе, с преобладанием неконструктивных копинг-моделей, сниженная учебная мотивация, коммуникативная некомпетентность [17].

Психологические особенности жертвы буллинга также вывялены в исследовании В.Р. Петросянц: низкие показатели самоуважения, аутосимпатии, повышенное самообвинение, неадекватность самооценки, выраженность проблемных переживаний, повышенный эмоциональный дискомфорт, тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к непринятию других, к уходу в себя, ожидание внешнего контроля, зависимость от мнения других, принятие позиции подчинения, сниженная интернальность, слаборазвитые коммуникативные способности, дезадаптивность, низкий адаптивный личностный потенциал и нервно-психическая устойчивость [16].

Буллинг оказывает отрицательное влияние не только на буллеров и их жертвы, но и на свидетелей такого насилия. Тем более, что оно всегда происходит на глазах у зрителей, поскольку буллер таким образом самоутверждается в глазах других, показывает свою власть. Установлено, что буллинг отрицательно влияет на самооценку его свидетелей, снижает ее (Taylor) [20].

Свидетели буллинга могут по-разному относиться к этой ситуации: 1). Соглашаться с обидчиком, но не быть инициаторами буллинга; 2) не соглашаться с обидчиком, но бояться занять место жертвы или не верить, что могут изменить ситуацию; 3) занять позицию невмешательства, так как не считают ситуацию буллинга личностно значимой [19].

Следует отметить, что в настоящее время психологический портрет свидетелей буллинга не достаточно разработан и требует научного изучения и осмысления.

В целом, в настоящее время проблема буллинга в школе является актуальной и активно изучается как в рамках научных исследований, так при осуществлении педагогической деятельности.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года» / СПС «Консультант Плюс»

2. Арора С. М. Д. Измерение издевательств с жизнью в контрольном списке школы // Патаральная забота в образовании. 1994. № 12. С.11-15.

3. Арпентьева М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школе / М.Р. Арпентьева / Проблемы современного образования. № 5. 2016. - С. 39-49.

4. Бксаг В.И. Булли и жертвы в школах, Милтон Кейнс; Открытая университетская пресса. 1989.

5. Васищев А.А., Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Особенности поведенческих критериев оценки исправления несовершеннолетних осужденных // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. - Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2018. С. 60-62.

6. Википедия [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org / (дата обращения: 25.11.2017.)

7. Глазман О.Л. Проблема буллинга (насилия в школе) // Ананьевские чтения-2005. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 436-437.

8. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р н/ Д: Феникс, 2006. - С. 122.

9. Екимова В., Кокурин А. Отношение учащихся к различным командам. Методы // Методология - социальные и поведенческие науки. 2015. С. 1.

10. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология 2015. Том 4. № 4. С. 5-10.

11. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. СПб.: Речь, 2005. С. 48-49.

12. Иванченко Р.Б. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия / Р.Б. Иванченко, В.С. Соловьев / Вестник Воронежского института МВД России. № 3/2014. - С. 128-131.

13. Квак К., Ли С. Запугивание в школе: ситуация и характеристика Seul San Foundathion Press. 1999.

14. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011. Цитата по: mir.zavantag.com

15. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / Сайт Киберленинка [Электронный ресурс]. http: //сyberleninka.ru (дата обращения: 25.11.2017.).

16. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дисс …на соиск ученой степени канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Р. Петросянц. СПб.: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». - 190 с.

17. Ригби К. Эффект сверстнической виктимизации в школах и проклятая социальная поддержка по благотворному благополучию // Журнал подросткового возраста. 2000. № 23. рр. 57-68.

18. Смит П. К., Уитни И. Обзор характера и масштабов издевательств в младших / средних и средних школах // Образовательные исследования. 1993. № 35. С. 3-25.

19. Соловьев Д.Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков: учебно-методическое пособие / Д.Н. Соловьев. М.: ФГБОУ ВПО МО ГПУ Омск, 2015. - 55 с.

20. Стрельцова И.П. Возрастные особенности представлений о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них / И.П. Стрельцова // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы Первой международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Рубцова. М.: Смысл, 2004. - С. 174-184.

21. Тарасова С.Ю. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности / С.Ю. Тарасова, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов // Психолого-педагогические исследования. Т. 8. № 4. 2016. - С. 102-116.

22. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - С. 5.

23. Щипанова Д.Е. Моббинг в образовательной среде // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т.23. №4. - С. 64-69.

24. Щипанова Д.Е. Психологическое насилие в образовательной среде как фактор социального риска / Д.Е. Щипанова, К.А. Беспалова, М.А. Килякова / Сайт Интерактивплюс [Электронный ресурс]. https://interactive-plus.ru/ (дата обращения: 25.11.2017.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?