НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПРИМЕРЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ» В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется опыт преподавания в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя экспериментальной практико-ориентированной учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам». Основной акцент делается на аудиторных практических занятиях, самостоятельной работе, экзамене. Рассматриваются особенности изучения наиболее типичных учебных фабул по расследованию уголовных дел связанных с кражами, грабежами, разбойными нападениями и другими, по которым курсанты под руководством преподавателей отрабатывают различные навыки, в том числе по составлению процессуальных документов. В статье излагаются особенности совместного проведения практических занятий преподавателями кафедры предварительного расследования и кафедры оперативно-розыскной деятельности, а также последующего приема экзамена в форме учений, который апробирован в ходе ранее неоднократных проводимых межвузовских оперативно-тактических учений, с использованием комплексных криминалистических полигонов.

Ключевые слова:
обучение, учебный план, учебная дисциплина, практика, экзамен, учения, навыки.
Текст

Постоянно повышающиеся требования к современному цивилизованному, правовому государству и обществу накладывают свой отпечаток и к системе государственных органов. Правоохранительные органы, будучи частью системы государственных органов исполнительной власти, сталкиваются с необходимостью борьбы с преступностью в новых динамично развивающихся условиях.

Анализ практики показывает, что решить задачу по повышению эффективности борьбы с преступностью только путем совершенствования нормативно-правовой базы оказывается недостаточным [5].

В связи с этим, безусловно, возникает необходимость поиска дополнительных путей решения задач поставленных перед государственными правоохранительными органами.

Одним из таких направлений является необходимость дальнейшего качественного совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям по уровню профессиональной подготовки, развитию необходимых профессиональных качеств.

Одной из характерных тенденцией является изменяющиеся требования к выпускнику вуза, происходит постепенное сближение практической и научной сфер его деятельности. Это вызывает необходимость комплексного рассмотрения вопросов подготовки выпускника вуза в контексте профессиональной мобильности и конкурентоспособности, а также в контексте становления его как социально и гуманистически ориентированной личности, в ходе получения им образования на основе компетентностного подхода [2, 6].

Современные образовательные стандарты направлены на усиление практической направленности обучения и формирование соответствующих профессиональных компетенций.

Разделяя взгляды Любана В.Г., Парамонова И.М. и других, мы согласны с тем, что интеграция между теорией и практикой должна быть значительно большей, нежели та, которую мы имеем сегодня при преподавании курсов уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, а также других специальных дисциплин [4].

В рамках реализации новых вызовов и требований в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя уже несколько лет преподается недавно введенная практико-ориентированная учебная дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам». Указанная дисциплина предназначена для курсантов 4 курса факультета подготовки оперативных сотрудников полиции, которые уже успели к этому времени успели овладеть основными положениями уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и другими учебными дисциплинами.

К целям изучения указанной дисциплины можно отнести:

- знаний о формах взаимодействия дознавателя с оперативным уполномоченным в ходе производства расследования по уголовному делу;

- формирование у курсантов умений, по применению полученных в ходе обучения знаний о деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска в составе следственно-оперативной группы;

- знаний о порядке производства дознания и другие.

Поставленные цели можно достигнуть через решение следующих задач:

- организовать и обеспечить условия позволяющие курсантам усвоить комплекс знаний в сфере организации и порядка осуществления предварительного расследования в ходе уголовного судопроизводства;

- помочь сформировать курсантам необходимые навыки и умения действий в составе следственно-оперативных групп;

- развивать необходимые навыки по работе с результатами оперативно-разыскной деятельности и порядку представления органу дознания, следователю или в суд;

- организовать и обеспечить усвоение курсантами алгоритма действий в условиях смоделированных ситуаций совершенных преступлений, максимально приближенных к реальным событиям и другие.

Дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» преподается кафедрой предварительного расследования и кафедрой оперативно-розыскной деятельности.

В ходе ее изучения основной акцент делается на аудиторные практические занятия и самостоятельную работу курсантов. В ходе практических занятий курсантами изучаются наиболее типичные учебные фабулы по расследованию уголовных дел связанных с кражами, грабежами, разбойными нападениями и другими, по которым они под руководством преподавателей отрабатывают различные навыки, в том числе по составлению процессуальных документов.

Для проведения занятий разработаны и утверждены методические рекомендации по проведению практических занятий, учений и организации самостоятельной работы для курсантов [3] на основании которых занятия проводятся совместно преподавателями кафедры предварительного расследования и кафедры оперативно-розыскной деятельности (по два преподавателя от каждой из кафедр в каждом учебном взводе).

К числу передового опыта следует отнести то, что в качестве итоговой формы контроля по преподаваемой дисциплине впервые используется проведение экзамена в форме учений, который апробирован в ходе ранее неоднократных проводимых межвузовских оперативно-тактических учений, с использованием комплексных криминалистических полигонов.

Особенностью приема экзамена заключается в том, что в нем задействованы преподаватели двух вышеуказанных кафедр, и он состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть экзамена проводится в учебных аудиториях в классическом порядке, в ходе которого курсанты дают устные ответы, демонстрируя приобретенные и усвоенные теоретические знания по вытащенному билету.

Для приема данной части экзамена, как и для практической ее части, создаются несколько комиссий из числа преподавателей кафедры предварительного расследования и кафедры оперативно-розыскной деятельности, что позволяет оперативно и объективно проверить полученные знания по междисциплинарной практико-ориентированной дисциплине.

Вытащив экзаменационный билет, курсанты расходятся по комиссиям, где после подготовки дают ответ на теоретическую часть задания.

После сдачи теоретической части экзамена курсанты направляются на комплексный криминалистический полигон, где осуществляют сдачу второй, практической, части экзамена, на отведенных рабочих местах учебных аудиторий.

Данный этап экзамена направлен на выявление практической подготовки курсантов, проверки их практических навыков, умений, полученных в ходе изучения учебной дисциплины по предлагаемым практическим ситуациям.

В целях погружения в реальную моделируемую практическую ситуацию, на комплексном криминалистическом полигоне воссоздаются несколько обстановок произошедшего преступления требующих производство осмотра места происшествия, а так же выполнения комплекса иных практических заданий. Помимо воссоздания обстановки произошедшего события, привлекаются статисты (в лице преподавателей), для отработки таких практических элементов как взятие заявления, опроса заявителя и других.

Важными задачами метода моделируемых ситуаций являются:

  • развитие умения анализировать;
  • формирование способности к выработке и принятию самостоятельных решений;
  • профилактировать возникновение девиаций поведения, нервно-психических срывов [1].

Таким образом, по результатам комплексного выполнения задания, курсанты демонстрируют свои знания и навыки по выполнению конкретных практический действий в рамках предварительной проверки сообщения о преступлении, а также составлении необходимого перечня процессуальных документов (протокола осмотра места происшествия, протокола принятия устного заявления, объяснения заявителя и других в зависимости от полученной учебной фабулы.

Подготовленный пакет документов сдается на проверку комиссии и оценивается по сумме набранных баллов за каждый отдельный протокол.

В целях реализации единообразного и объективного подхода в оценивании преподавателями представленных протоколов, их анализ производится на основе заранее разработанных и утвержденных критерий предъявляемых к каждому процессуальному документу по отдельности.

По окончании приема второй практической части экзамена комиссия коллегиально выставляет каждому курсанту итоговую оценку с учетом теоретической и практической части выполненного ученого задания по экзаменационному билету.

Накопленный положительный опыт преподавания учебной дисциплины «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» в ходе обучения курсантов 4 курса в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя позволяет сделать ряд выводов:

- указанная учебная дисциплина позволяет курсантам понять, и овладеть знаниями и навыками взаимодействия между оперативными уполномоченными сотрудниками и следователями, дознавателями и иными участниками в ходе предварительного расследования по уголовным делам;

- дает возможность ознакомиться со спецификой их предстоящей практической деятельности связанной не только с раскрытием преступлений, но и сопровождением их дальнейшего расследования;

- знакомятся не только с содержанием и спецификой процессуальных документов (протоколом осмотра места происшествия, протоколом принятия устного заявления, поручениями и другими), но и приобретают навыки по их составлению;

Таким образом курсанты факультета подготовки оперативных сотрудников полиции в ходе изучения указанной дисциплины приобретают навыки производства отдельных следственных действий, которые в последующем им придется проводить самостоятельно при работе в оперативных подразделениях (как показал выборочный опрос оперативных сотрудников полиции, направленных на повышение квалификации в Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, более 60% обысков и порядка 90% выемок оперативные сотрудники проводят самостоятельно исполняя соответствующее поручение следователя (дознавателя)).

С учетом вышеизложенного, анализируя накопленный положительный опыт, считаем, что дисциплина «Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам» позволяет курсантам более успешно адаптироваться к предстоящей практической деятельности в качестве оперативного уполномоченного сотрудника.

Список литературы

1. Анашкин О. А., Горач Н. Н. Возможности психологического тренинга на основе моделирования профессиональных ситуаций в профилактической работе с личным составом правоохранительных органов // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 1. C. 4-4 DOI:https://doi.org/10.12737/23964.

2. Горач Н.Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода // В сборнике: Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственный редактор: М.Г. Жилкин. 2015. С.47.

3. Есина А. С., Сермягин К. А., Хмелев С. А. Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам: метод. рекомендации для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы для курсантов ФПОСП. / -М.: МосУ МВД России имени В. Я. Кикотя. 2014. С. 22.

4. Любан В. Г., Парамонов И. М. Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 176-178.

5. Любан В. Г., Сермягин К. А. Вопросы совершенствования правовой сферы в борьбе с криминальным автобизнесом // Вестник Московского Университета МВД России. 2011. № 6. С. 241-245.

6. Мальцева Т.В. Использование интерактивных методов обучения в обучении сотрудников полиции // Полицейская деятельность. 2013. № 6. С. 429-441.


Войти или Создать
* Забыли пароль?