Калуга, Калужская область, Россия
Калуга, Россия
Роль самостоятельной поисковой деятельности в достижении целей личностного и социального развития ребенка неоспорима. При этом на разных этапах развития включенность ребенка в учебно-поисковую деятельность находится на неодинаковом уровне. В статье на примере знакомства с наглядной геометрией показано как меняется роль педагога в организации поисковой деятельности ребенка по мере его взросления. Особый акцент сделан на процесс обучения ребенка самостоятельному конструированию темы проекта. Обоснована роль сотворчества между учителем и учащимися при проектировании тематики учебных проектов как важного ресурса становления личности. Приведены примеры формулировок проектов нового типа — игровых или имитационных поисковых проектов.
геометрия, учебный проект, внеурочная деятельность по математике, поиск и разработка темы проекта, сотворчество.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО) отмечено, что решающая роль в достижении целей личностного и социального развития обучающихся принадлежит содержанию образования, способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества. Эффективное сочетание урочных и внеурочных форм работы позволяет оптимизировать процесс постижения содержания любого учебного предмета. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся в этой ситуации выступают связующим звеном и созвучны образовательным потребностям детей в силу их любопытства и любознательности. Осваивавшие в начальной школе под руководством учителя различные способы осуществления регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, учащиеся основной школы поставлены в ситуацию, когда от них ожидают «направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества». При этом педагог должен осознавать, что такой переход должен быть постепенным. Покажем как он может быть реализован в рамках использования проектной и учебно-исследовательской деятельности при освоении геометрического материала, по сути учебного проекта по геометрии, отличительной особенностью которого является наличие личностно-значимого для конкретного ученика результата его выполнения. Геометрические понятия, как и любые математические понятия, возникли в истории развития человечества как продукты абстрагирования отдельных свойств объектов окружающего мира. Процесс познания в исторической перспективе проходил вначале в эмпирической форме, т.е. через наблюдение и измерение в рамках практической деятельности, а затем, начиная с Евклида, в рационалистической форме, на основании логических доводов. Такой подход нашел отражение и в обучении, когда дети до 7-го класса сталкиваются только с отдельными геометрическими понятиями, причем не только в рамках уроков математики, но и в обычной жизни, либо в рамках изучения пропедевтического курса «Наглядная геометрия» (Н.Б. Истомина, И.Ф. Шарыгин, В.И. Смирнов и пр.). Систематический или регулярный курс геометрии согласно традициям отечественного школь-
ного математического образования начинают изучать с 7-го класса.
1. Кокорина Н.Г. Развитие пространственного воображения посредством решения нестандартных и занимательных задач [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 15. - С. 60-65. - URL: http://e-koncept.ru/2017/573012.htm.
2. Кулишер А.Р. Начальный (пропедевтический) курс геометрии в начальной школе. Его цели и осуществление. // Труды 1 Всероссийского съезда преподавателей математики. - Т. 1. - СПб, 1911-1912. - С. 376-411.
3. Павлова О.А., Лыфенко А.В., Чиркова Н.И. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманизация образования. - 2016. - № 1. - С. 10-15.
4. Стефанова Н.Л. Проблема развития исследовательских умений с позиции метаметодического подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - Т. 2. - № 3. - С. 167-175.