ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО И ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 1880-Е ГГ. – НАЧАЛО ХХ В.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе значительного числа опубликованных исследований и источников автор статьи ставит практически неисследованную в отечественной историографии проблему реализации школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России второй половины ХIХ – начала ХХ в. Отмечается, что реализация норм образовательного законодательства являлась важным элементом политико-правового процесса в отечественном образовании. Министерство народного просвещения и органы руководства системой образования в регионах России предпринимали активные действия по оптимальному внедрению в практику российского образования законодательных положений, принятых в результате реформ отечественного образования в 1860–1870 гг. На основе баланса между национальными традициями и европейскими новациями, в новых исторических условиях была продолжена реализация идеи модернизации системы просвещения российского государства. И хотя органы, принимавшие нормативные акты, рассчитывали на их неукоснительное исполнение, сложившаяся практика отношений между участниками образовательного процесса продолжала оказывать порой более весомое значение, чем исполнение законодательных актов.

Ключевые слова:
политико-правовой процесс в образовании, государственная политика в области образования, законодательство в области образования, педагогическая целесообразность, права учащихся, циркулярное требование.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

В последние годы в отечественной историографии активно разрабатываются многочисленные проблемы государственного регулирования в области образования пореформенной России, высказываются интересные суждения, которые во многом меняют взгляд на, казалось бы, устоявшиеся трактовки историко-педагогического прошлого. Так, например, утверждается, что развитие системы народного просвещения в пореформенной России основывалось «… на нравственно-свободном, четко не закрепленном в законодательных актах сочетании духовно-нравственных и властно-правовых начал общественного управления». При этом к концу ХIХ в. «новаторские политические установки и созданные новые законодательные механизмы не всегда гармонично вживались в традиции, накопляемые законодательством на протяжении всего ХIХ в.» [13; 216]. В итоге «установив правовой режим функционирования, власть сосредоточилась на оперативной корректировке в законодательном регулировании возникавших проблем» [13; 202].  Поднятые вопросы получили развитие в  последующих работах А.В. Овчинникова [12, 14].

Однако выявленные к настоящему времени тенденции развития политико-правового

процесса в сфере общего образования не дают исчерпывающего представления о ходе реализации активно принимаемого в то время законодательства в повседневной практической работе российских  учебных заведений.

Начальное и гимназическое образование в России с начала 80-х гг. ХIХ в. вступило в новую фазу развития. Правительственная политика и созданное на ее основе школьное законодательство, базировавшиеся на реформационных идеях 1860-х гг., уже через полтора десятка лет перестали соответствовать требованиям времени. Именно к началу 80-х гг. ХIХ в. наметилось замедление процесса обновления начального и гимназического образования. Стали восстанавливаться его традиционные нормы. В результате этого к середине 90-х гг. ХIХ в. обозначилось нарастание внутренних противоречий в школьной системе как важного элемента общественного развития [6; 12].

Однако власть продолжала прилагать большие усилия, направленные на совершенствование педагогического процесса, обеспечение его целостности и осмысленности. При этом необходимо отметить, что реально  действующие тенденции в работе начального и гимназического образования во многом  возникали  вопреки  целенаправленной деятельности властных структур по поддержанию качества учебно-воспитательного процесса.

Одним из важных исторических источников реализации законодательства в области начального и гимназического образования в России с 80-х гг. ХIХ в. по начало ХХ в. являются предложения министра народного просвещения, его указания, дополнения к циркулярам, разъяснения органов государственного контроля, памятные листки для начальников учебных заведений. Большинство из них публиковались в приложениях к Циркулярам по Московскому учебному округу в особой рубрике «Из хроники законодательства, циркуляров и сенатских разъяснений».

Изначально официальные документы печатали специальные издания, которые назывались Циркуляры по учебным округам. С 1 января 1910 г. по предложению министра народного просвещения эта практика была прекращена и в результате администрация начальных и средних учебных заведений  оказалась «по их собственным отзывам, в весьма затруднительном положении в пользовании официальными материалами» [17; 1]. Хотя сам министр полагал, что устраняет «двоякий характер печатаемого материала в Циркулярах». Бесплатно печатаемый материал в Журнале Министерства народного просвещения из Циркуляров «с большим успехом для дела может быть публикуем во всеобщее сведение Министерством и необходимость в продолжении изданий при управлении учебными округами Циркуляров отпадает» [16; 691].

В Предложении министра народного просвещения 26 ноября 1909 г. за №15095  говорилось, что весь материал официального отдела Циркуляров «имеющий общее значение печатается уже ныне в Журнале Министерства Народного Просвещения, почему помещение его в специальный сборник по округам, представляется излишнею перепечаткою… Во всех учреждениях ведомства Министерства Народного Просвещения имеется Журнал Министерства Народного просвещения или "Известия по народному образованию". Я нахожу вполне возможным помещение в этих изданиях и официальных распоряжений окружных управлений, а также тех сведений частного характера, которые, по мнению редакции Журнала, заслуживали бы особого внимания» [16; 691].

Министр народного просвещения был хорошо осведомлен об имеющейся практике «очковтирательства» и стремился пресекать подобные попытки искажения педагогической целесообразности при реализации законодательства в области начального и гимназического образования. В своем циркулярном Предложении от 9 октября 1909 г. за №24577 министр Н.А. Шварц требовал пресечения формализма в действиях администрации учебных заведений. Он указывал на то, что, часто заботясь лишь о своем, вверенном для управления учебном заведении, администрация в русле своих частных интересов нередко наносит ущерб авторитету ведомства и качеству работы системы образовательных учреждений. Министр выражал озабоченность негласной практикой «выдачи слабым по успехам или дурным по поведению ученикам незаслуженных ими аттестатов и свидетельств "на выход", то есть под условием оставления ими данного учебного заведения» [7; 699]. Контролируя ход реализации законодательства в области начального и гимназического образования, министр напоминал о необходимости неукоснительного исполнения Правил об испытаниях учеников гимназий 1891 г. и Правил об испытаниях учеников реальных училищ 1895 г. Он отмечал, что «ученики, перешедшие из одного учебного заведения в другое без испытания, могут быть переводимы, по решению педагогического совета, в ближайший низший класс в том случае, если в течение первого месяца со времени их приема окажется, что они по своим познаниям не в состоянии следовать за курсом того класса, в который поступили. По имеющимся в Министерстве сведениям, педагогические советы гимназий и реальных училищ весьма редко пользуются означенным правом, хотя поводы к применению его встречаются довольно часто» [7; 699]. Министр требовал «безусловно необходимой правильной оценки успехов и поведения учащихся, при которой отнюдь не должно быть допускаемо искусственное повышение баллов под условием (или ввиду) выбытия учащихся из учебного заведения. Такого рода компромиссы недостойны школы и роняют ее авторитет, а, кроме того, деморализуют самих же учащихся и, создавая обмен между учебными заведениями заведомо непригодным элементом, неизбежно снижают тот уровень, на котором должна держаться правильно поставленная школа» [7; 699]. Министр требовал принять организационно-педагогические меры к устранению  обозначенных им изъянов.

«Обратная связь» при реализации законодательства в области начального  и гимназического образования, судя по источникам, была оперативной и хорошо налаженной. В циркулярном Предложении министра от 28 сентября 1909 г. за №24303 предусмотрительно предлагались превентивные меры, что свидетельствует о достаточной информированности чиновников о реальном положении дел в российских гимназиях и училищах: «Вследствие ежегодно повторяющихся случаев утопления учащихся во время купания и при других условиях, с целью предохранения учащихся от таковых несчастных случаев на будущее время, я обращаю внимание Вашего Превосходительства на необходимость обучения учащихся плаванию, так как умение плавать могло бы предотвратить подобные несчастные случаи. При этом, принимая во внимание значительное развитие в настоящее время гребного и парусного спорта среди учащихся, предоставлялось бы целесообразным удостоверяться, умеют ли плавать, в особенности те учащиеся, которые, с разрешения учебного начальства, принимают участие в спорте этого рода» [10; 710].

Министр народного просвещения дал временные указания об установлении переводных испытаний в средних учебных заведениях 2 марта 1908 г. за № 5970. Согласно Предложению министра народного просвещения от 20 января 1909 г. № 1263 администрация учебных округов предоставила министру народного просвещения данные и мнения-соображения о порядке производства переводных экзаменов. Всесторонне рассмотрев соображения и заключения попечительских советов и Ученого Комитета, министр признал  необходимым «отменить все прежде изданные Министерством Народного просвещения распоряжения и правила о переводе из класса в класс учащихся средних учебных заведений» и утвердить новые правила с их публикацией для «руководства на будущее время и точному исполнению» с указанием, что «все прежде изданные Министерством Народного Просвещения правила и распоряжения о переводных испытаниях мною отменены» [18; 48].

Важно подчеркнуть, что министр народного просвещения стремился к наиболее адекватной и точной реализации законодательства в области начального и гимназического образования, следил за тем, чтобы из буквы закона не выхолащивался его «дух» – педагогическая целесообразность. Несуразицы в реализации законодательства на практике, неправильное толкование закона – все это принималось во внимание и оперативно давалась оценка искажениям: «по этому поводу считаю необходимым, во избежание подобных недоразумений, разъяснить, что приведенное толкование пункта 8 помянутых правил противоречит как педагогическим соображениям, так и практике министерства» [27; 54–55].

 Министр народного просвещения черпал информацию из протоколов заседаний подведомственных учреждений, которые по его требованию доставляла администрация учебного округа, при наличии жалоб на имя министра о нарушении законодательства в ходе его реализации. Например, поступили две жалобы от родителей на отказ в приеме их детей в гимназию. Министр выяснил, что, действительно, администрация гимназии вычислила процентную норму для евреев от количества вновь принятых христиан. А «согласно Высочайше утвержденным 22 августа 1909 г. правилам приема евреев, означенная норма должна быть соблюдаема по отношению к общему числу принимаемых. В результате же ошибочного применения указанных правил был допущен и неправильный порядок в замещении открывшихся к началу учебного года вакансий, кои все были предоставлены христианам, и лишь оставшиеся после их приема незамещенные вакансии были предоставлены евреям; между тем по смыслу правил о приеме евреев зачисление последних должно производиться одновременно и параллельно с христианами по общему с христианскими мальчиками конкурсному списку, и притом с таким расчетом, что, при десятипроцентной норме, каждые девять принятых христианских мальчиков дают право на поступление в учебное заведение одному еврею, если он приобрел это право по общему с христианами конкурсу, и если для него имеется в соответственном классе вакансия» [8; 64-65]. По факту обращения родителей к министру он потребовал от педагогического совета конкретной гимназии устранить «допущенные неправильности и предложить при замещении вакансий в точности соблюдать действующие на сей предмет правила» [8; 65].

Некоторые проблемы, возникающие при реализации законодательства в области начального и гимназического образования, выходили на уровень разъяснений и определений Правительствующего сената. Например, в Правительственном вестнике за 1911 г. в №199 было дано Разъяснение, которое опубликовал Педагогический вестник. В нем говорилось: «Законодатель, подробно определяя права почетного попечителя и упоминая особо о праве его присутствовать в заседаниях педагогического совета и хозяйственного комитета, ничего не говорит о его праве посещать уроки или экзамены, а так как для занятия должности почетного попечителя не только не требуется педагогической подготовки, но и не установлено даже никакого образовательного ценза, то законодатель и не мог поставить посещение уроков и экзаменов ни в числе прямых обязанностей почетного попечителя, ни в числе безусловных его прав. Возложенная же законом на почетного попечителя обязанность заботиться о материальном состоянии учебных заведений не требует посещения им классных занятий или экзаменов, а принадлежащее ему по закону право присутствовать в заседаниях педагогического совета и хозяйственного комитета, с правом голоса по всем делам, предоставляет ему полную возможность следить за ходом управления…» [11; 496].

Разъяснения принятого и вступившего в действие школьного законодательства касались и материального положения педагогов. После опубликования закона об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях и окружных инспекторов «Педагогическое обозрение» в 1912 г. поясняло: законоучитель с высшим образованием, учителя наук и языков с высшим образованием в первые пять лет учебной службы имеют годовой оклад содержания 900 руб. за 12 недельных уроков и пользуются правом на четыре пятилетние прибавки по 400 руб. каждая; дополнительные уроки оплачиваются по 75 руб. за годовой час. Учащиеся без высшего образования в первые пять лет учебной службы имеют оклад 259 руб. за 12 уроков и пользуются правом на четыре пятилетние прибавки по 200 руб. каждая; дополнительные уроки оплачиваются по 60 руб. за годовой час. Указывалось, что в одном или нескольких учебных заведениях не должно быть более 24 часов  в неделю на каждое отдельное лицо. Классные наставники по одному на каждый класс или на два класса должны были назначаться из числа преподающих в данных классах учителей. Предусматривалось для классных наставников на два класса сверх преподавательского оклада вознаграждение в 1.200 руб., при этом уроков должно быть не более 12 в неделю. За классное наставничество в одном классе полагалось 600 руб. с правом иметь не свыше 18 уроков [3; 49–50].

Попечительский совет Московского учебного округа в изменение и дополнение постановления от 26 января 1896 г. постановил и потребовал принять «для надлежащего руководства и исполнения»: «концерты, чтения, спектакли, танцевальные развлечения и тому подобные развлечения устраиваются не только в развлекательных целях, но и с образовательным смыслом.» Поэтому  проводиться они должны были в стенах учебного заведения и, в крайних только случаях, когда этого не позволяло помещение учебного заведения, вне его стен. Мероприятия надлежало проводить в  присутствии родителей и родственников учащихся, почетных лиц города на средства учебных заведений без всякой платы со стороны учащихся, а вот участие родителей учащихся в расходах по устройству вечеров допускалось. Вечера допускались лишь в дни, свободные от учебы и не должны были ни в каком случае нарушать правильного течения учебных занятий. Личное участие в продаже билетов на благотворительные спектакли и другие вечера, в развозке этих билетов по домам, а также в привлечении исполнителей – артистов и артисток – учащимся, безусловно, воспрещалось. Все вечера должны были оканчиваться не позднее 12 часов ночи [9; 56].

По решению Попечительского совета Московского учебного округа на заседании 10 декабря 1908 г. было принято постановление о том, что учебные занятия в учебных заведениях продолжаются при любой температуре, но при температуре 25 градусов и ниже родителям учащихся предоставлялось право не  направлять детей в школу [19; 56].

В начале ХХ в. одной из значительных проблем средней школы стали самоубийства среди учащихся, ярко описанные в художественной литературе Ф.К. Сологубом. Современники говорили даже «об эпидемии самоубийств», а Н.К. Крупская в 1911 г. опубликовала на эту тему статью  «Самоубийства среди учащихся и трудовая школа» [5; 61].

16 ноября 1905 г. за № 25188 было разослано циркулярное распоряжение министра народного просвещения на имя «учебно-окружного начальства» начальникам учебных заведений. В нем «в целях врачебно-санитарной статистики» предлагалось доставлять в Министерство народного просвещения подробные донесения о самоубийствах и других несчастных случаях среди учащихся. При этом требовалось прилагать протоколы судебно-медицинского вскрытия (если оно проводилось), заключение врача, письма, записки, оставленные самоубийцами или покушавшимися на самоубийство. Эти данные Министерство народного просвещения сочло «существенно важными для врачебно-санитарной статистики самоубийств и покушений на таковые среди учащихся, разрабатываемой Министерством ныне в целях выяснения мотивов и психофизических основ означенных явлений, а также в видах возможности предотвращения в будущем подобного зла» [9; 628].

Но оказалось, что при реализации данного требования «во многих случаях учебные начальства лишены были возможности доставлять в Министерство те из требуемых  циркуляром сведения, которые находились в распоряжении судебных властей, за отказом чинов судебного ведомства в сообщении таковых сведений учебному начальству» [9; 626]. В результате Министерство народного просвещения было вынуждено обратиться в Министерство юстиции с просьбой «об оказании чинами судебного ведомства содействия учебным начальникам – в каждом частном случае по принадлежности» в выполнении возложенных на них обязанностей [9; 627]. В результате министр юстиции счел «весьма желательным возможное облегчение намеченной Министерством народного просвещения задачи, преследующей интересы как самих учащихся, так и всего общества» и поручил в циркуляре на имя прокуроров окружных судов от 3 декабря 1907 г. за №59547 принять меры по незамедлительному сообщению вышеназванной информации в учебные заведения «в видах выяснения влияния школы и всего строя учебно-воспитательного дела на проявление среди учащихся указанных ненормальных явлений, как в каждом данном случае, так и в отношении общего школьного режима» [9; 627].

Далеко не всегда циркулярные требования выполнялись в желаемой форме и точно. Например, в циркулярном разъяснении Министерства народного просвещения 13 ноября 1909 г. за №741 указывалось, что два предложения министерского уровня начальникам учебных заведений от 20 ноября 1882 г. и за №14147 и от 1 июня 1901 г. за №15093 фактически не выполняются. В них было предложено обо всех наиболее важных происшествиях и случаях с учащимися вместе с необходимыми по существу дела объяснениями и заключениями по каждому отдельному случаю предоставлять непосредственно в Министерство народного просвещения независимо от донесений своему ближайшему начальству. Но каких-либо изменений не происходило и «несмотря на двукратное такое предложение, Министерству народного просвещения по-прежнему приходится получать сообщения о разных выдающихся событиях в жизни учащихся не от подчиненных ему местных органов, но от других ведомств. Поэтому покорнейше прошу Ваше Превосходительство строго подтвердить начальникам учебных заведений вверенного Вам учебного округа о точном и неуклонном соблюдении указаний, преподанных в вышеупомянутых циркулярных предложениях» [15; 125–126].

Дисциплинарное неблагополучие в школьной практике с 80-х гг. до конца рассматриваемого периода, «рассогласованность» предполагаемых целей и результатов – явление, достаточно изученное в истории среднего образования [5; 56-73, 279]. Важно подчеркнуть, что при реализации школьного законодательства в области начального и гимназического образования властные структуры не просто констатировали реальное положение дел, а стремились противостоять мощным негативным тенденциям. В циркулярном предложении министр народного просвещения 1 августа 1908 г. за № 18498 писал: « Я с особым прискорбием вынужден отметить все чаще встречающийся недостаток участия начальников средних учебных заведений к судьбам вверенных им училищ и склонность их возлагать на других вину за все непорядки» [20;  с. 73-75]. Ссылаясь на Свод законов издания 1893 г. ст. 1505 и 1726 тома 11 части 1 министр писал: «Между тем по закону директора средних учебных заведений являются начальниками, на которых лежит полная ответственность по всем частям благоустройства» и  предлагал попечителям учебных округов «преподать начальникам всех средних учебных заведений указания, что в точном соответствии с действующим законом, Министерство ожидает от них ясного сознания лежащих на них обязанностей… и принятия всех зависящих от них мер к тому, чтобы как учебная, так и воспитательная части во вверенных им учебных заведениях были поставлены надлежащим образом, чтобы в школе снова водворилось серьезное учение и была восстановлена серьезная дисциплина» [20; 75]. 

Но властные структуры все более и более утрачивали контроль за развитием учебно-воспитательного процесса. Противостояние общественных структур властным инстанциям становилось все более сильным. Многие нормы фактически стали существовать лишь на бумаге [5; 59]. Родительский  комитет при Урюпинской женской гимназии обратился в Министерство народного просвещения с просьбой разъяснить «вправе ли родительский комитет, в полном составе или через особо избранную комиссию, приглашать преподавателей данного учебного заведения для совместного обсуждения замечаемых недостатков и ненормальностей в жизни учебного заведения для определения их причин и для совместной же выработки мер к их устранению» [20; 81]. Заместитель министра народного просвещения (как в то время официально говорили – товарищ министра) «действительный статский советник Георгиевский уведомил, что в Высочайше одобренном постановлении Совета Министров 13 ноября 1905 г. ничего не говорится о праве родительского комитета приглашать в свои заседания педагогический персонал, который согласно с тем же постановлением Совета Министров обязан присутствовать лишь на родительском совещании, созванном по постановлению педагогического совета. Не усматривая посему оснований к установлению для преподавателей обязанности являться в заседания родительского комитета в случаях приглашения их председателем комитета, действительный статский советник Георгиевский полагает, что присутствие преподавателей в заседаниях  родительского комитета в таких случаях всецело зависит от их усмотрения» [21; 84].  

Подводя итог сказанному, отметим: проанализированные источники позволяют заключить, что реализация школьного законодательства в области начального и гимназического образования в России с 80-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. проходила в условиях стремления властных структур обеспечить такой уровень деятельности образовательных учреждений, который мог бы реально соответствовать уже созданному в предшествующие десятилетия школьному законодательству. Но это было возможно достичь лишь при высоком осознании каждым участником образовательного процесса ответственности за результаты личной деятельности. В политических условиях конца ХIХ в. и начала ХХ в. под воздействием глобальных тенденций развития всех социальных процессов этот компонент образовательной политики не выполнял своих функций в должной мере.

 

Список литературы

1. Из хроники законодательства, циркуляров и сенатских разъяснений // Педагогическое обозрение. - 1912. - №2. - С. 62

2. Из хроники законодательства, циркуляров и сенатских разъяснений // Педагогическое обозрение. - 1912. - № 2. - С. 48.

3. Из хроники законодательства, циркуляров и сенатских разъяснений // Педагогическое обозрение. - 1912. - №6. - С. 49-50.

4. К вопросу об участии учеников в концертах, литературных чтениях, танцевальных вечерах и тому подобных развлечениях. Распоряжение начальства Московского учебного округа. Предложение 20 декабря 1908г. №37818// Циркуляр по Московскому учебному округу. - 1909. - №1. - С. 56-57.

5. Козлова Г.Н. Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты (с начала ХIХ в. до середины ХХ в.) Монография. - Нижний Новгород: НГПУ, 199. - 294 с.

6. Козлова Г.Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система (вторая половина ХIХ в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Г.Н.Козлова Нижний Новгород, 1996. - 200 с.

7. О необходимости правильной оценки успехов и поведения учащихся при выдаче им свидетельств в случаях выбытия из учебных заведений. Предложение Министра Народного Просвещения 9 октября 1909 г. № 24577// Циркуляр по Московскому учебному округу. - 1909. - №12. - С. 699-700.

8. О порядке приема евреев в средние учебные заведения в счет % нормы. Предложение Министра Народного Просвещения 25 января 1911 г. №2926// Педагогический вестник Московского учебного округа (Официальные известия). Типография Г. Лиснера и Д. Совко - 1911. №1-9.

9. Об оказании чинами судебного ведомства содействия в доставлении сведений учебным начальствам по делам о самоубийствах. Предложение Министра Народного Просвещения 8 августа 1909 г. №19618// Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1909. №10. - С.626-628.

10. Об организации врачебного контроля за преподаванием гимнастики. Циркулярное Предложение Министра Народного Просвещения 28 сентября 1909 г. №24303// Циркуляры по Московскому учебному округу. -1909. №12 с.709-710.

11. Об отсутствии законных оснований для допущения посещений Почетными Попечителями классных занятий и экзаменов // Педагогический вестник Московского учебного округа (Официальные известия). 1911. №7-8.

12. Овчинников А.В. Модернизация отечественного образования в условиях политического кризиса начала XX века // Педагогика. - 2011. - №6. - С. 86-98.

13. Овчинников, А.В. Политико-правовой процесс в российском образовании ХIХ-начала ХХ века / А.В. Овчинников - М.: УРАО ИТИП, 2009. - 258 с.

14. Овчинников А.В. Циркуляры попечителя округа (к 200-летию Н.И. Пирогова)/Новое в психолого-педагогических исследованиях - 2010. - № 4. - С. 169-176.

15. Относительно донесений о важных происшествиях и случаях с учащимися. Предложение Министра Народного Просвещения 13 ноября 1909 г. №741 // Циркуляры по Московскому учебному округу. -1909. №3. - С.125-126.

16. Относительно издания Циркуляров Управлениями учебных округов и печатания соответствующих материалов в Журнале Министерства Народного Просвещения. Предложение Министра Народного Просвещения 26 ноября 1909 г. № 15095// Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1909. №12. - С.690-692.

17. Педагогический вестник Московского учебного округа (Официальные известия). Типография Г. Лиснера и Д. Совко - 1911. №1-9.

18. Правила о переводных испытаниях в мужских и женских гимназиях и прогимназиях и реальных училищах. Утверждены Министром Народного Просвещения 12 февраля 1910 г. Распоряжение Министра Народного Просвещения // Педагогический вестник Московского учебного округа (Официальные известия). 1911. №1-9.

19. По вопросу об освобождении от учения в морозные дни. Распоряжение начальства Московского учебного округа. Предложение 13 декабря 1908 г. №36909// Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1909. №1. -С.56

20. Предложение Министра Народного Просвещения 1 августа 1908 г. № 18498// Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1909. №2. - С.73-75.

21. Предложение Министра Народного Просвещения 3 мая 1908 г. №11471// Циркуляры по Московскому учебному округу. - 1909. №2. - С.81-84.

22. Разъяснение по поводу неправильного толкования пункта 8 Правил 12 февраля 1910 г. о переводных испытаниях. Предложение Министра Народного Просвещения 12 июля 1910 г. №19003// Педагогический вестник Московского учебного округа (Официальные известия). 1911. - №1-9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?