ББК 67 Право. Юридические науки
Статья посвящена анализу правовых моделей реализации воинской обязанности в современных государствах. На основе сформулированных автором критериев выявляются общие и особенные черты регулирования воинской обязанности национальными правовыми системами. С помощью сравнительно-правового метода проводится анализ норм конституций и национального законодательства о воинской обязанности стран различных регионов. Выделены различные подходы к закреплению конституционной основы воинской обязанности. Выявлены способы нормативного установления периодичности проведения призыва на военную службу и субъектов, на которых распространяется воинская обязанность, с учетом освобождений и отсрочек от призыва на военную службу как особенности национального правового регулирования воинской обязанности. Уделено внимание влиянию принципа юридического равенства, в том числе гендерного, на правовое регулирование воинской обязанности. Затрагивается проблема правовой традиции в регулировании воинской обязанности. Автор рассматривает правовую традицию и военно-политические стратегии государств в качестве факторов, влияющих на выбор той или иной модели воинской обязанности. Сформулирован вывод о возможности расхождения между правовой моделью и ее фактической реализацией при отсутствии эффективных правовых и организационных механизмов реализации. На основе проведенного исследования автор предлагает классификацию современных правовых моделей регулирования воинской обязанности, которые имеют адаптивный характер, проявляющийся в особенностях национального правового регулирования воинской обязанности. На основе выявленных тенденций в эволюции нормативных моделей воинской обязанности оценивается возможность распространения гендерно-нейтрального подхода к регулированию воинской обязанности и изменения подхода к призыву в мирное время в Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
воинская обязанность, правовая модель призыва, законодательство о воинской обязанности, защита Отечества, призыв на военную службу.
No data
1. No data