Россия
Институт президентства распространен в современном мире достаточно широко. В знаковый для России 1993 г. в состав ООН входило 183 государства, и более 130 из них имели в составе своего государственного аппарата пост президента. Однако необходимо отметить, что в разных странах президенты обладали разным объемом полномочий, ведь в некоторых державах ведущие властные позиции занимал парламент, а в некоторых полномочия парламента и президента равномерно распределены. В объединенной к тому времени Германии роль главного государственного лица уже выполнял Федеральный канцлер, а полномочия президента были весьма ограничены. Цель данной статьи показать особенности института президентства в таком крупном государстве Западной Европы, как ФРГ.
президент, институт президентства, государственный аппарат, кандидат на пост президента, государство, право.
Рассмотрение должности президента любого государства начинается с изучения системы его выборов и назначения на должность. Необходимо сразу же отметить, что такая же система действует и в других европейских странах, таких как Италия, Швейцария, Венгрия и Латвия.
Согласно ст. 54 конституции ФРГ, для избрания Федерального президента созывается Федеральное Собрание, в состав которого входят члены нижней палаты немецкого парламента (иначе – Бундестага) и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональных основах [1]. Кандидатов на пост президента выдвигают ведущие политические партии, и во время проведения выборов запрещены какие-либо прения в Федеральном Собрании. Избранным провозглашается кандидат, набравший большинство голосов избирателей – членов Федерального Собрания. Срок полномочий президента ФРГ составляет пять лет.
Кандидат в Федеральные президенты должен соответствовать следующим требованиям:
- По национально-этническому цензу кандидат должен быть гражданином Германии.
- Кандидат должен обладать правом быть избранным в нижнюю палату парламента.
- Кандидат должен быть не моложе 40 лет.
Президент вступает в должность сразу же после проведения выборов. Он обладает политическим иммунитетом, однако он может быть отменен в случаях, предусмотренных конституцией. Отрешение президента от должности возможно, если он нарушил положения конституции или одного из федеральных законов.
Особенностью немецкого президентства является внепартийность Федерального президента. Несмотря на то, что его кандидатуру на выборах выдвигает одна из партий, немецкий президент должен оставаться одинаково лояльным ко всем политическим партиям, представленным в парламенте, а также правительству, стоящему у власти [2].
К полномочиям президента Германии в области управления государственным аппаратом можно отнести следующие:
- Конституционное право назначения премьер-министра. Это право носит сугубо формальный характер, так как фактически данный вопрос рассматривают лидеры ведущих политических партий, а президент принимает их решение.
- Президент имеет право назначения на должность Федерального канцлера, однако это право тоже формально. Канцлером всегда становится лидер той партии, которая получила наибольшее количество мест на выборах в Бундестаг.
- Федеральный президент имеет полномочие распустить нижнюю палату парламента, если она в течение 21 дня не сумела выбрать канцлера абсолютным большинством парламентариев или в тот же срок не выразила доверия действующему канцлеру по его требованию.
- В случае конфликта между верховными органами законодательной и исполнительной властью, который не привел к роспуску Бундестага, президент может объявить чрезвычайное законодательное положение.
- Президент имеет право назначать должностных лиц в высшие судебные инстанции, а также федеральных судей [3].
Во внешней и военной политике президент обладает ограниченными полномочиями. Так, по конституции он представляет Германию во внешнеполитических отношениях, однако все значимые решения и ответственность за них на себя берет Федеральный канцлер. Он же и определяет основные направления развития внешней политики ФРГ. Президент не имеет права утверждать международные договоры, одобренные правительством и ратифицированные парламентом. Однако, он имеет право подписи международных договоров и соглашений, не требующих санкций законодателей, а также договоры административного характера. Президент правомочен назначать дипломатических представителей государства за рубежом, аккредитует и принимает иностранных послов.
В странах с президентской и полупрезидентской организацией президенты наделены широкими полномочиями в области армии, являются главнокомандующими военными силами, издают нормативно-правовые акты, касающиеся военной сферы. Однако, в парламентской германской республике президент не имеет никаких полномочий в сфере управления армией.
Так же интересна и история института немецкого президентства. Первый президент Германии взошел на свой пост в 1919 г. Им был Фридрих Эберт. Возникновение этой должности было связано с созданием первой в немецкой истории республики – Веймарской. Рейхспрезидент, как и принято, избирался непосредственно народом. Его полномочия заключались не только в представительстве. У него было право роспуска рейхстага. Кроме того, он мог назначать на должность рейхсканцлера, соответственно, и освобождать от полномочий. Во время чрезвычайного положения президент Германии получал всю власть в свои руки и становился временным диктатором. К тому же у него было полномочие роспуска рейхстага.
В 1949 г., после создания Федеративной Республики Германии, был утвержден пост Федерального президента в таком виде, какой он имеет и сейчас. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хойс [4]. С тех пор никаких примечательных изменений в системе президентства не происходило.
1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. - М.,1991.
2. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм., - М., 1994.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_президент_ФРГ http://fb.ru/article/62771/prezident-germanii---glava-gosudarstva-v-frg