Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены проблемы и перспективы развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации. Проанализировано влияние на процессы развития логистики в указанных регионах процессов глобального потепления. Представлены результаты комплексной оценки перспектив развития в северных и арктических регионах транспортной, производственной, складской и других направлений логистики. Продемонстрированы противоречия процессов развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации, обусловленные упрощением процессов освоения одних территорий, обусловленное глобальным потеплением, с одной стороны, и осложнением процессов развития логистической инфраструктуры на других территориях, обусловленное вероятным затоплением ряда территорий в результате таяния арктических льдов в процессе глобального потепления. Показаны потенциальные пути преодоления выделенных проблем развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации.
развитие, логистика, северные регионы, арктические регионы.
Введение
Проблемы и перспективы развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации являются одними из актуальнейших проблем современного развития, обусловленные радикальными климатическими, экономическими и геополитическими изменениями, затрагивающими рассматриваемые регионы.
Вопросам развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации посвящены, в частности, работы Гладских Е.Ю., Озерновой Н.А. [1], Воронова В.И., Воронова А.В., Ермакова А.А. [2], Чирковой А.М. [3], Збаращенко B.C. [4], Фадеева А. [5], Маковой Е. [6], Орлова Д. [7], Шпак А.В. [8], Пакулова С. [9], Борейко А.Е. [10] и др.
Анализ известных трудов показывает, что в вопросах развития логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации большинство авторов уделяет внимание транспортной логистике.
Основное содержание исследований
О приоритете транспортной логистики свидетельствует и рэнкинг реализуемых и планируемых к реализации в России арктических проектов и программ, представленный в табл. 1[1].
Таблица 1
Рэнкинг реализуемых и планируемых к реализации в России арктических проектов и программ
№ |
Название проекта |
Цель проекта |
Сроки реализации |
Примечание |
1 |
Строительство морского порта в районе п. Сабетта |
Обеспечение кратного роста грузопотока в зоне СМП |
С 2017 г. |
Проект строительства морского порта в районе п. Сабетта частью проекта «Ямал СПГ» будет способствовать созданию новых рабочих мест в Ямало-Ненецком автономном округе и в других регионах, которые задействованы в реализации проекта «Ямал-СПГ» |
2 |
Строительство завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» |
Резкий рост уровня добычи и экспорта из региона СПГ за счет освоения новых месторождений газа. Расширение на удаленных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона поставок трубопроводного газа. Рост интенсивности грузоперевозок по СМП, сопровождающийся развитием необходимой инфраструктуры в других арктических регионах |
С 2013 г. |
Проект строительства завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» обеспечивает создание новых рабочих мест в Ямало-Ненецком автономном округе и в других регионах, которые задействованы в реализации проекта «Ямал-СПГ» |
3 |
Проект строительства железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» |
Нацелен на создание материковой логистической сети в условиях роста объемов добычи ресурсов на месторождениях Ямальского и Гыданского полуостровов, а также в других арктических районах, где отсутствие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором, как для освоения новых месторождений, так и для обеспечения коммуникации между частями в Ямало-Ненецком автономном округе, а также для снабжения труднодоступных арктических районов и логистической поддержки СМП
|
2018–2022 гг. |
Проект строительства железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», призванной связать в единую систему Свердловскую и Северную железные дороги, не только обеспечит коммуникации между промышленными районами Урала и СМП, открывая новые возможности для экспорта, но и создаст необходимую транспортную инфраструктуру между арктическими промышленными центрами Арктической зоны Российской Федерации, характеризующимися точечным (очаговым) развитием. Создаваемая в рамках проекта строительства железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» логистическая база обеспечит не только привлечение инвестиций в добывающие отрасли, но и создание рабочих мест для строительства и обслуживания самой железной дороги, освоения новых месторождений, развития уже существующих и формирования новых промышленных центров и населенных пунктов, создаваемых вдоль магистрали «Северный широтный ход» |
4 |
Проект строительства Мурманского транспортного узла |
Создание ключевого перевалочного пункта Северного морского пути, входящего в единую логистическую цепь с Ямалом, и обеспечивающего доступ к порту Сабетта и центрам производства СПГ |
До 2020 г. |
Развитие портовой инфраструктуры и перегрузочных терминалов в рамках проекта строительства Мурманского транспортного узла позволит увеличить объемы экспорта товаров в условиях развития новых месторождений, повысит транзитный потенциал северных портов и обеспечит создание новых рабочих мест |
5 |
Программа модернизации ледокольного флота
|
Целью программы является модернизация практически всего действующего атомного ледокольного флота Российской Федерации и часть дизельно-электрического ледокольного флота в интересах получения стратегических преимуществ в Арктическом регионе за счет придания кораблям ледокольного флота большей мощности |
2017−2020 гг. |
Устаревание в результате физического и морального износа действующего российского ледокольного флота входит в противоречие с ростом интенсивности грузоперевозок по СМП, что и обуславливает необходимость реализации программы модернизации ледокольного флота Российской Федерации
|
6 |
Проект строительства железнодорожной магистрали «Бованенково-Сабетта» |
Цель проекта – обеспечить соединение порта Сабетта на Ямале через Бованенковское месторождение с Северным широтным ходом, что позволит сформировать единую логистическую систему между Северным морским путем и промышленными районами Урала |
2022–2025 гг. |
Соединения портовой и железнодорожной инфраструктуры позволит оптимизировать логистические маршруты, соединяющие промышленные районы Урала с Северным морским путем |
7 |
Проект создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (Белокаменка, Мурманская область) |
Целью проекта является создание плавучих заводов по сжижению газа, которые в перспективе планируется использовать при реализации проекта «Арктик СПГ-2» на Гыдынском полуострове Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивая развитие новой отрасли |
2017−2019 гг. |
Проект создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений позволит обеспечить освоение новых месторождений газа и увеличить экспорт СПГ за счет создания новых технологий добычи и транспортировки газа, сопровождающегося созданием новых рабочих мест |
8 |
Проект «Арктик СПГ-2», предполагающий строительство завода по производству СПГ на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецкого автономного округа |
Целью проекта является обеспечение роста ресурсодобычи в регионе и наращивание экспортного потенциала в части СПГ, а также стимулирование развития инфраструктурных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе
|
2023–2025 гг. |
Проект «Арктик СПГ-2» призван обеспечить стратегическую перспективу, связанную с проектами создания и развития Северного широтного хода, СПГ-танкеров, ледокольного флота РФ и др., и направленную на достижение синергетического эффекта и создание дополнительных рабочих мест |
9 |
Проект строительства Береговой базы обеспечения шельфовой добычи (Росляково, Мурманская область) |
Проект строительства Береговой базы обеспечения шельфовой добычи рассматривается в качестве якорного проекта Кольской опорной зоны (КОЗ). В условиях, когда более 90% ресурсного потенциала арктического шельфа не разведано, освоение технологий шельфовой добычи в рамках проекта строительства Береговой базы обеспечения шельфовой добычи призвано повысить объемы экспорта из региона. |
Сроки реализации не определены |
Проект строительства Береговой базы обеспечения шельфовой добычи (Росляково, Мурманская область) позволит создать необходимую инфраструктуру для развития добычи на арктическом шельфе, обслуживающую, в первую очередь, месторождения Приразломное и Штокмановское, обеспечивая при этом создание дополнительных рабочих мест. |
Анализ реализуемых и планируемых к реализации в России арктических проектов и программ, представленных в табл. 1, показывает, что они, в первую очередь, направлены на развитие транспортной инфраструктуры и обслуживание добывающих отраслей промышленности нефтегазовой сферы.
В то же время необходимо отметить, что развитие логистики в северных и арктических регионах Российской Федерации должно учитывать следующую совокупность значимых факторов.
Во-первых, развитие логистики в северных и арктических регионах России должно осуществляться с учетом динамики процессов развития сельского хозяйства в северных регионах.
Так, с одной стороны, происходящий на планете процесс глобального потепления (около 0,79 градуса Цельсия за XX в. [11], и ожидаемо от 1,1 до 2,9 градуса Цельсия за XXI в. [12]) постепенно смягчает климат у полюсов Земли.
Согласно данным Минприроды, в 2017 г. средняя годовая температура воздуха в Арктической зоне России была выше нормы на 3,23°С. Это рекордное значение с начала XXI в. При этом, согласно государственному докладу «О состоянии и охране окружающей среды в 2017 году» [13], наибольшее превышение температурной нормы было зафиксировано на территориях Чукотки и Якутии, где средняя температура за год превысила норму на 4,07°С.
Кроме того, в 2017 г. в арктическом регионе России было зафиксировано превышение нормы осадков на 13%, что также является признаком потепления климата.
Вся эта динамика глобального потепления свидетельствует о росте возможностей развития сельского хозяйства в северных и арктических регионах Российской Федерации.
Но одновременно необходимо учитывать, что процесс потепления приводит к потерям урожая в климатических зонах традиционного земледелия.
Так, согласно результатам исследований ученых из разных стран по сравнению с 1979 г. тропический пояс Земли уже к 2004 г. (то есть за 25 лет) расширился на 5 градусов широты или примерно на 500 км [14].
То есть тропики движутся к полюсам Земли со средней скоростью 20 км в год. И это движение тропиков к полюсам Земли сопровождается и расширением зоны пустынь на планете.
В случае, если тенденция потепления окажется долгосрочной, в ближайшие полвека тропики будут занимать уже не 25%, а 50% суши [14].
Резонно предположить, что при такой динамике доля площади Земли, занимаемая пустынями, в ближайшие 50 лет может также удвоиться. Разумеется, в том случае, если человечество не будет активно и успешно осуществлять процессы мелиорации.
Очевидно, что при ожидаемых климатических изменениях освоение северных и арктических регионов России имеет большое значение не только с точки зрения расширения сельскохозяйственных территорий, но и с точки зрения замещения, страдающих от засухи и наступления пустыни традиционных регионов сельскохозяйственного производства.
Таким образом, в случае сохранения долгосрочной тенденции климатического потепления на планете потребует:
– неизбежного постепенного смещения сельхозугодий в сторону полюсов Земли;
– адекватного динамичного развития логистической инфраструктуры в северных и арктических районах.
Во-вторых, следует отметить, что необходимость развития логистики в северных и арктических регионах обусловлена не только необходимостью развития в этом регионе сельского хозяйства, но и ожидаемым развитием в районах Крайнего Севера промышленности (не только добывающей, но и обрабатывающей).
Характеристика запасов полезных ископаемых, находящихся в Арктической зоне России, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Характеристика запасов полезных ископаемых, находящихся в Арктической зоне России
№ |
Вид природных богатств и полезных ископаемых |
Характеристика полезных ископаемых |
1 |
Алмазы |
Практически 100% отечественной добычи |
2 |
Апатитовые концентраты |
50% отечественной добычи |
3 |
Золото |
Практически 100% отечественной добычи |
4 |
Лес |
40% нетропических лесов Земли, 50% отечественной добычи деловой древесины |
5 |
Молибден |
Практически 100% отечественной добычи |
6 |
Нефть |
12% мировых запасов, 80% отечественной добычи |
7 |
Никель |
40% мировых запасов |
8 |
Олово |
Практически 100% отечественной добычи |
9 |
Платиноиды |
40% мировых запасов |
10 |
Природный газ |
42% мировых запасов, 92% отечественной добычи |
11 |
Ртуть |
Практически 100% отечественной добычи |
12 |
Серебро |
Практически 100% отечественной добычи |
В целом, необходимо отметить, что на шельфе арктических морей сосредоточено более 50% от уже использованных мировых запасов нефти, газа и газоконденсата.
Таким образом, освоение северных и арктических регионов в условиях долгосрочного глобального потепления требует развития не только логистики, но и промышленной инфраструктуры в интересах как добывающих, так и обрабатывающих отраслей промышленности.
При этом именно инфраструктура, созданная для обрабатывающей промышленности, способна обеспечить получение наибольшей добавленной стоимости, а значит максимальную эффективность социально-экономического развития северных территорий.
Необходимо учитывать, что по мере климатического потепления конкуренция в освоении природных богатств северных и арктических регионов начнет лавинообразно возрастать. И в условиях глобализации экономики отечественным бизнес-структурам нужно быть к этому готовыми.
[1] Составлена автором на основе материалов Орлова Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для ее освоения. https://regnum.ru/news/2407690.html
1. Гладских Е.Ю., Озернова Н.А. Международные перевозки и транспортные коридоры. Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 53-55.
2. Воронов В.И., Воронов А.В., Ермаков А.А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. - 2014. - № 1 (134). - С. 90-96.
3. Чиркова А.М. Исследование состояния логистики арктического региона. Научный журнал Евразийский союз ученых № 31. 31-ая Международная конференция, г. Москва, 2016 г.
4. Збаращенко B.C. Транспортный потенциал Северного морского пути (СМП) North Sea route (NSR) - North East passage (NEP). Транспорт и логистики в Арктике. Северный морской путь: курс - Дальный Восток. Альманах. 2016. - С.71-83.
5. Фадеев А. Транспортно-логистические задачи в Арктике и перспективы международного сотрудничества. http://pro-arctic.ru/04/04/2014/resources/7533
6. Макова Е. Развитие логистики Северного Морского Пути. http://arctic-centre.com/ru/analitika/item/292-razvitie-logistiki-severnogo-morskogo-puti
7. Орлов Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы для ее освоения. https://regnum.ru/news/2407690.html
8. Шпак А.В. К вопросу о логистической координации товародвижения в арктических регионах России. Вестник Кольского научного центра РАН 4/2011(7), С. 128-132.
9. Пакулов С. Развитие транспортной логистики на Крайнем севере в рамках ЕАЭС. Доклад на круглом столе «О роли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в развитии Арктики: инновации, компетенции, инвестиции», прошедшем 2 марта 2017 г. в Москве.
10. Борейко А.Е. Применение современных навигационных и информационных технологий для повышения эффективности работы транспортного комплекса Арктики. Транспорт и логистика в Арктике: сборник трудов №19/ сост.: В.А. Досенко, А.В. Вылиток, С.В. Новиков, В.Н. Трухан. - Москва, 2016. - 206 с., с.31-33.
11. America's Climate Choices. - Washington, D. C. : The National Academies Press, 2011. - P. 15. - «The average temperature of the Earth's surface increased by about 1,4 °F (0,8 °C) over the past 100 years, with about 1,0 °F (0,6 °C) of this warming occurring over just the past three decades.».
12. Meehl et al., Chap. 10: Global Climate Projections, Sec. 10.ES: Mean Temperature, in IPCC AR4 WG1, 2007.
13. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». http://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2017_/
14. Пустыня наступает.