ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся теоретические и методические основы формирования и усовершенствования навыков проектной деятельности школьников в процессе изучения математики в общеобразовательной школе. Для обоснования возможности применения проектного метода в обучении школьников были установлены структура и поэтапный план реализации проекта и нюансы, которые необходимо учитывать при выполнении исследовательского проекта. Также были даны методические рекомендации по его применению для подготовки учащихся к школьным олимпиадам. Внимание авторов уделялось также и компетентностному подходу к обучению, формированию компетентностных УУД у учащихся при участии в проектной деятельности. Исследование показало, что применение проектного метода в обучении повышает мотивацию подростков к изучению математики, участию в олимпиадах и обучению в целом, а также способствует формированию исследовательских навыков учащихся.

Ключевые слова:
проектная деятельность, олимпиада, математическая олимпиада, метод проектов, проект, мотивация, компетенции, творческая активность.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В связи с принятием новых образовательных стандартов проектная деятельность стала неотъемлемой частью обучения в общеобразовательной школе. Метод проектов позволяет учителю не только передать имеющиеся знания, но и научить школьника самостоятельно организовывать процесс познавательной деятельности, планировать учебное время, использовать полученные знания, умения и навыки в реальной жизни.

В общеобразовательной школе проектом часто называют любой вид самостоятельной работы школьника. Это создает проблемы в понимании терминологии относительно видов самостоятельной деятельности учащихся. Средства массовой информации также вносят свой вклад, называя проектами благотворительные акции, спортивные мероприятия и телешоу. Поэтому важно четко понимать определение проекта и его отличия от других видов самостоятельной работы школьников.  Реферат, доклад и исследовательскую работу иногда ошибочно относят к проектной деятельности, так как этот вид работы ближе всего по смыслу к проекту, особенно в плане самостоятельного поиска информации. Для внесения ясности необходимо дать определение вышеперечисленным видам деятельности.

Доклад называют устное или текстовое сообщение, целью которого является ознакомление слушателей с определенной проблемой, предоставление общей информации, представление своей точки зрения, которая не будет требовать научного подтверждения или доказательства.

Реферат представляет собой сбор и представление краткой информации по существу, по заданной теме. При написании реферата возможно представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение данных статистики и интересных новых фактов по проблеме.

Исследовательская работа ближе всего по смыслу к проекту, так как в процессе данной работы решаются творческие задачи, а результат заранее неизвестен. Исследовательская работа направлена на получение новых знаний и является одним из этапов проекта.

При работе над проектом решается конкретная проблема, задача и результат такой работы запланирован заранее. Проект включает в  себя элементы других видов самостоятельной творческой деятельности.

В научных литературных источниках встречается несколько определений проекта:

  • система документов (расчетов, чертежей и др.) для производства;
  • ориентировочный, черновой вариант текста документа;
  • задумка, сценарий, образец, модель какого-либо объекта [8, c. 1076].

Профессор Е.С. Полат определяет метод проектов, как способ достижения дидактической цели через технологию посредством детальной проработки поставленной задачи, которая завершается готовым, оформленным результатом [7]. Из предложенных определений ясно, что проект подчиняется определенной структуре, которая состоит из идеи, плана выполнения и результата. При стандартном подходе процесс обучения заключается в периодическом повторении материала и описании необходимых действий для получения нужных результатов, а в проектной деятельности преобладает уникальный замысел, проект может носить междисциплинарный характер и быть ограниченным по срокам. Метод обучения, который подразумевает создание с учащимися проектов, является эффективным, так как современный проект школьника – это средство активизации познавательной, творческой деятельности, интереса и самостоятельности в обучении, интеграции теоретических знаний с практическим опытом, стимуляции потребности учащихся в самореализации, самовыражении, развития личности в целом [9, c. 59].

Участие в математических олимпиадах формирует у школьников навыки научно-исследовательской деятельности, а проект способен ускорить процесс усвоения знаний и развить способность нестандартно мыслить [11]. Кроме того, оценка результатов олимпиады схожа с оценкой готового проекта: оценивается использование знаний внешкольной программы, эрудиция, способность четко излагать свои мысли, аргументированное обоснование решений математических задач и точки зрения.

Для реализации проекта необходимо выполнить пять пунктов, составляющих целостную структуру:

  1. Этап постановки проблемы. На этом этапе важно обозначить актуальность темы проекта.
  2. Этап планирования. На этапе планирования происходит обсуждение цели проекта с его участниками, озвучиваются идеи и детали выполнения плана. При создании математического проекта, учитель может корректировать составленный план, но только в качестве наставника, а право окончательного решения оставляет за учениками.
  3. Этап поиска информации. Учащиеся занимаются сбором необходимой для проекта информации. Учитель выступает консультантом и помогает сортировать информацию по степени значимости для решения поставленной проблемы.
  4. Этап получения продукта проекта. На этом этапе учащиеся могут увидеть результат своей работы, который имеет практическую значимость: актуальный конспект тем уровня олимпиады, памятки для подготовки и быстрого запоминания необходимых формул, примеры олимпиадных задач с обоснованиями выбранных методов решений. Все результаты работы оформляются в проектную папку, в которую входят черновики, план реализации, отчеты, графический, раздаточный материал и текст выступления для защиты проекта.
  5. Этап защиты проекта. Учащиеся представляют нестандартное решение олимпиадной задачи в форме презентации, учатся оценивать свою работу, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы [12].

Минимум один раз в учебный год мы рекомендуем организовывать проектную деятельность учащихся на темы олимпиадной математики. Задачи, которые рассматриваются и решаются в проекте, должны быть посильны для школьников, а сам проект носить учебно-познавательный и исследовательский характер, а не научный.

Таким образом, происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОСе. Практическое применение знаний  в процессе реализации проекта способствует осмыслению необходимости обучения и формирует действия смыслообразования и самоопределения; работа в группах формирует коммуникативные УУД. Итогами такой проектной деятельности можно считать не только успех в области изучения математики, но и развитие личности школьников.

В рамках изучения математики возможно связать проектную деятельность учащихся с обнаружением новых способов решения задач, нестандартных подходов, созданием удобных памяток с формулами и определениями, то есть ускорением усвоения информации и знаний, получаемых на уроке. В современных условиях школьного образования и условиях компетентностного подхода, важным требованием к качеству знаний выступает развитие навыков самостоятельного изучения материала, умения самостоятельно решать задачи и принимать решения. Удовлетворить всем этим требованиям в полной мере позволит метод проектов, который повысит у учащихся эффективность обучения и усвоения информации. Проектная деятельность включает в себя  исследовательские, поисковые и научные методы, а также такие формы обучения, как дискуссии, эвристические беседы, мозговой штурм, ролевые игры.

Таким образом, участие в проектной деятельности с прохождением всех пяти этапов научного исследования, может способствовать более эффективной подготовке учащихся к олимпиадам по математике. 

Для эффективной реализации метода проектов на уроке математики и при подготовке к олимпиадам необходимо соблюдать некоторые условия:

  1. Темы проектов должны быть актуальны для возраста учащихся, быть интересными и ориентировать на решение проблем.
  2. Необходимо сформулировать проблему так, чтобы она ориентировала учащихся на поиск информации в области олимпиадной математики из разных источников, в том числе медиапространства.
  3. К работе над проектом необходимо привлекать всех учащихся, готовящихся к олимпиаде.

Ниже приведен пример проекта для учащихся 11-го класса. Целью данного исследования выступает демонстрация применения имеющихся знаний различных разделов математики при решении олимпиадных задач. Процесс создания такого проекта разбивался на пять основных этапов:

  1. За основу проекта взята геометрическая задача, решение которой позволит применить знания из нескольких тем углубленного курса школьной программы по геометрии: «Около круга описана трапеция с углами при основании α и β. Найти отношение площади трапеции к площади круга».
  2. План: применить теоретические знания о свойствах трапеции и круга, вписанного в данную трапецию, найти площадь круга и трапеции, определить их соотношение.
  3. Производится поиск информации в математических справочниках, учебниках по алгебре и геометрии, сборниках олимпиадных задач разных годов.
  4. Продуктом проекта будет являться решение задачи, включающее наглядный чертеж, изображенный на рис. 1.    Таким образом, внедрение проектной деятельности в обучение математике и подготовке к математическим олимпиадам во многом способствует усилению мотивации самой учебной деятельности, повышению качества учебного процесса и успешности обучения школьников.  Взятие самостоятельной работы за основу процесса обучения усиливает интерес к обучению, дает творческий импульс, желание расширять и углублять свои знания и стремиться к саморазвитию.
Список литературы

1. Лернер П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников / П.С. Лернер // Инновации в высшей технической школе России, вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. - Москва: МАДИ (ГТУ), 2002. - С. 461-472.

2. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3-10.

3. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг. - 2005. - № 2. - С. 17-23.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - Москва: Аркти, 2003. - 112 с.

5. Баталина И.К. Метод проектов в математике и развитие нестандартного мышления у детей / И.К. Баталина, М.В. Игнатьев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2006. - № 6. - С. 17-20.

6. Иванова Л.П. Проектная деятельность на уроках математики / Л.П. Иванова // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 37-39.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева // Москва: Академия, 1999. - 224 с.

8. Советский энциклопедический словарь/научно-ред. совет: А.М. Прохоров. - Москва: Советская Энциклопедия, 1981. - 1632 с.

9. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / Н.А. Краля. - Омск: ОмГУ, 2005. - 247 с.

10. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова. - Москва: Академия, 2005. - 288 с.

11. Келдибекова А.О. Компетентностный подход к содержанию школьных олимпиадных задач по математике / А.О. Келдибекова // Международный журнал экспериментального образования. - № 8. - 2017. - С. 39-45.

12. Байсалов Дж.У. Школа олимпийского резерва по математике, как одна из форм дополнительного образования по подготовке школьников к решению олимпиадных задач / Дж.У. Байсалов, А.О. Келдибекова // Сб. трудов III междунар. конф. “Наука и общество - методика и проблемы практического применения” 16.02.2018. - Гамильтон, 2018. - С. 49-56. [URL]: https://doi.org/10.29013/III-Conf-Canada-3-49-56

13. Гаврилова Л.М. Метод проектов на уроках математики / Л.М. Гаврилова // Сайт учителя математики и информатики и ИКТ - URL: https://nsportal.ru/gavrilova-lyubov-mikhailovna.

14. Байсалов Дж.У. Роль геометрических представлений в интеллектуально-практической деятельности школьников / Дж.У. Байсалов, А.О. Келдибекова // Сб. трудов IV межд. научн. конф. “Science, technology and life - 2017”. - Карловы Вары-Москва, 2018. - 352 с.

15. Десницкая В.В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе / В.В. Десницкая // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 3. - С. 63-68.

16. Байсалов Дж.У. Методические приемы решения олимпиадных задач по математике / Дж.У. Байсалов, А.О. Келдибекова. - Ош: Book-дизайн, 2018. - 114 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?