Воронежская область, Россия
В представленной статье анализируются исторические предпосылки возникновения системы инклюзивного образования. Отмечаются важные аспекты динамики социального восприятия важности предоставления равноценных прав и возможностей для всех участников образовательного дискурса с учетом их индивидуальных потребностей и физических ограничений. Описываются основные подходы к организации образовательного процесса для детей с физическими и психическими отклонениями здоровья, предшествующие современной модели инклюзивного образования. В статье анализируются преимущества и недостатки предшествующих моделей обучения детей с ОВЗ, а также отмечается современное отношение государства к проблеме преподавания для детей с ограничениями по здоровью
инклюзивное образование, дефективная педагогика, ОВЗ, обучение, ментальные особенности
Социальная сущность человека предполагает наличие необходимости общения и контакта каждого члена общества с окружающими его людьми. В начале жизни роль данного социального института играет семья, создавая условия для интеграции ребенка в общественную среду. Наибольшую роль в процессе развития ребенка в условиях социальной жизни играет школьное образование. Таким образом, создание условий для эффективного познания окружающего мира является первостепенной задачей института образования.
Необходимость в образовании является одной из основополагающих потребностей человека как существа социального. Тем не менее, образование не всегда дается ребенку легко в виду существующих факторов, таких как отношения с одноклассниками, учителями, установленного учебного режима, а также правил поведения в условиях школьного образования. Стоит отметить, что существует некая группа желающих получать образование учеников, которые, в силу ограничений по здоровью, не всегда способны отвечать требованиям школьной среды по успешной адаптации к условиям повышенной учебной нагрузки. Таким образом, достаточно остро встает вопрос о необходимости создания условий «школы для всех».
Результатом исследований, проводимых учеными, нацеленными на изучение возможности образования детей с особенными потребностями, стало решение о вводе дополнительных условий в процесс обучения детей с ОВЗ. На основании принятого в конце декабря 2012 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется понятие «инклюзивного образования» [1], включающее в себя условие обеспечения равных условий доступа к образовательному процессу для всех учащихся, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей. Однако стоит отметить, что инклюзивное образование предполагает не только интеграцию детей с ограничениями по здоровью в общую среду образовательного процесса, но и также его полную перестройку в связи с необходимостью предоставления возможностей для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в социальной среде.
Несмотря на то, что термин «инклюзия» является достаточно распространенным в мире, существующая сегодня образовательная система по модели «включения» в России находится на стадии начального становления. Широкое внимание общественности данный подход к образовательному процессу получил в конце 90-х годов прошлого века, как следствие возросшего интереса государственных деятелей к проблеме социализации и адаптации людей с ОВЗ к условиям общественной среды [5]. Результатом этого служат проводимые учеными исследования особенностей воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их дальнейшей социализации, на основании которых произошло создание новых международных документов, предписывающих регулирование процессов социализации и предоставления равных возможностей для всех граждан с учетом их индивидуальных потребностей.
Таким образом, основной исторической предпосылкой к созданию инклюзивного образования и его внедрению в школах Российской Федерации является разработка нормативно-правовых документов о правах человека, в большинстве своем подписанных в странах Европы. В число данных законодательных актов входят Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, декларация ООН о правах умственно отсталых лиц и прочие. В 1990 году правительство СССР сделало шаг по направлению к созданию социального государства, предоставляющего равные права и возможности детям с ограничениями по здоровью, подписав Конвенцию о правах ребенка. Спустя 2 года был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации», включающий себя положение о предоставлении возможности обучения детей-инвалидов. В 2008 году Российской Федерацией была подписана также Конвенция о правах инвалидов. Подписание данного документа послужило основным мотивирующим инструментом для создания и обеспечения условий получения образования детьми с особыми потребностями в Российской Федерации. К началу 2011 года Государственная Дума приступает к разработке плана действий, связанных с внедрением инклюзивного образования в школах России в соответствии с подписанной Конвенцией [3]. Данный ряд подписанных нормативно-правовых актов послужил основной предпосылкой к внедрению инклюзивного образования в Российской Федерации.
Несмотря на то, что широкое распространение идея инклюзивного образования получила после середины XX века, первые исследования, касающиеся образования детей с особенностями в развитии, были проведены более двух столетий назад в образовательной практике европейских стран. Данный вопрос изучался в контексте возрастающей необходимости получения всестороннего образования детьми в соответствии с их природными способностями. Важность обучения детей с отклонениями в развитии активно обсуждалась педагогами XIX века, при этом выделялись такие группы обучаемых, как дети с умственными или физическими недостатками, а также дети из неблагополучных семей.
Идея специального образования для детей, имеющих какие-либо отклонения в физическом или психическом здоровье, напрямую связана с основателем школы немецкой сурдопедагогики Самуилом Гейнике. В ходе преобразования школьной педагогики были предложены изменения в структуре народной школы, позволяющие выделить специальные группы учащихся с отклонениями в физическом развитии, в частности, с нарушениями слухового аппарата, обучением которых занимался специально подготовленный преподаватель. Подобные изменения обеспечивали возможность более глубокого подхода к решению проблемы образования детей с особенными потребностями. Таким образом, была создана система сегрегационного образования.
Тем не менее, существовала проблема недостатка специализированных учреждений, располагающих ресурсами для полноценного обучения глухонемых детей. Таким образом, решением данного вопроса явились разработанные и обязательные к посещению семинары для преподавателей массовой народной школы, посвященные проблеме обучения детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье в условиях объединенного класса [2]. Таким образом, подобные классы сыграли роль в создании существующей сегодня системы инклюзивного школьного образования.
С развитием специального образования для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии было отмечено, что создание отдельных классов для учеников, не имеющих возможностей для полноценного усвоения школьной программы, является неэффективным. Несмотря на то, что обучением слабослышащих, слепых и детей с отклонениями в ментальном развитии занимались специально обученные и подготовленные педагоги, процесс социализации ребенка в мире, в который он попадал после окончания процесса образования, становился затрудненным, так ребенку требовались не только знания, полученные в школе, но и навыки общения с окружающими его людьми. Данный фактор, а также высокая стоимость создания особых условий специализированной школы привели к разработке требований современной школы. Обязательные стало наличие подготовленных педагогов-дефектологов, осведомленных о методике преподавания в интегрированном классе, а также имеющих возможности для регулирования возникающих конфликтов между учениками. Важным аспектом внедрения подобной образовательной модели являлось наличие высокого уровня заинтересованности массовой системы образования.
Интегрированная модель обучения была внедрена в школах раньше, чем провелись исследования, приведшие к созданию инклюзивной модели образования. Таким образом, методика интеграции позволила создать базу дидактических, вербальных и невербальных пособий, используемых в процессе обучения педагогами-дефектологами [4]. Разработанный специальный методологический материал позволил сделать прорыв в системе образования не только детей с ограниченными способностями здоровья, но и учеников без ОВЗ.
Отдельно изучался социальный эффект проведенных изменений в системе образования. Объединение учеников с разными способностями и потребностями позволило улучшить процесс социализации для всех участников данной модели образования. Отмечался более высокий уровень освоения учениками с ограничениями по здоровью школьной программы, а также налаживания благоприятных отношений с другими учениками и преподавателями. Таким образом, модель инклюзивного образования позволила привлечь внимание к важности предоставления равных условий для социализации детей с различными физическими и ментальными способностями.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» / СПС Консультант Плюс. - 2018.
2. Ивойлова И. Класс с коррекцией. Какой дефектолог нужен школе [Электронный ресурс]. / Сайт Российской газеты. - URL: https://rg.ru/2017/11/07/kakie-defektologi-nuzhny-v-shkolah.html (дата обращения 23.10.2018).
3. Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы / Н.М. Назарова // Педагогика. - 2015. - №9. - С. 55-63.
4. Инклюзивное образование: сборник статей / сост. М.Р. Битянова. - М.: Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. - 224 с.
5. Огольцова Е.Г., Тимохина А.Э., Сергеева Е.А. Развитие инклюзивного образования в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 249-252. - URL https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 22.10.2018).