сотрудник
Воронежская область, Россия
В представленной статье анализируются особенности построения образовательного процесса в США, Великобритании и Российской Федерации с учетом принципов инклюзии. Оценивается актуальность проблемы социализации инвалидов и детей с ОВЗ в современном обществе в согласии с возможностью самореализации. Данная статья содержит сведения об основных нормативно-правовых актах, регулирующих социальную, экономическую и образовательную политику государств в области включения. Анализируется отношение граждан к проблеме социализации инвалидов, а также основные проблемы, с которыми сталкивается система образования на пути к внедрению процессов инклюзии
инклюзивное образование, социализация детей-инвалидов, обучение детей с ОВЗ, принципы обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность проблемы образования детей с отклонениями в физическом или психическом здоровье в современном мире возрастает, привлекая все большее внимание со стороны государства и социальных организаций. Одна из важнейших составляющих процесса социализации граждан с инвалидностью напрямую связана с получением школьного образования. Исторические предпосылки образования инклюзивной модели обучения позволяют судить о высокой степени обоснованности внедрения данной системы в школьную среду.
Существовавшая ранее система сегрегированного образования, предусматривавшая разделение детей в процессе обучения в соответствии с их физическими способностями, имела широкий ряд недостатков. Возникающие после окончания обучения в школе проблемы в социуме, связанные с низким уровнем адаптации к окружающему миру, являются наиболее сложными для решения. Несмотря на наличие большого ряда преимуществ обособленного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, таких как сложившаяся педагогическая практика, наличие дидактических материалов и методик вербальной и невербальной коммуникации в процессе обучения, результаты системы сегрегированного обучения оказываются не очень эффективными [2].
Современная модель инклюзивного образования начала формироваться в конце предыдущего столетия, являясь более инновационным вариантом модели интегрированного обучения. Наиболее широкое распространение сегодня данный подход находит в европейских странах и США. Стоит отметить, что сегодня более 45% американских школ имеют ресурсы для обеспечения полноценного обучения детей по инклюзивным или интегрированным программам, при этом специально обученные педагоги-дефектологи ведут образовательную деятельность во всех школах страны, вне зависимости от степени оснащенности классов специальным оборудованием, а также общего уровня внедрения инклюзивных методов обучения в школьный процесс образования [1].
Распространенность методики инклюзивного образования в США является достижением государственной социальной политики по отношению к инвалидам и людям с ограниченными способностями здоровья. Основы программы «включающего» обучения были заложены после принятия в 1973 году закона об обучении детей-инвалидов. Сегодня право на полноценное образование детей с ограниченными физическими и психическими способностями отстаивается Национальным советом по инвалидам. Целью данного правительственного органа является регулирование принятия новых законов в соответствии с интересами граждан, имеющих подтверждённую медиками группу инвалидности. В процессе работы Национального совета по инвалидам разрабатываются законодательные рекомендации, обеспечивающие позитивное влияние государственной политики на проблемы, касающиеся предоставления равного доступа к общественным благам всех членов общества в соответствии с их особыми потребностями.
Тем не менее, стоит отметить некоторую степень недовольства результатами, а также самим процессом инклюзивного образования среди педагогов и родителей. Процесс инклюзивного образования предполагает наличие тесной взаимосвязи между обеими сторонами, включенными в образовательную деятельность. Однако зачастую становится сложным найти компромисс между чрезмерной загруженностью педагогов и недостаточной подготовленностью родителей детей с ОВЗ. Процесс нахождения баланса затрудняется существующей в США регулярной проверкой успеваемости учеников по правилам принятого в 2001 году образовательного закона NCLB «Ни один ребенок не останется вне закона» («No Child Left Behind Act»), в соответствии с которой 100% обучаемых должны иметь установленный для их уровня объем знаний. Зачастую, несмотря на развитость системы образования детей с отклонениями в физическом или психическом здоровье, полноценное обеспечение достаточного уровня знаний не является достижимой целью. За последние 7 лет среднее количество выпускников школ, имеющих ОВЗ, заметно сократилось в связи с повышением требований обеспечения должного уровня знаний. Таким образом, те ученики, которые не достигают установленного государством уровня знаний, исключаются из процесса обучения в школе. Подобные установки зачастую заставляют преподавательский состав фокусироваться не столько на самом процессе образования, сколько на достижении установленных законом показателей успеваемости учеников.
Развитие инклюзивной среды на территории Великобритании сегодня является спорным вопросом. Несмотря на принятые и подписанные законодательные международные акты о правах ребенка и правах инвалидов, наблюдаемая тенденция социальной политики государства несет в себе риск исключения детей с ограниченными возможностями из общешкольного образовательного процесса, что напрямую противоречит принципу инклюзии.
В Великобритании, также как и в США, действует законодательный документ, обеспечивающий регулирование прав детей с ограничениями по здоровью. Данный документ, разработанный министерством образования в 2004 году, нацелен на обеспечение профилактики и ранней помощи детям с ОВЗ, а также их родителям в процессе социализации. В отличие от принятой в США политики NCLB, английский закон документ ЕСМ («Каждый ребенок важен» – Every Child Matters) охватывает не только образовательную сферу, но и здравоохранение, обеспечение безопасности, самореализацию в обществе, а также гарантирует экономическую стабильность [8]. Данная государственная программа позволяет обеспечить эффективную социализацию ребенка, а также развить личные качества с положительным эффектом для государства.
Восприятие обществом подобных изменений происходит положительно. Благотворительные организации и специалисты-дефектологи оценивают внедрение закона, обеспечивающего принцип инклюзии, как широкую возможность для самореализации каждого члена общества. Тем не менее, встречаются и радиально противоположные мнения, распространенные среди ученых. Сочетание выделенных в принятом законе пяти факторов обеспечения инклюзии является спорным вопросом. Исследователи отмечают низкую заинтересованность лиц с ОВЗ в полноценной реализации всей совокупности выделенных факторов социального благополучия, что приводит к постепенной маргинальности членов общества, имеющих отклонения в здоровье.
Развитие сферы инклюзивного образования в Российском Федерации сегодня происходит в формате эксперимента. Социальная политика государства направлена на обеспечение полноценного развития ребенка в условиях школы, что способствует успешной социализации в обществе. Регулирование образовательного процесса с участием детей с ограниченными возможностями здоровья происходит посредством специальных правовых актов, таких как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году, а также подписанная в 2008 году Конвенция о правах инвалидов [4, 5, 6, 7].
Сегодня на территории Российской Федерации действует социальная программа «Доступная Среда» на 2016-2020 гг. В рамках данного проекта происходит усовершенствование существующих в стране норм образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Наибольший акцент делается на обеспечение принятия социумом гражданина все зависимости от его физических возможностей. Таким образом, программа инклюзивного образования зачастую рассматривается не только как инструмент обеспечения достаточного уровня знаний среди детей-инвалидов, но и также как способ формирования менталитета принятия среди школьников. Динамика, наблюдаемая в сфере обеспечения инклюзивного образования, позволяет отметить существенный рост количества инклюзивных школ – за последние 6 лет их общее число увеличилось более чем в 7 раз [3].
Тем не менее, сегодня существует некоторый ряд проблем в системе инклюзивного образования. Наиболее актуальным вопросом, требующим решения, является недостаточность материально-технической базы и ресурсов для ее пополнения, необходимых для обеспечения доступности образовательных учреждений детям с ОВЗ. Отсутствие у педагогов общеобразовательных учреждений достаточного уровня подготовки для обучения детей с особенностями психофизического развития также является одной из наиболее влияющих на эффективность процесса инклюзивного образования проблем. Несмотря на наличие развивающихся сегодня специальных подготовительных программ для педагогов, зачастую преподаватели сталкиваются со сложностями применения полученных знаний на практике. Данный фактор также усиливается существующим несоответствием образовательных планов общей школы индивидуальным потребностям и возможностям ребенка с ограничениями по здоровью. Тем не менее, социальная государственная политика направлена на развитие условий обеспечения равного доступа к государственным общественным благам.
1. Ардзинба В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2010. - № 5. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Ardzinba.shtml (дата обращения: 24.10.2018)
2. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М., 2014.
3. Справка о состоянии системы образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Сайт Единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: https://goo.gl/MdW5i9 (дата формирования справки: 24.10.18).
4. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» / СПС Консультант Плюс. - 2018.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / СПС Консультант Плюс. - 2018.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» / СПС Консультант Плюс. 2018.
8. Every Child Matters [Электронный ресурс]. - URL: http://www.everychildmatters.gov.uk/ete/agencies/specialschool/ (дата обращения 24.10.2018)