ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях хозяйствования достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственными организациями не представляется возможным без активной, грамотно выстроенной аграрной политики. Политика государственного регулирования аграрного сектора является неотъемлемой частью экономической политики, имеет определенные цели, решает отраслевые и общенациональные задачи, основывается на специфических принципах, содержит систему направлений государственной поддержки сельского хозяйства и механизмов ее доведения до сельхозтоваропроизводителей. Об этом свидетельствует опыт развитых стран, где действуют стимулирующие меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, проводится гибкое ценовое регулирование на рынке сельского хозяйства. В России меры государственного регулирования также применяются, однако их масштабы недостаточны для эффективного функционирования аграрного сектора. Отрасль нуждается в активной поддержке со стороны государства, необходимой для эффективного функционирования, динамического развития, а также поддержания высокого уровня конкурентоспособности. В силу суровых климатических условий, затрудняющих ведение хозяйственной деятельности, регионы Европейского Севера России наиболее остро нуждаются в государственной поддержке. Целью проведенного исследования являлось выявление существующих недостатков в системе мер господдержки регионов Европейского Севера России (на примере Вологодской области), разработка предложений, направленных на устранение выявленных проблем и повышение эффективности сельскохозяйственного производства. В статье проведен анализ существующих механизмов государственной поддержки сельскохозяйственного производства Вологодской области и России в целом, выявлены ключевые тенденции, характерные для современного состояния и развития данной отрасли, определены существующие проблемы и предложен комплекс рекомендаций, направленных на решение данных проблем.

Ключевые слова:
cельское хозяйство, государственная поддержка, регионы Европейского Севера России, эффективность сельскохозяйственного производства, проблемы государственной поддержки аграрного сектора.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Сельское хозяйство России является отраслью стратегического значения, развитие которой направлено на обеспечение продовольственной, национальной безопасности страны. Отметим, что внутри страны на долю добавленной стоимости сельского хозяйства приходится 4,4% ВВП России (2017 г.) [1]. Доля занятых в сельском хозяйстве России в 2017 г. составила 7,1% [2]. В связи с этим важнейшей задачей для экономики России является активное развитие аграрного сектора. В настоящее время аграрное производство находится в состоянии глубокого экономического кризиса. Разорваны интеграционные связи в аграрном секторе, разрушены паритетные отношения между сельским хозяйством, отраслями сельхозмашиностроения, перерабатывающей промышленностью и сферой услуг. Для обеспечения эффективного функционирования отрасль нуждается во всесторонней активной поддержке государства. В настоящее время уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России в 7-9 раз ниже, чем в США и Евросоюзе [3]. Роль государства в развитии сельского хозяйства проявляется в регуляции внешних воздействий, оказывающих влияние на дееспособность сельского хозяйства; стимуляции инвестиционной деятельности аграрного сектора; повышении благосостояния, уровня жизни и занятости населения, проживающего в сельской местности; устойчивом развитии сельских территорий. Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства находятся в центре внимания научных исследований таких ученых-аграрников, как Г.В. Беспахотный, Н.Г. Барышников, В.А. Клюкач, В.В. Милосердов, Б.И. Пошкус, И.С. Санду, И.Ф. Суханова, А.Н. Хайруллин, И.Ф. Хицков и др. [4-12]. Все они обосновывают необходимость государственной поддержки аграрной сферы, предлагают механизмы совершенствования системы финансирования сельского хозяйства [13].

Государственная поддержка сельского хозяйства это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности сырьем [14]. Важными показателями эффективного использования средств господдержки сельского хозяйства являются рост продуктивности полей и ферм, а также рентабельности всех отраслей сельскохозяйственного производства.

Реализация механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов в современных условиях должна обеспечивать единство организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, формировать эффективное конкурентоспособное агропромышленное производство, гарантирующее продовольственную безопасность страны [15, 16].

В настоящее время в стране сложилась многоканальная система государственной поддержки сельского хозяйства. Существующие формы поддержки условно разделены на прямые и косвенные (табл. 1).


Таблица 1

Формы государственной поддержки сельского хозяйства России*

Формы господдержки

Направления оказания господдержки

Прямая

Прямого действия (виды целевого бюджетного финансирования)

субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий АПК;

субсидии на частичную компенсацию затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур;

субсидии на затраты капитального характера

Условно прямого действия

реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам материально-технических ресурсов

налоговые льготы

поддержка аграрной науки

Косвенная

закупки сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд

регулирование продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном

защита экономических интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК

*Примечание: характеристики данных форм представлены в ст. [17]

 

В рамках реализации задач национальной аграрной политики Правительством Российской Федерации в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию сельского хозяйства. В стране создана нормативно-правовая база, регулирующая отдельные направления развития данной отрасли, однако не формирующая условия для ускоренного развития аграрного сектора экономики [18].

В последние годы с целью поддержки сельского хозяйства были разработаны государственные программы, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Государственные программы развития сельского хозяйства в России*

Государственная программа

Финансирование, направление и меры государственной поддержки

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. №717

Общий объем бюджетных ассигнований составляет 1,55 трлн руб.

Приоритетные направления:

– повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

– мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

– развитие интеграционных связей, формирование территориальных кластеров;

– внедрение  инноваций.

Мероприятия:

  1. субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции;
  2. таможенно-тарифное регулирование;
  3. совершенствование системы налогообложения;
  4. совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.»

Общий объем финансирования 252,6 млрд руб., в том числе: средства федерального бюджета – 139,2 млрд руб.; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 74,5 млрд руб.; средства внебюджетных источников – 38,8 млрд руб.

Мероприятия:

улучшение жилищных условий  граждан,  проживающих  в  сельской местности;

– обустройство сельских населенных пунктов объектами    социальной    и   инженерной инфраструктуры;

– грантовая поддержка местных инициатив граждан,  проживающих  в сельской местности;

–  поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;

проведение   ежегодного мониторинга    развития    сельских     территорий.

Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»

Общий объем финансирования 132,2 млрд руб.

Мероприятия:

восстановление и  повышение  эффективности использования  мелиоративных  систем   и гидротехнических   сооружений,   относящихся   к    государственной собственности   РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности  и  собственности  сельскохозяйственных товаропроизводителей";
– проведение агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических  мероприятий.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»

Общий объем бюджетных ассигнований 87,9 млрд руб.

Приоритетные направления и мероприятия:

модернизация рыбоперерабатывающего сектора; 

реализация механизма эффективного управления водными биологическими ресурсами; 

 обеспечение ускоренного развития товарной аквакультуры;

приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствии с международными стандартами;

 проведение мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов;

наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
– развитие биржевой торговли рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов;
– активизация международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства;

– развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства;
 – развитие электронного документооборота и оказания государственных услуг в электронной форме.

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг.

Общий объем финансирования за счет  средств   федерального бюджета финансирования в размере 26,1 млрд руб. за счет средств внебюджетных  источников 25 млрд руб.

Мероприятия:

создание научно-технических  результатов  и продукции для АПК;

– коммерциализация научно-технических результатов и продукции для АПК.

*Примечание: составлено на основе данных официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/documents/vostrebdocs

 

Для поддержки сельхозпроизводителей реализуются разнонаправленные мероприятия: предоставляются субсидии, выдаются гранты на различные цели, устраивается конкурс, проводится консультирование. Основной мерой поддержки сельского хозяйства со стороны государства является субсидирование (рис. 1).

Как было сказано выше, отрасль сельского хозяйства России находится в глубоком кризисе и поиск путей выхода из него представляет важную народнохозяйственную проблему. Наиболее остро переходные процессы отразились на сельском хозяйстве Европейского Севера России. Это связано, прежде всего, с тем, что здесь масштабы ведения сельскохозяйственного производства в экстремальных условиях не имеют аналогов в мировой практике [20]. С другой стороны, объективно обусловленная повышенная потребность населения, проживающего в суровых условиях Севера, в продукции производства местного АПК, требует его бесперебойного функционирования, создания условий для роста продуктивности сельского хозяйства. Неотъемлемым фактором успешного развития сельскохозяйственной деятельности должна выступать государственная поддержка.

Рассмотрим существующий механизм государственной поддержки на примере Вологодской области, являющейся самой южной территорией Европейского Севера, занимающей высокоширотное положение в пределах умеренного климатического пояса, имеющей разветвленную транспортную сеть и производящей порядка 50% общего объема сельхозпродукции рассматриваемого региона, а также обладающей значительным сельскохозяйственным потенциалом [21-23]. В рейтинге субъектов Европейского Севера России Вологодская область занимает  лидирующие позиции по ряду показателей, характеризующих развитие отрасли. Удельный вес области в посевной площади сельскохозяйственных культур Европейского Севера в 2017 г. составлял порядка 69%, в поголовье крупного рогатого скота – 59%, свиней – 53%, производстве молока –  63%,  скота  и  птицы  –  36%,  в  валовом  сборе  зерновых  –  более 90% [24].

Отметим, что объем производства сельскохозяйственной продукции в Вологодской области за период с 2000 по 2013 г. сократился более чем на треть, с 2014 по 2016 г. прослеживался постепенный рост данного показателя. В целом по России также наблюдалось увеличение объема производства продукции сельского хозяйства (табл. 3).

Таблица 3

Индекс производства продукции сельского хозяйства в регионах Европейского Севера России, во всех категориях хозяйств*

Территория

в % к 2000 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Республика Коми

100

92,3

92,8

102,3

100,4

98,3

96,3

99,6

103,3

Вологодская область

100

84,8

71,5

78,2

77,2

61,3

61,6

64,1

68,4

Республика Карелия

100

75,4

73,4

73,6

67,2

70,9

69,4

68,8

62,3

Архангельская область

100

73,2

59,4

65,9

61,4

59,3

60,9

51,9

52,5

Мурманская область

100

78,9

94,8

95,6

101,9

82,9

68,4

52,1

41,1

Российская Федерация

100

112,9

119,6

146,1

130,6

154,2

159,9

163,8

171,6

Ранжирование территорий произведено авторами в порядке убывания значений за 2016 г.

*Примечание: рассчитано автором на основе данных официального сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL: www.fedstat.ru

 

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Вологодской области осуществляется Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области в рамках реализации Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства области от 12 октября 2012г. № 1222) и в соответствии с Положениями о предоставлении субсидий, утвержденными постановлениями Правительства области, без разделения на категории субъектов предпринимательства.

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям региона, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, оказывается в виде субсидирования части затрат и предоставления грантов в рамках 15 подпрограмм государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы». На поддержку исключительно крестьянских (фермерских) хозяйств направлены подпрограммы «Поддержка начинающих фермеров в Вологодской области на 2013-2020 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013-2020 годы»  государственной программы.

В 2017 г. в Вологодской области осуществлялось финансирование сельхозтоваропроизводителей, организаций-переработчиков сельскохозяйственной продукции по 38 направлениям субсидирования. Кроме того, с 2017 г. область перешла на проектный подход в управлении. В настоящее время в сельском хозяйстве реализуются два региональных стратегических проекта: «Агропродуктовый кластер» и «Настоящий Вологодский продукт».

Вологодская область ежегодно участвует во всех направлениях  софинансирования расходов, предусмотренных на федеральном уровне. Объем прямой государственной поддержки АПК региона в 2017 г. составил 1,945 млрд руб. (уровень 2016 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета – 0,955 млрд руб., за счет средств областного бюджета – 0,99 млрд руб. Кроме того, прямое субсидирование льготных кредитов по линии Минсельхоза составило порядка 70 млн руб., без софинансирования из областного бюджета.

В 2017 г. были дополнительно привлечены средства федерального бюджета в сумме 146,8 млн руб. на осуществление компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а из областного бюджета дополнительно выделены средства на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 65,0 млн руб. [25].

Получателями государственной поддержки в текущем году стали 273 хозяй­ствующих субъекта, в том числе 63 личных подсобных хо­зяйства, 68 крестьянских (фер­мерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 3 сельскохозяй­ственных потребительских коопера­тива, 139 сельхозорганизаций.

Несмотря на существующий механизм государственной поддержки продукции сельского хозяйства Вологодской области, по результатам проведенного в 2018 г. опроса[1] руководителей сельхозорганизаций региона, было выявлено, что среди факторов, сдерживающих сельхозпроизводство в 2017 г., руководители чаще всего отмечали недостаточность бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей (78%), ее размер не удовлетворил 60% опрошенных глав сельхозорганизаций (на 3 п.п. выше уровня 2016 г.), удовлетворил – 8% опрошенных; обострение диспаритета цен на производимую сельхозпродукцию (76%); сложившуюся экономическую и политическую ситуацию в России в целом (62%) и критическое состояние материально-технической базы [26] (табл. 4).

Столь высокий процент отметивших недостаточность бюджетного финансирования АПК говорит о низкой эффективности механизма государственной поддержки, необходимости выявления существующих недостатков в сложившейся системе и определения ключевых направлений ее трансформации.

Результативность действий Правительства РФ в решении агарных проблем в 2017 г. опрошенные руководители сельхозорганизаций региона оценили в среднем на 3,9 балла (по десятибалльной шкале; незначительный рост значения показателя к уровню 2016 г. и 2008 г.); деятельность администрации области – на 4,3 баллов  (в 2016 г. – 3,5 балла, в 2008 г. – 5,4 балла); администрации района – на 4,1 балла (в 2015 г. – 3,5 балла, в 2008 г. – 3,4 балла) (рис. 2).

Выявлено, что уровень бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей Вологодской области недостаточен для зоны рискованного земледелия (табл. 5).

Прослеживается значительное снижение объема государственной поддержки сельского хозяйства региона с 2013 по 2017 г., что, безусловно, является негативной тенденцией.

Таблица 4

Основные факторы, сдерживающие развитие сельхозорганизаций Вологодской области, в % от числа ответивших

Фактор*

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Недостаточность бюджетной поддержки сельхозпроизводителей

83

93

84

98

89

79

81

88

82

78

Обострение диспаритета цен на производимую сельхозпродукцию и промышленную продукцию для села

90

96

95

90

93

65

76

70

59

76

Экономическая и политическая ситуация в России в целом***

-

-

-

-

-

-

-

-

59

62

Критическое состояние материально-технической базы

50

46

44

38

38

52

49

31

53

48

Высокий уровень налогообложения

-

21

42

45

40

48

36

64

36

34

Недостаток высококвалифицированных кадров

38

41

65

48

38

50

36

41

46

28

Большая задолженность и низкая платежеспособность

25

59

42

43

20

31

26

25

20

28

Неблагоприятные природные условия

-

0

33

15

16

19

11

29

12

28

Слабое развитие кооперации**

-

-

-

-

-

-

26

9

7

26

Неумение и нежелание селян работать***

-

-

-

-

-

-

-

-

36

24

Неразвитость социальной инфраструктуры поселения, в котором работает предприятие

44

21

42

20

11

27

17

19

28

22

Низкий уровень материального стимулирования труда (зарплаты)

35

23

44

50

16

33

23

19

15

10

Нехватка оборотных средств

54

61

44

30

16

29

17

25

12

8

Проблемы с услугами сторонних организаций (недостаточность услуг, их низкое качество)**

-

-

-

-

-

-

4

5

8

0

*     Ранжирование факторов произведено авторами в порядке убывания значений за 2017 г.

**   Варианты ответов включены в анкету с 2015 г.

*** Варианты ответов включены в анкету с 2017 г.

Примечание: составлено автором на основе данных мониторинга функционирования сельского хозяйства региона [27].

 

 

Таблица 5

Государственная поддержка отрасли сельского хозяйства

Вологодской области, всего, млн руб.*

Регион

Год

2017 г.

к 2016г.,

%

2017 г.

к 2000 г., %

2000

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Вологодская область

720,8

2007,6

1639,8

1165,3

1024,4

2310,4

2255,7

2140,5

1576,8

1564,9

99,2

217,1

*Примечание: составлено автором на основе данных официального сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL: www.fedstat.ru

 

Согласно данным проведенного мониторинга функционирования сельского хозяйства региона, среди основных направлений, которые будут способствовать улучшению ситуации в сельском хозяйстве, в 2017 г. руководители чаще всего отмечали: снижение цен на ГСМ (90%), развитие системы приобретения сельхозтехники на условиях лизинга (52%) и  обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог (50%). Более трети опрошенных руководителей считают необходимым обеспечение населения продовольствием посредством стимулирования сельхозпроизводства, реализации имеющегося в отрасли потенциала. Отметим, что доля руководителей, которые годом ранее указали на необходимость реализации вышеперечисленных направлений государственного регулирования, также была значительной (табл. 6).

На основании проведённого анализа, можно сделать вывод о существовании ряда проблем механизма государственной поддержки сельского хозяйства Вологодской области, ключевыми из которых являются недостаточность ее объемов и неэффективность деятельности Правительства РФ, администрации области и района в решении аграрных проблем.

Таблица 6

Наиболее важные для сельхозорганизаций Вологодской области

направления государственной аграрной политики, в % от числа ответивших

Направления*

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Снижение цен на ГСМ

96

100

98

93

96

94

93

90

90

56

Развитие системы приобретения сельхозтехники на условиях лизинга

33

25

23

43

22

37

38

58

54

52

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог***

-

-

-

-

-

-

-

-

51

50

Снижение цен на удобрения

83

80

86

78

89

89

91

81

84

46

Снижение налогового бремени для товаропроизводителей

76

50

61

50

73

60

68

80

49

38

Обеспечение населения продовольствием посредством стимулирования сельхозпроизводства, реализации имеющегося в отрасли потенциала****

-

-

-

-

-

-

-

-

-

34

Обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводитейлей***

-

-

-

-

-

-

-

-

28

38

 Ограничение импорта

41

46

30

30

24

42

17

14

8

28

Стимулирование интеграционных связей между сельхозорганизациями, организациями переработки и торговли (агрохолдинги)**

-

-

-

-

-

-

-

10

3

28

Улучшение инвестиционного климата (введение налоговых, таможенных и прочих льгот при реализации инвестиционных проектов)

41

27

16

13

16

23

19

17

13

20

Увеличение объемов госзакупок сельхозпродукции по гарантированным ценам

44

43

23

33

24

35

25

19

8

12

Содействие в развитии отраслевых союзов сельскохозяйственных производителей

4

0

2

10

4

27

25

3

3

6

Развитие связей с субъектами Европейского Севера, Арктической зоны в рамках обеспечения населения данных территорий продовольствием****

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

*    Ранжирование направлений произведено авторами в порядке убывания значений за 2017 г.

**    Вариант ответа добавлен в анкету в 2016 г.

***  Вариант ответа добавлен в анкету в 2017 г.

**** Вариант ответа добавлен в анкету в 2018 г.

Примечание: составлено автором на основе данных мониторинга функционирования сельского хозяйства региона [27].

 

В целях повышения государственной поддержки аграрной отрасли на территории Европейского Севера России созданы региональные Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР): в Архангельской области Ассоциация «Фермеры Русского Севера», в Вологодской области Ассоциация крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Вологодской области [28].

Помимо выявленных на основе анализа, российские авторы С.В. Лаптев, М.Н. Прокофьев, Н.Н. Семенова и др.  отмечают следующие проблемы государственной поддержки аграрного сектора в масштабах региона и страны:

  1. Несовершенство существующей законодательной базы сельскохозяйственной отрасли.
  2. Неэффективность работы системы доведения средств до сельскохозяйственных предприятий.
  3. Несвоевременность предоставления финансовых ресурсов.
  4. Снижение доступности государственной поддержки для потенциальных получателей.
  5. Низкая степень дифференциации программ государственной поддержки с учетом региональных особенностей. С учетом специфики территории Европейского Севера России, на наш взгляд, ключевыми направлениями государственной поддержки сельского хозяйства данных регионов должны стать улучшение землеустройства и землепользования, повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, научное обеспечение сельскохозяйственного производства, привлечение инвестиций в развитие региона, создание условий для развития сельскохозяйственной кооперации.
  6. Отсутствие комплексного подхода к проблеме обеспечения сельхозпроизводителей финансовыми оборотными средствами и их оптимизации.
  7. Отсутствие действенной системы контроля использования денежных средств.
  8. Доминирование форм прямой государственной поддержки, которые уменьшают способность аграрных предприятий-получателей помощи самостоятельно и эффективно организовывать воспроизводственный процесс, ослабляют их ориентацию на прибыль.
  9. Несовершенство существующего механизма государственной поддержки. Так, существенную часть производители получают за счет превышения закупочных цен над мировыми ценами.
  10. Неравномерность распределения средств государственной поддержки.
  11.  Текущие финансовые вливания в условиях неэквивалентности межотраслевого обмена внутри АПК и слабости конкурентных позиций сельскохозяйственных производителей приводят к перемещению выгод (до 70–80%) в пользу государства, банков, перекупщиков, а финансовое положение сельхозпроизводителей не улучшается [29].
  12. Несовершенство механизма субсидирования.
  13. Отсутствие развитой инфраструктуры финансирования [30].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  14. Слабость внутренних стимулов субъектов аграрного сектора к развитию, которые должны вытекать из надежной защиты прав собственности всех участников аграрного производства.
  15. Непрозрачность государственной поддержки.
  16. Бюрократизм.
  17. Формальный характер оценки эффективности государственной поддержки [29-31].

Подводя итог, нельзя отрицать, что в современных условиях государственная поддержка является важным и неотъемлемым фактором успешного и эффективного развития сельского хозяйства [32]. Без проведения комплексной государственной поддержки сельское хозяйство России может приблизиться к кризисному состоянию или же войти в него окончательно [30, 33].

На наш взгляд, во избежание деградации сельских территорий и снижения продовольственной безопасности регионов Европейского Севера, необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства (табл. 7).

Таблица 7

Основные направления совершенствования механизма государственной поддержки сельского хозяйства*

Направление

государственной  поддержки

Рекомендации по совершенствованию механизма

государственной поддержки

Субсидирование

  1. Применение дифференцированного подхода к установлению объемов государственной поддержки для хозяйств с различным уровнем доходности.
  2. Предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники и сельхозтоваропроизводителям для возмещения затрат на приобретение машин и оборудования.

Кредитование

  1. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации.
  2. Развитие лизинга путем создания лизингового фонда, средства которого целесообразно распределять на конкурсной основе в виде целевых кредитов.

Страхование

  1. Создание страхового резервного фонда для возмещения ущерба хозяйствам регионов, наиболее пострадавших от стихийных бедствий, и более полной мобилизации финансовых ресурсов, выделяемых на страхование.

2. Модификация действующей практики государственного субсидирования страхования рисков в сельском хозяйстве, включающая:

а) применение дифференцированного подхода к установлению страховых тарифов в разрезе сельхозтоваропроизводителей, использующих высокоинтенсивные технологии, а также районов внутри субъектов РФ, природные условия которых значительно различаются;

б) определение страховой стоимости и ставок для расчета субсидий исходя из показателя средней урожайности (продуктивности) одинакового временного периода;

в) осуществление раздельного субсидирования расходов на ведение страхового дела и расходов на возмещение потерь сельхозтоваропроизводителей в результате стихийных бедствий.

Продовольственная помощь

  1. Разработка нормативно-правовых актов, программ, обеспечивающих развитие системы внутренней продовольственной помощи в РФ.
  2. Развитие производственной и логистической инфраструктуры продовольственной помощи.

Налогообложение

1. Стимулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве посредством:

а) применения налогового вычета при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в размере 30% затрат организации на инвестиции;

б) предоставления налоговых каникул по земельному налогу и налогу на имущество вновь создаваемым инновационным фирмам в сельском хозяйстве;

г) увеличения сроков предоставления инвестиционного налогового кредита до 10–15 лет.

*Примечание: составлено автором.

 

Кроме вышерассмотренных мер, немаловажным является внесение изменений в принятие управленческих решений, а именно:

  1. применение комплексного подхода к решению проблем обеспечения сельхозпроизводителей финансами;
  2. совершенствование процедур предоставления поддержки, в том числе путем доведения их до автоматизма;
  3. введение строгой системы контроля использования предоставленных денежных средств;
  4. организация системы государственных гарантированных, паритетных и защитных цен, обеспечивающих эквивалентность обмена между сельским хозяйством и перерабатывающими предприятиями;
  5. преимущественное развитие косвенных мер государственной поддержки;
  6. приведение методов государственной поддержки в соответствие с международными договорами и правилами;
  7. принятие государством участия в финансировании подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов для нужд сельского хозяйства;
  8. финансирование государством части затрат на проведение НИР, связанных с разработкой новой техники и технологий для сельского хозяйства;
  9. увеличение объемов бюджетной поддержки.

Внедрение предложенного комплекса мероприятий позволит вывести сельское хозяйство регионов Европейского Севера, а также России в целом  на путь устойчивого развития.


[1]Опрос проводился среди сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм собственности и крестьянских (фермерских) хозяйств Вологодской области в 2018 году с целью оценки состояния сельского хозяйства и определение направлений его улучшения. Требования к опросу: опрос носит структурированный характер, информация от опрошенных при проведении опроса собирается путем самостоятельного заполнения анкет респондентами (по почте и E-mail), объем выборки – 145 руководителей хозяйств, репрезентативность выборки должна быть обеспечена соблюдением нормального распределения между районами региона. Инструментом исследования выступает анкета опроса, которая состоит из вопросов со шкалой ответов, открытых и закрытых вопросов. Вопросник составлен по секционному подходу (последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам (блокам вопросов)).Анкеты для опроса были разосланы руководителям сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм собственности и крестьянским (фермерским) хозяйствам в феврале-марте 2018 года с условием соблюдения представительности выборки по районам области.

 

Список литературы

1. Объем ВВП [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.URL: www.gks.ru/bgd/regl/b17_01/IssWWW.exe/Stg/d12/2-1-1-1.doc

2. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

3. Сельское_хозяйство_(мировой_Рынок) [Электронный ресурс] // URL: http://www.tadviser.ru/index.php

4. Беспахотный Г.В. Проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Образование, наука и производство. - 2013. - № 3 (4). - С. 8-11.

5. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: планирование, контроль, анализ: монография. Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 248 с.

6. Клюкач В.А. Этапы становления и современного развития российской аграрной экономической науки // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - № 5. - С. 10-13.

7. Милосердов В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства [Электронный ресурс] // URL: http://vladimir.miloserdov.name/articles/page-30.html

8. Пошкус Б.И. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2006. - №2. - С. 3-8.

9. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты // науч. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 216 с.

10. Суханова И.Ф. Приоритетные направления совершенствования мер поддержки сельского хозяйства на государственном и региональном уровнях с учетом норм и правил ВТО // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2013. - № 1. - С. 6.

11. Хайруллин А. Размышления о путях организации и эффективности деятельности различных форм хозяйствования в аграрном секторе // АПК: экономика, управление. - 2014. - №9. - С. 3-12.

12. Хицков И.Ф. Организация и экономика развития агропромышленного производства Центрального Черноземья: тенденции, проблемы, пути решения. Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2003. - 180 с.

13. Наянов А.В. Дифференцированная оценка эффективности сельскохозяйственного производства как элемент совершенствования государственной поддержки АПК (на примере Саратовской области): автореф. дис. ... к.э.н. Саратов, 2013. - 209 с.

14. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона // Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск. 2010. - 313 с.

15. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета им И.Т. Трубилина. 2017. -№130(06).

16. Анищенко А.Н. Оценка продовольственной безопасности региона // Проблемы развития территории. - 2013. - № 4 (66). - С. 30-39.

17. Иванова Л.И., Федотова М.А. Современная система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2011. - №10 (84). - С. 113-117.

18. Matveev D.M., Stadnik A.T., Menyaykin D.V. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production // World Applied Sciences Journal.2014. № 31(8). pp. 1535-1539.

19. Справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации. URL: http://www.gp.specagro.ru/

20. Советов П.М. Экономические проблемы управления агропромышленным комплексом европейского Севера России: автореф. дис. ... д.э.н. Апатиты. 2013. - 344 с.

21. Анищенко А.Н. Зарубежный опыт ведения эффективного молочного скотоводства // Факторы развития экономики России: сб. тр. VIII Междунар. научно-практ. конф. Тверь: Твер. гос. ун-т, - 2016. - Ч. 1. - С. 96-101.

22. Анищенко А.Н. Модернизация молочного скотоводства региона: состояние и проблемы // Проблемы развития территории. - 2014. - № 6 (74). - С. 129-137.

23. Anishchenko A.N. On the Functioning of the dairy product subcomplex of Russia in modern conditions // Fundamentalisscientiam. 2017. №8. pp. 6-10.

24. Анищенко А.Н. Потенциал молочного скотоводства Вологодской области в рамках возможности обеспечения населения Арктической зоны России продовольствием // АгроЗооТехника. 2018. - № 1 (1).

25. Экономика сельского хозяйства Вологодской области [Электронный ресурс] //URL:https://agro.gov35.ru/deyatelnost/deyatelnost-strukturnykh-podrazdeleniy/index.php?SECTION_ID=234

26. Gokhberg L. Technological future of the agriculture and food sector in Russia. Available at: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017

27. Мониторинг функционирования сельского хозяйства региона: ИАЗ / исполн. А.Н. Анищенко. Вологда. 2018, 63 c.

28. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) [Электронный ресурс] // URL: http://www.akkor.ru

29. Лаптев С.В., Коротаева Е.Ю. Государственная поддержка и меры адаптации аграрных предприятий к условиям ВТО // Экономика, статистика и информатика. - 2014. - № 3. - С. 73-77.

30. Прокофьев М.Н., Сибиряев А.С. Оценка проблем государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. - 2017. - №7 (74). - С. 110-116.

31. Семенова Н.Н. Государственная финансовая поддержка как условие устойчивого развития аграрного сектора экономики // Финансовые исследования. - 2011. - № 4. - С. 19-26.

32. Иванова К.В. Субсидирование как основной инструмент государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса // Молодой ученый. -2018. - №18 (204). - С. 323-324.

33. Ускова Т.В., Селименков Р.Ю., Чекавинский А.Н. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 136 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?