ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отсутствие навыков у государственных и муниципальных служащих, а также жесткая организационная структура органов власти сдерживают внедрение проектного управления в регионах России. Кроме того, сам процесс внедрения проектного управления зачастую сталкивается с нерешенными методическими и нормативно-правовыми вопросами, которые не позволяют эффективно реализовать проектное управление и интегрировать его в стратегическое планирование в регионе. Обзор проблем внедрения проектного управления на уровне региона позволил рекомендации по их разрешению.

Ключевые слова:
органы власти, проектное управление, опыт внедрения, проблемы, регион.
Текст

Среди публикаций на тему внедрения проектного управления в систему государственного и муниципального управления можно встретить перечисление различных проблем, среди которых есть повторяющиеся формулировки, но нет явно выраженных главных проблем, сдерживающих реализацию проектного управления. Под проблемой принято понимать нечто не позволяющее двигаться к намеченной цели, некое препятствие, которое сдерживает достижение цели. Что касается методов выявления проблем и структурирования проблемного поля, то здесь чаще можно встретить социологические методы (анализ документов, опросы анкетные и интервью) и методы сокращения размерности проблемного поля (например, формирование блоков проблем по какому-либо признаку) и экспертного построения графов проблем [15]. В качестве документов для анализа в настоящей работе выбраны публикации научных статей, размещенные в научной электронной библиотеке [1; 4; 8; 12; 13; 17; 18], посвященные проблемам внедрения проектного управления в органах власти РФ, а также нормативные документы [7]. Часто специалисты называют в качестве проблемы недостаточную готовность работников к изменениям как в части новой для них проектной деятельности, так и последующих изменений, связанных с реализацией проектов и возможными рисками. Кроме того, проблемно воспринимается взаимодействие сотрудников разных структурных подразделений и разных ведомств в части обеспечения эффективных коммуникаций в сочетании с выполнением функциональных обязанностей в рамках должностных инструкций. Сдерживает реализацию проектов и снижает качество конечного результата, по мнению исследователей, несовершенство нормативно-правовой базы как в части организации процессов проектного управления, так и в части показателей оценки самого результата управления. Многое, по мнению исследователей, зависит от четкого формулирования целей проектов и от квалифицированного формирования проектных команд. В этом плане выделяются проблемы ориентации проектов на содержание стратегий и вовлеченности в проектное управление представителей основных групп влияния (стейкхолдеров — руководителей органов власти, руководителя проекта, членов проектной команды, кураторов, инвесторов, заинтересованных представителей бизнеса и некоммерческих организаций). Иногда как следствие указанных проблем указывается несоответствие организационной структуры управления проектом или неэффективные коммуникации внутри и с внешней средой проекта. По итогам структурирования проблемного поля, составленного из указанных и иных проблем, выполним методом морфологического анализа и формирования блоков проблем, что позволит сократить размерность перечня проблем. Каждый блок получит название, отражающее основное содержание проблем, входящих в блок, что отражено в табл. 1. Построение графа проблем путем установления причинно-следственных связей, выполненное методом парных сравнений, представлено на рис. 1, из которого следует, что выделяются два корневых блока проблем:
• жесткая организационная структура мешает создавать эффективные команды для реализации проектов;
• отсутствие навыков проектного менеджмента снижает эффективность проектного управления.

Список литературы

1. Бакланова Ю.О. Эволюция подхода к проектному управлению инновациями: инициатива, проект, программа, портфель [Текст] / Ю.О. Бакланова // Современные технологии управления. - 2012. - № 3. - URL: ht tp://sovman.ru (дата обращения: 14.07.2018).

2. Баханова В.Г. Проблемы внедрения методологии проектного управления в субъектах РФ [Текст] / В.Г. Баханова, Д.А. Бадмаева // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. - 2016. - № 41-1. - С. 44-48.

3. Белгородская область стала лидером в стране по уровню зрелости системы проектной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://belregion.ru/press/news/index.php?ID=23871 (дата обращения: 14.07.2018).

4. Бисакаева М.А. Проектное управление как фактор успеха региональных институтов развития [Текст] / М.А. Бисакаева, Н.Р. Гукасова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4. - С. 330-332.

5. Васильев А.И. Организация проектного управления в органах государственной власти [Текст] / А.И. Васильев, С.Е. Прокофьев // Управленческие науки. - 2016. - № 4. - С. 44-52.

6. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс]. - URL: http://libnorm.ru/poisk.htm?searchid=2292176&text =54871-2011&web=0 (дата обращения: 10.06.2018).

7. ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1583-ст) [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2011.

8. Грядунова А.В. Проектный менеджмент в системе государственного управления: проблемы применения [Текст] / А.В. Грядунова, О.А. Крюкова, О.В. Леонова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 203-213.

9. Дергачев Е.Е. Российский опыт применения проектного управления в органах государственной власти [Текст] / Е.Е. Дергачев, А.Н. Соломахин // Регион: государственное и муниципальное управление. - 2017. - № 3. - URL: http://regiongmu.ru/wp-content/uploads/2017/11/RegionGMU01503011.pdf (дата обращения: 10.05.2018).

10. Дмитриев А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А.В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - № 1. - С. 1-8.

11. Ефимов Я.Г. Проектное управление в органах государственной власти. «Новая наука и формирование культуры знаний современного человека» [Текст] / Я.Г. Ефимов // Сборник научных трудов; под ред. С.В. Кузьмина. - Казань, 2018. - С. 140-143.

12. Козлова А.А. Сильные и слабые стороны внедрения проектного менеджмента в государственное управление [Текст] / А.А. Козлова, О.Ю. Синяева // Лидерство и менеджмент. - 2016. - Т. 3. - № 1. - С. 7-16. - DOI:https://doi.org/10.18334/lim.3.1.2099.

13. Кораблёв М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении [Текст] / М.М. Кораблёв // Ученые записки казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 152. - № 4. - С. 228-235.

14. Лапыгин Ю.Н. Актуальность проектного управления. Региональная экономика: теория, проблемы, практика [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Материалы ХI международной научно-практической конференции. - Владимир: ВФ РАНХиГС, 2018. С. 90-95.

15. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Эксмо, 2007. - 336 с.

16. Майские Указы Президента [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Майские_указы (дата обращения: 12.07.2018).

17. Мардеян Н.А. Адаптация проектного подхода к программно-целевому управлению бюджета в Российской Федерации [Текст] / Н.А. Мардеян, М.О. Галиева // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-2. - С. 945-948.

18. Мирзоева С.М. Основные проблемы внедрения технологий проектного управления в российскую практику [Текст] / С.М. Мирзоева // Экономика предпринимательства. - 2015. - № 5-2. - С. 500-5002.

19. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях (с изменениями на 16 апреля 2018 года). Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года № 202-пп (с изменениями на 16 апреля 2018 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/424080691 (дата обращения 14.07.2018).

20. Перечень поручений Президента РФ по итогам Петербургского международного экономического форума, проходившего 18-20 июня 2015 года. Пр-1366, п.8 [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50024/print (дата обращения: 13.07.2018).

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 815 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902146594 (дата обращения: 12.07.2018).

22. Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 июня 2013 г. № 304 «О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/councilintrprojmanag/doc20130605_07 (дата обращения: 20.11.2016).

23. Проектное управление как инструмент привлечения инвестиций. - URL: http://www.rusinvestforum.org/news/ proektnoe-upravlenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy (дата обращения: 14.07.2018).

24. Раменская Л.А. Особенности проектного управления в органах государственной власти на региональном уровне [Текст] / Л.А. Раменская // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 1. - С. 111-115. - URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42059 (дата обращения: 14.07.2018).

25. Распоряжение Минэкономразвития России № 26Р-АУ от 14 апреля 2014 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201404181 (дата обращения: 13.07.2018).

26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102168120&backlink=1&&nd=102125730 (дата обращения: 20.03.2015).

27. Сивякова М.В. Развитие проектной деятельности во Владимирской области [Текст] / М.В. Сивякова // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции 15 декабря 2017 года (г. Владимир). - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. - С. 146-150.

28. Скопин А.О. Управление региональными проектами и проектное управление экономикой региона: сравнение дефиниций [Текст] / А.О. Скопин // Региональная экономика и управление. - 2012. - № 29. - С. 18.

29. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой [Текст] / Т.В. Соловьева // Новые технологии. - 2011. - № 1. - С. 126-129.

30. Тлисов А.Б. Внедрение проектного управления в деятельность органов власти региона как механизм повышения его инвестиционной привлекательности [Текст] / А.Б. Тлисов, Н.Н. Киселева // Управленческое консультирование. - 2016. - №12. - С. 49-54.

31. Трубицин Ю.Ю. Внедрение проектного управления в органах власти. Можно ли предсказать результат [Электронный ресурс]. - URL: http://pmforesight.ru/download/PM_Gos_2015.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

32. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 10.05.2018).

33. Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40945 (дата обращения: 13.07.2018).

34. Ускова Т.В. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти [Текст] / Т.В. Ускова, Е.Д. Копытова // Проблемы развития территории. - 2017. - № 4. - С. 7-27.

35. Юдина Е.С. Внедрение проектного подхода в органах исполнительной власти [Текст] / Е.С. Юдина // Модели. Системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - № 3. - 2014. - С. 177-181.

Войти или Создать
* Забыли пароль?