В статье рассматриваются концептуальные составляющие и механизмы управления развитием отношений бизнеса, общества и государства, обосновываются и приводятся выводы автора по совершенствованию данных отношений. Излагаются подходы к решению проблем инновационного взаимодействия бизнеса и государства, ориентированных на реализацию интересов общества. Уделено внимание научным и практическим проблемам формирования и эффективности функционирования стратегических альянсов бизнеса и государства, усиливающих конкурентоспособность национальной экономики. Приводятся современные механизмы цивилизованного бизнес-лоббирования, когда власть недостаточно уделяет внимания стратегическим интересам бизнеса.
функция государства, сфера бизнеса, ценностные ориентиры, бизнес, общество и власть, субъекты рыночной экономики, качество предпринимательской среды, рынок знаний, частно-государственное партнерство, инновационный потенциал, взаимовыгодные инвестиции, конкурентоспособные производства, стратегический альянс между государством и бизнесом, инновационный бизнес, корпоративная социальная ответственность
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что действующая система управления развитием отношений бизнеса, общества и государства не обеспечивает эффективной реализации интересов населения. Функция государства, заключающаяся в национальных преобразованиях сферы бизнеса, используется неэффективно и не обеспечивает формирование благоприятной организационной и экономической среды, определяющей правила деятельности бизнеса, хотя такие условия способствуют обеспечению достойной жизни народа и завоеванию Россией своего места в глобаль- ном мире [1]. Существенная роль в преобразованиях здесь отводится глобальной экономике как способу мирового ведения хозяйства, основанному на подчинении внутренних и международных хозяйственных процессов одним законам, включая и регуляторы отношений бизнеса, общества и государства [8].
Во всем мире отношения бизнеса и государства являются мощным источником развития современной экономической системы. Они подкреплены обоюдными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективного альянса бизнес-сообщества и власти. Однако государство до сих пор не выработало и не провозгласило ценностных ориентиров, признаваемых в обществе, которыми должен руководствоваться бизнес, осуществляя свою деятельность и вступая в социально-экономические отношения с населением и властью.
1. Евтюхов С.С. Предпринимательство: состояние и перспективы развития в условиях глобального экономического кризиса // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 5.
2. Евтюхов С.С. Развитие взаимодействия предпринимательства, власти и общества // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 6.
3. Евтюхов С.С. Предпринимательство как фактор развития рынка труда // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 6.
4. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление. М.: ИНФРА-М, 2013.
5. Розенков Д.А. Развитие отношений бизнеса, общества и государства. М.: Макс Пресс, 2006. 288 с.
6. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М.: Экономика, 2009. 700 с.
7. Уколов В.Ф. Лоббирование как функция управления в предпринимательской деятельности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 2.
8. Уколов В.Ф. Развитие взаимодействия предпринимательства, власти и общества // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 6.
9. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества (словарь терминов). М.: Экономика, 2011. 670 с.
10. Уколов В.Ф., Быстряков И.К. Человеческий капитал и экономика предпринимательства // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 6.
11. Уколов В.Ф., Тимченко В.С. Философия управления. В кн.: Инновационные ресурсы управления. М.: ГУУ, 2011. С. 12-31.