сотрудник
сотрудник
Россия
ГРНТИ 68.75 Экономика и организация сельского хозяйства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства является одним из ключевых направлений в налоговой политике Российской Федерации. Для создания благоприятных экономических условий для функционирования субъектов малого предпринимательства, для упрощения их системы учета и отчетности государством были созданы специальные налоговые режимы. В статье рассмотрена практика применения специальных налоговых режимов в Республике Татарстан. Выявлено, что наиболее востребованными режимами для субъектов малого предпринимательства в республике являются упрощенная и патентная системы налогообложения. Отмечены достоинства и недостатки применяемых специальных налоговых режимов.
налоговая политика, субъекты малого предпринимательства, налог, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог.
Налоговая политика государства считается одним из значимых факторов развития предпринимательского потенциала в экономике и напрямую влияет на хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства. От грамотного, профессионального решения налогоплательщика, принятого с учётом налоговых последствий, зачастую зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития.
Система налогообложения субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, направлена на учет особенностей экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В определенной мере применение налоговых режимов позволяет не только снизить напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и увереннее чувствовать себя предпринимателям, а также увеличивает качество планирования и прогнозирования как финансовых поступлений, так и, соответственно, налоговых платежей в бюджет. Однако налоговые режимы все еще нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых вопросов, которые возникают в процессе их практического применения.
Условия, материалы и методы исследования. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, научные труды авторов в области налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Использованы законы и законодательные акты [5,7]. Исследование проводилось с применением статистически-экономических и других методов экономических исследований.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Во всем мире развитие предпринимательства относится к наиболее действенным и эффективным средствам подъема национальной экономики и позволяет решать социальные и многие другие проблемы.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (структура уставного капитала, численность работников, выручка от реализации или балансовая стоимость активов) представлены на рисунке 1.
Специальные налоговые режимы, используемые субъектами малого предпринимательства, представлены на рисунке 2.
Специальные налоговые режимы устанавливаются статьей 18 НК РФ и предусматривают замену нескольких налогов уплатой единого налога. Применение специального режима налогообложения малого предпринимательства зависит от вида деятельности предприятия, его доходов и организационно-правовой формы предприятия. Ранее в публикации [1] была приведена характеристика данных режимов налогообложения.
Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями и организациями в добровольной форме в порядке, предусмотренном
Налоговым кодексом. В 2018 году для перехода на данный режим налогообложения необходимо выполнение следующих условий: доходы за 9 месяцев 2017 года должны составлять не более 112,5 млн рублей; за весь 2017 год доходы не должны превысить 150 млн рублей; предельная остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета на 1 октября 2017 года – 150 млн руб.; стоимость НМА роли не играет; среднее количество персонала не превышает 100 сотрудников; наибольшая доля иных компаний в уставном капитале упрощенца – 25%.
До 2017 года организации должны были учитывать коэффициент-дефлятор для определения доходов при определении условий перехода на упрощенную систему налогообложения. На 2017 - 2019 годы действие нормы об индексации предельной величины доходов приостановлено, а на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1.
С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. В Республике Татарстан действует закон от 17 июня 2009 г. № 19-ЗРТ "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" [7]. Согласно данному закону, налоговая ставка в размере 5% установлена для налогоплательщиков, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления экономической деятельности: обрабатывающее производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство [6].
К преимуществам упрощенной системы налогообложения можно отнести упрощенное ведение налогового учета, оптимизация налогового бремени, возможность выбора объекта налогообложения, сдача налоговой декларации один раз в год. Среди недостатков данного режима можно выделить: ограничение по видам деятельности, не включение всех расходов в перечень при расчете уменьшения налоговой базы («доходы минус расходы»), наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога, установленного законодательно (при объекте «доходы минус расходы») и др.
Рассмотрим практику применения упрощенной системы налогообложения в Республике Татарстан. Данные по количеству налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения по Республике Татарстан в динамике с 2011-2016 гг. представлены в табл. 1.
Данные табл. 1 свидетельствуют о ежегодном росте налогоплательщиков как среди организаций, так и среди индивидуальных предпринимателей (ИП). Если в 2011 году общее количество налогоплательщиков составляло 60827, то в 2016 году увеличилось на 8928 и составило 69755. Однако, несмотря на ежегодную тенденцию роста налогоплательщиков, сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период к 2016 году, снизилась (рисунок 3).
Динамика изменения суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период по упрощенной системе налогообложения по Республике Татарстан в разрезе организаций и индивидуальных предпринимателей приведена на рисунке 4.
При выборе упрощенной системы налогообложения субъекты малого предпринимательства должны определиться с объектом налогообложения: «доходы» или «доходы-расходы». На рисунках 5 и 6 приведена динамика изменения сумм налога по упрощенной системе налогообложения, подлежащая уплате за налоговый период по Республике Татарстан с объектами «доходы» и «доходы-расходы» в разрезе организаций и индивидуальных предпринимателей за 2011-2016 гг.
1. Евстафьева А.Х. Выбор оптимальной системы налогообложения малыми предприятиями строительного комплекса региона (на примере Республики Татарстан) /А.Х. Евстафьева // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. - № 3(21). - С. 175-182.
2. Налоговая политика и оценка ее влияния на социально-экономическое развитие региона: монография / А.Х. Евстафьева. - Казань: Изд-во: Казанск. гос. архитект. - строит. ун-та, 2014. - 175 с.
3. Налоговое администрирование: Учебник для студентов вузов под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. - 3-е изд. - Йошкар-Ола: ООО «Стринг»,2013 . - 418 с.
4. http://www.nalog.ru/rn16 - официальный сайт Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (с изменениями и дополнениями от 31.декабря 2017 г).
6. http://www.garant.ru - официальный сайт компании «Гарант»
7. http://mert.tatarstan.ru/zakon-respubliki-tatarstan-ot-17-iyunya-2009-goda.htm
8. Available at: http://www.nalog.ru/rn16 - ofitsialnyy sayt Federalnoy nalogovoy sluzhby po Respublike Tatarstan.