Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Тюмень, Тюменская область, Россия
аспирант
Россия
Рассмотрено содержание процессов развития менеджмента как науки в 1910-е годы. Показано влияние формирования концепции управления на основе научного подхода, произошедшее в 1910-е годы, как на развитие прикладных областей менеджмента, так и на развитие современного менеджмента как науки.
история, развитие, менеджмент, 1910-е годы.
Введение
Искусство управления социально-экономическими системами по праву можно считать ровесником человечества [1].
От эмпирических начал, ознаменованных положительными исходами управленческих действий, управление постепенно стало превращаться в науку.
Отсчет развития современной науки управления (менеджмента) принято вести с начала ХХ в. При этом в основе современной науки управления лежат положения: школы научного управления, школы административного управления, школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, эмпирической школы менеджмента, школы социальных систем, школы количественного подхода, школы менеджмента человеческих ресурсов.
Подобная градация этапов развития современной науки управления, с одной стороны, достаточно распространена.
С другой стороны, школы научного менеджмента не описывают должным образом прикладные направления развития научного менеджмента.
Цель исследования
Целью данной работы является исследование процессов развития прикладного менеджмента в период 1910-х годов.
Методологическая база исследований
Методологическую основу исследований составили труды представителей различных школ и течений развития научного управления начала ХХ в.: Вебера М., Гантта Г., Ф., Гилберт Л., Гилберта Ф., Гранта Г., Ерманского О.А., Тейлора Ф., Форда Г., Шумпетера Й., Эмерсона Г. и др., а также авторские исследования по вопросам научного управления [1, 2, 3].
Основные результаты исследований
В известной литературе наиболее полной считается классификация концепций (школ) менеджмента, характеристики которых представлены в табл. 1.
Авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций (школ) менеджмента отличается от наиболее распространенного, представленного в табл. 1, следующими положениями [4].
Во-первых, развитие концепций менеджмента не закончилось в середине ХХ в. (табл. 1) и продолжается и в настоящее время.
Во-вторых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый влиянием совокупности социально-экономических факторов.
В-третьих, развитие концепций менеджмента обусловлено влиянием циклических макроэкономических закономерностей, обусловленных сменой малых (деловых) циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет [5]. Именно в рамках цикла К. Жугляра происходит ряд значимых для хозяйственной деятельности организации изменений, требующих применения новых концепций управления [4]: спроса на продукцию предприятия; объемов товарных запасов предприятия; уровня загрузки производственных мощностей предприятия; объемов инвестиций в основные фонды предприятия; объемов запускаемых производственных мощностей предприятия и т.д.
В-четвертых, признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-ти летних технологических циклов Н. Кондратьева [6].
В соответствии с указанными идеями и с учетом ранее проведенных исследований [1,5,7-15,22], были описаны этапы развития концепций менеджмента в период с 1900-х по 2020-е годы (табл. 2).
Напомним, что, согласно концепции научного управления, точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей [1].
Если в 1900-е годы реализация этой концепции, начиная с разработок Ф. Тейлора [16], осуществлялась преимущественно на уровне цехов производственных предприятий, доминировавших в индустриальной экономике, то в 1910-е годы в рамках развития концепции научного управления происходило масштабирование технологий управления как по объектам управления, так и по прикладным направлениям менеджмента.
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции научного управления в 1910-е годы приведены в табл. 3.
Обсуждение и выводы
Таким образом, развитие концепции научного управления в 1910-е годы явилось базой не только для последующего развития концепции административного управления 1920-х годов, но и для параллельного развития концепций прикладного менеджмента: производственного менеджмента, инновационного менеджмента, логистики, стратегического менеджмента, управления качеством, управления персоналом, финансового менеджмента.
Общие черты перечисленных направлений прикладного менеджмента можно охарактеризовать как черты, обусловленные глобальными экономическими процессами в мировой экономике в этот период в рамках III-го технологического уклада (рис. 1), связанные с изменением масштабов производства и необходимостью закрепления управленческих парадигм при сформировавшемся ядре технологий уклада и объективным замедлением темпов экономического развития.
Безусловно, представленный в табл. 3 перечень прикладных направлений менеджмента, получивших развитие в рамках концепции научного управления в 1910-е годы, не является исчерпывающим. Но характеристики развиваемых положений концепции научного управления в этот период свидетельствуют о наличии общих черт в развитии прикладных направлений менеджмента.
Причем указанные общие черты (в силу одинаковых фаз развития технологических укладов в 1910-е годы и в 2010-е годы) характерны и для современного периода развития менеджмента как науки.
1. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.
2. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.
3. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.
4. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 64-68.
5. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
6. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 64-68.
7. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. в сборнике: актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. // Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 423-429.
8. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента. Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 156-159.
9. Тебекин А.В. Закономерности и тенденции развития предпринимательства в первой половине ХХ века. // Финансовая экономика. - 2014. -№ 3. - С. 39-46.
10. Тебекин А.В. Закономерности и тенденции развития предпринимательства во второй половине ХХ века. // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. - № 3. - С. 105-117.
11. Тебекин А.В. Современный менеджмент: основные направления развития. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2015. - № 1 (12). - С. 85-91.
12. Тебекин А.В. Менеджмент организации: основы формирования стратегии и выбора направления развития. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 2 (13). - С. 78-89.
13. Тебекин А.В., Денисова И.В. Объективные предпосылки возникновения и развития менеджмента как современной управленческой науки. В сборнике: Наука и практика: интеграция знаний материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВО "Московский экономический институт". - 2015. - С. 85-91.
14. Тебекин А.В. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки управления. Журнал исследований по управлению. - 2016. - Т. 2. - № 3. - С. 1.
15. Тебекин А.В., Мантусов В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Монография. - Москва, 2016.
16. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. // Журнал исторических исследований. - Т. 2. - №4. - С. 1-8.
17. Тебекин А.В., Вайтенков Я.В. Анализ методов оценки эффективности управления производством в части анализа и оценки рисков. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2016. - № 3 (18). - С. 56-66.
18. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
19. Тебекин А.В. Логистика. Учебник для студентов экономических вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», специальности «Менеджмент» и другим экономическим специальностям / Кафедра менеджмента Института экономики и предпринимательства. Москва, 2016.
20. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). - 223 с.
21. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. Издание 2-е. - М.: КноРус, 2016. - 624с. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. Издание 2-е. - М.: КноРус, 2016. - 624с.
22. Управление инновациями. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Блау С.Л., Мантусов В.Б., Новиков В.Е., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Монография. Под ред. проф. А.В. Тебекина / Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». Москва, 2017.