с 01.09.2017 по настоящее время
Суровикино, Волгоградская область, Россия
ГРНТИ 14.27 Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Внешкольная педагогика
Проблема в данной статье заключается в недостаточном количестве научных данных, раскрывающих организационно-методические основы адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. На сегодняшний день открытыми остаются все его вопросы. В частности, недостаточно сведений о том, какие именно виды двигательной деятельности подходят для детей с синдромом Дауна. Необходимость конкретизации этих сведений и обуславливает актуальность исследования.
дети с синдромом Дауна, педагогические наблюдения, адаптивное физическое воспитание, педагогический процесс АФВ.
Как известно, синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из самых частых хромосомных аберраций, распространенность, которой составляет 1:1000 новорожденных. Синдром Дауна – это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Синдром подразумевает набор определенных характеристик и особенностей. Впервые обнаружил данную хромосомную патологию британский врач Джон Л.Х. Даун, в честь которого и назван синдром [1; 2].
Сведения, имеющиеся в отечественной и зарубежной науке относительно лиц с синдромом Дауна, носят обобщенный характер, они описывают лиц с синдромом Дауна как гомогенную группу с явными или «тяжелыми» проявлениями умственного недоразвития, что в целом не противоречит их реальному статусу [3].
Некоторым тормозом в развертывании психологической и педагогической помощи является устойчиво сохраняющаяся тенденция в отечественной педагогической практике рассматривать синдром Дауна как состояние неперспективного психического развития. На уровне принятия конкретных решений заключения такого рода обобщаются в понятие «необучаемые», что создает в обществе комплекс негативных социальных стереотипов и нравственно-этических проблем относительно детей с синдромом Дауна и их родителей [3].
В общей педагогике и психологии, в некоторой степени, решен вопрос об обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. Интенсивная разработка фундаментальных основ современной коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев) и результативность психолого-педагогических исследований, предпринятых в последние годы по проблеме ранней коррекции (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.), позволили обосновать ряд педагогических программ. Они создали научные предпосылки для более внимательного анализа состояния проблемы, касающейся лиц с синдромом Дауна, которые, несмотря на глубину и своеобразие интеллектуального нарушения, располагают возможностями к развитию психической деятельности [2].
Адаптивное физическое воспитание предлагает сегодня некоторое множество методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. В то же время в процессе физического воспитания детей с синдромом Дауна, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительные методики, адаптированные к возрастным особенностям детей, используются крайне редко, фрагментарно и малоэффективно.
Адаптивное физическое воспитание является неотъемлемой частью образования детей с синдромом Дауна. Это относительно новое для России направление, которое успешно применяется в западной практике. Посещая спортивно-оздоровительные занятия, дети не только укрепляются физически, но и получают новый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, то есть учатся общаться. Спортивно-оздоровительные занятия помогают детям с синдромом Дауна не только скорректировать тело, компенсировать слабость мышечного тонуса, развить координацию, ловкость, но и повышают уровень социализации.
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве научных данных, раскрывающих организационно-методические основы адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. На сегодняшний день открытыми остаются все его вопросы. В частности, недостаточно сведений о том, какие именно виды двигательной деятельности подходят для детей с синдромом Дауна. Необходимость конкретизации этих сведений и обуславливает актуальность исследования.
В настоящее время материалы по теме нашей работы крайне малы, так как эта область научной деятельности рассматривается в большей степени с психолого-педагогического и медицинского подхода.
Так, в работе Алёхиной А.В. рассматриваются особенности психического развития детей с синдромом Дауна [3]. Основная цель данного экспериментального исследования состояла в изучении психического развития и индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна применительно к их хронологическому возрасту (от 5-6 до 12 лет), а также выявлению факторов, раскрывающих совпадение (несовпадение) темпа и качества психических новообразований, описанных в отечественной детской психологии.
Канд. мед. наук, Кружко Д.А. в своей работе исследовал состояние нервной системы при синдроме Дауна. Целью его работы было изучение роли неврологических нарушений при синдроме Дауна в прогнозировании течения заболевания, выделения дополнительных критериев процесса диагностики фенотипических проявлений заболевания, определении реабилитационного потенциала больных и выработке адекватных лечебно-коррекционных подходов.
В работе профессора, д-ра пед. наук Фоминой Н.А., раскрывается вопрос использования сюжетно-ролевой ритмической гимнастики в процессе адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Многолетние исследования позволили выявить, что у детей дошкольного возраста под воздействием занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой происходит значительное улучшение показателей координации, быстроты, выносливости, гибкости, а в психологическом аспекте познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, без которых невозможна интеллектуальная деятельность человека.
Целью нашей исследовательской деятельности явилось: выявить виды двигательной деятельности, в рамках которой дети с синдромом Дауна демонстрируют наиболее высокий уровень психофизического состояния. Для достижения поставленной цели нами используются такие методы исследования, как: педагогические наблюдения за вниманием детей, регистрация параметров кардиореспираторной системы в различных вариантах двигательной деятельности. Её структура приведена на рис. 1.
Средства: педагогический процесс АФВ детей с синдромом Дауна.
Формы: внеурочные занятия на базе ГКУ СО Суровикинского центра социального обслуживания населения.
Принципы: специфический, к нему относится принцип цикличности, предполагает соблюдение закономерности цикличности структуры процесса, то есть такой последовательности, при которой занятия и серии занятий чередуются в порядке «кругооборота».
Методы: параметры внимания детей, реакции их и кардиореспираторной системы в различных вариантах двигательной деятельности.
В ходе своего исследования буду использовать наглядные методы, а именно «практические», так как они формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия двигательных ощущений.
1. Болезнь Дауна. Клинические и цитогенетические исследования / Под ред. Е. Ф. Давиденковой. - Л.: Изд-во «Медицина», Ленинградское отделение, 1966. - 202 с.
2. Бабенкова Р.Д. Развитие статических функций у детей с болезнью Дауна // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Под ред. М.И. Кузьмицкой. - М., 1974. - С. 85-97.
3. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна //19.00.10 - коррекционная психология. - С.-Пб. - 2000.