ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представленная статья поможет рассмотреть особенности детей с ментальными нарушениями, а также предпосылки к проявлению отклонений, влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка. Представлены возможные сложности процесса социализации ребенка с ОВЗ в коллективе и обществе в целом. В данной статье рассказывается о том, какие условия сегодня созданы для комфортного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Ключевые слова:
ментальные заболевания, физические особенности, психологические особенности, социализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Понятие «ментальной инвалидности» включает в себя разнообразный спектр отклонений психического и умственного характера. В перечень нарушений, объединенных данным общим названием, входят такие, как шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и многие другие. Подобного рода заболевания часто сопровождаются потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Согласно данным, полученным из источников Росстата в течение последних пяти лет, общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в России сохраняет свою динамику и сегодня составляет порядка 2% от общего количества детей в России. Наиболее часто наблюдаемыми заболеваниями среди представителей детского населения сегодня являются психические расстройства и расстройства поведения – 22,8%, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения – 20,6%, болезни нервной системы – 20,0% [7]. В России актуальной проблемой является определение заболеваний на ранней стадии и своевременное лечение пациентов.

Главной причиной возникновения заболеваний данной группы являются генетические мутации и неблагоприятное воздействие внешней среды. Одним из наиболее важных факторов влияния извне являются заболевания плода во время беременности. Особо опасными являются краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, вирус эпидемического паротита и возникновение внутриутробных энцефалитов. Большое влияние на развитие мозга плода оказывают хронические инфекционные болезни, заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, воздействие радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод. Наркомания и алкоголизм в России являются главной причиной возникновения подобных заболеваний у детей. В случае постоянного злоупотребления алкоголем и наркотиками возникают патологические изменения в генетическом аппарате, что приводит к хромосомным и эндокринным заболеваниям ребенка [4].

Психофизическое развитие ребенка включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. В младенчестве ребенок может не отличаться от своих сверстников, но, тем не менее, уже в этот период становится возможным наблюдение определенного ряда проблем в развитии, многие дети намного позже начинают прямо держать голову, ровно стоять и ходить [6]. Подобного рода нарушения могут послужить признаком ментальных нарушений у ребенка.

Своеобразие физического развития детей с ментальными заболеваниями выражается в нарушении их функциональных систем и органов, что происходит из-за нарушений в центральном и периферическом отделах коры головного мозга.

Психика ребенка с ментальным заболеванием также отличается от психики здорового ребенка, что выражается в сложности адаптации к окружающему миру. Детям с ОВЗ свойственен более медленный темп восприятия, особенно большого количества непривычной информации. У детей с ментальными отклонениями здоровья нарушена познавательная деятельность, что является причиной низкой способности анализировать, сравнивать и оценивать. Дети с ОВЗ зачастую раздражительны, нетерпеливы и крикливы, им трудно дается запоминание новой информации, также они не могут выразить свои желания и потребности в устной форме, могут составлять, в основном, простые предложения. Ментальные заболевания являются препятствием для обдумывания действий и накопления опыта, что создает сложности для перехода от одного вида деятельности к другому [2].

Речевой дефект негативно сказывается на развитии ребенка в целом, так как служит преградой для развития коммуникативных способностей. Дети с ментальными нарушениями эмоционально неустойчивы, что проявляется в нестабильности проявления эмоций. Для адаптации и обучения детей с ОВЗ создаются специализированные школы, в которых учителя помогают ребенку получить навыки, чтобы он мог продолжить обучение и социализироваться [3].

В России существуют школы VI, VII, и VIII вида. В них проходит обучение детей с проблемами в физическом и психическом развитии, с СДВГ и ЗПР, а также с умственной отсталостью. В школе VIII вида дети могут получить навыки столярного, швейного или слесарского мастерства [1]. Для детей с подобными заболеваниями существуют индивидуальные коррекционные занятия, при условии, что ребенок не способен заниматься в группе, то есть, с отсутствием концентрации внимания или с ярко выраженным нарушением развития.

Изоляция детей с подобными заболеваниями может негативно сказаться на их адаптации в обществе. Общение со сверстниками способствует развитию коммуникативных способностей. Для работы с такими детьми люди обучаются в специализированных учреждениях. Система работы с детьми состоит из воспитательной, развивающей и трудовой деятельности, для того чтобы развить в ребенке качества и способности, которые в будущем помогут ему вести самостоятельную жизнь [5].

Минздрав России создал Концепцию помощи детям с ментальными нарушениями. Она направлена на раннее выявление и своевременную помощь детям, а также на доступность и качество лечения; также постоянно будет происходить обучение новых специалистов, будут проводиться курсы повышения квалификации.

Список литературы

1. Государственная программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы.

2. Захарова И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. - М.: Теревинф, 2010.

3. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М., 2014.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990. - 145 с.

5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст]. / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.

6. У. Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге: Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести в равновесие. 4 изд. - М.: Теревинф, 2014.

7. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 30.08.2018)

Войти или Создать
* Забыли пароль?