ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИИ НА ФОНЕ СДВИГОВ В РАЗВИТИИ ЕС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается Российская Федерация при реализации своей внешнеторговой политики в рамках товарного обмена с Европейским союзом (ЕС) с позиций совершенствования управления данными процессами. Проанализированы современные характеристики взаимовыгодной торговли стран – членов Евросоюза и РФ. Выявлены наиболее существенные сдвиги во внешнеторговой практике ЕС.

Ключевые слова:
внешнеторговая политика, внешняя торговля, Европейский союз, ЕС, Евросоюз, новые страны – члены ЕС.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На протяжении последнего времени, как и всей предыдущей истории, европейский вектор оставался одним из ключевых направлений среди внешнеторговых приоритетов Российской Федерации. Это обусловлено как объективной территориальной, культурной и цивилизационной близостью с европейскими народами, так и стратегическими торговыми, тесными научно-техническими связями. Но пока незавершенность процессов европейской экономической интеграции, а также комплекс кризисов государственной идентичности (Каталония, Шотландия и др.) и Brexit являются факторами, осложняющими возможность конструктивного развития взаимовыгодной торговли Российской Федерации и Европейского союза (см. здесь и далее, подробнее: [1–27; 32–38]).

Современная внешнеторговая политика Российской Федерации опирается на правовые нормы, закрепленные в Конституции РФ, федеральное законодательство РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, а также руководствуется принципами международного права.

Среди основных тенденций в эволюции внешнеторговых связей Российской Федерации и Европейского союза находятся сдвиги, связанные с процессами расширения количественного состава блока (хотя с выходом из него Великобритании вероятны и другие сценарии развития группировки, особенно заметные в деятельности Венгрии, Польши и пр.).

На основе статистических данных, демонстрирующих доли участия стран – членов Евросоюза в российской внешней торговле, можно сделать вывод о распределении экономических преимуществ интеграционных процессов между ведущими («старыми») и новыми странами – членами Европейского союза относительно внешней торговли с РФ.

Действительно, наиболее заметно снизились доли экспорта и импорта в Российскую Федерацию у Великобритании, Германии, Франции, Швеции и Финляндии. Подобная тенденция прослеживается также для Польши, Болгарии, Венгрии, Литвы и Кипра. Для остальных новых стран – членов ЕС в целом доли экспорта и импорта с РФ изменились незначительно. Наибольшее укрепление экономических позиций на российском рынке в сравнении с остальными странами ЕС характерно для Италии и Нидерландов.

Проведенный авторами анализ динамики долей участия стран – членов Европейского союза во внешней торговле РФ дает возможность сделать вывод об ориентации новых стран – членов ЕС на внутриевропейский товарный рынок. Также наблюдается постепенная потеря Российской Федерацией влияния в Восточной Европе в сфере внешней торговли.

Наиболее важные цели и приоритеты Российской Федерации в сотрудничестве с Европейским союзом можно разделить на три стратегических блока: (1) безопасность  (основным здесь является формирование общей российско-европейской системы безопасности с равными принципами участия); (2) экономика (данный блок формирует базу для использования экономического потенциала и инновационных технологий, как в производстве, так и управленческой сфере, а также создает условия для успешного развития рыночной экономики РФ); (3) развитие демократических институтов (задачей в данном контексте является создание в России правового демократического государства на базе общеевропейских ценностей).

Тем не менее, обострение отношений между РФ и ЕС в связи с политическим кризисом на Украине и возвращением Крыма в состав Российской Федерации значительно осложнило осуществление приоритетных задач и сформировало риски дальнейшего расширения Евросоюза для внешней торговли РФ. Кроме того, наличие некоторых внутрироссийских барьеров повышения внешнеторговой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей также усугубляет положение России на мировом рынке. В данных реалиях необходимо сформировать рабочий механизм, способствующий развитию грамотной комплексной политики по повышению конкурентоспособности российской продукции и импортзамещению (см. подробнее: [28–31; 39–44]).

Несомненно, доля импорта в наиболее значимых отраслях промышленности лишь подтверждает актуальность минимизации негативных последствий расширения ЕС, оказывающих влияние на российскую внешнюю торговлю. Отметим российские отрасли промышленности, находящиеся под потенциальной угрозой вследствие расширения Евросоюза: медицинскую промышленность и фармацевтическое производство (доля импорта на российском рынке составляет около 70–80%); тяжелое машиностроение и станкостроение (доля импорта составляет около 80–90%); радиоэлектроника и бытовая техника (доля импорта составляет около 80–90%); легкая промышленность (доля импорта составляет около 70–90%).

Кроме того, вызывает интерес динамика торговли между РФ и ЕС в последний период, представленная в табл. (см. табл.).

На современном этапе из европейских стран в Российскую Федерацию поставляются, в основном, машины и оборудование (48% в общей структуре импорта), продукция химической промышленности (16%  в общей структуре импорта), продукты питания и сырье для их производства (14% в общей структуре импорта). В продукции сельскохозяйственного производства наибольшая доля импортных товаров наблюдается в следующих группах продуктов питания: фрукты (доля импорта превышает 48%), мясо и сыр (доля импорта превышает 55%), масло растительное, сахар (доля импорта превышает 30%), молоко (доля импорта превышает 12%).

            Необходимость разработки практических рекомендаций, минимизирующих негативные последствия расширения европейской интеграции для российской внешней торговли, обусловлена рядом факторов: (1)             низкий уровень развития институциональной среды для реализации государственной внешнеторговой политики, связанный с  тем, что зачастую институты развития ориентированы на освоение федерального финансирования и привлечение кредитных ресурсов для реализации приоритетных для местных элит инвестиционных проектов; (2) стремление бизнес-сообществ к применению теневых механизмов для получения прибыли в краткосрочном периоде с целью вывоза капитала за рубеж, а также использование механизмов по снижению налогооблагаемой базы и др.; (3) неэффективные процессы трансферта инновационных технологий, обусловленные низким уровнем развития партнерских связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями реального сектора экономики; (4) отсутствие долгосрочных, согласованных и совместных целей между органами государственной власти и крупными предприятиями,  которые нуждаются в реструктуризации и модернизации производственных мощностей для достижения необходимого эффекта от внешнеторговой деятельности; (5) недостаточно благоприятный инвестиционный климат для привлечения прямых иностранных инвестиций из европейских стран в отечественное производство; (6) недостаточное привлечение независимых внешних экспертов для оценки долгосрочных перспектив реализации различных государственных инвестиционных проектов Российской Федерации.

Анализ перспектив влияния расширения Европейского союза на внешнюю торговлю Российской Федерации позволил конкретизировать функции государственного регулирования внешнеторговых процессов с целью обеспечения экономической безопасности страны и поддержки политики импортозамещения.

В условиях современных интеграционных процессов можно выделить следующие функции системы регулирования внешней торговли для социально-экономического развития РФ: (1) оптимизация торговых потоков и инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства конкурентоспособной промышленной продукции на внутренних и внешних рынках. Активность российского бизнеса в сфере внешней торговли является базой для формирования экономических связей, регулирующих отношения в воспроизводственном процессе на разных уровнях; (2) формирование зон прогрессивного роста доходов национальной экономики в условиях глобальной конкуренции; (3) перестройка и адаптация отраслевой структуры национальной экономической системы к изменяющимся внешнеторговым условиям. Значительное изменение пропорций в промышленном секторе страны в соответствии с требованиями европейского рынка за счет масштабной государственной поддержки инновационного пути развития; (4) реструктуризация финансирования структурного и отраслевого развития в ходе реализации государственной политики модернизации современной экономической системы. Финансовые вливания в реальный сектор экономики обновляют производственные мощности, способствуют общему оздоровлению отечественных промышленных предприятий, а также запускают адаптационные процессы к новым рыночным условиям, создавая благоприятную среду для все большей интеграции России в современную мировую экономическую систему; (5) переориентация развития национальной экономики на инновационный тип хозяйствования. Важность данной функции определяется необходимостью вливания инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные производства, воплощающие результаты НИОКР в жизнь.

В качестве механизмов совершенствования внешнеторговой деятельности в условиях интеграции российской экономики в евразийскую экономическую систему, данным научным исследованием выделены следующие приоритетные стратегические направления развития системы внешнеторгового администрирования: (1) формирование таких экономических условий, при которых импорт санкционных европейских товаров на территорию Таможенного союза будет экономически нецелесообразным; (2) создание общей для всех стран – членов Таможенного союза системы цикличного таможенного контроля на всех уровнях: от подачи декларации на импортируемые товары до таможенного контроля после выпуска; (3) значительное сокращение времени таможенного контроля, что в свою очередь способствует созданию благоприятной конъюнктуры для развития внешнеторговой деятельности со странами – членами ЕС.

Таким образом, в целях совершенствования механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности России, в рамках современных интеграционных процессов, необходимо поэтапно развивать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля. Предполагаемые мероприятия позволят расширить рамки внешнеторговой деятельности РФ как на европейском, так и на прочих направлениях.

 

Список литературы

1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. - 2018. - № 5. - С. 77-84.

2. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: поиск надежных партнеров на Дальнем Востоке//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 7. - С. 57-64.

3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России в контексте мировой торговли: тренды 2017 г.//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 4. - С. 28-41.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 38-46.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: современная динамика//Журнал экономических исследований. - 2018. - Том 4. - № 3. - С. 1-8.

6. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: опыт статистического исследования//Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. - № 1. - С. 225-229.

7. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.

8. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 10. - С. 105-111.

9. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 г//Власть. - 2017. - Т. 25. - № 5. - С. 91-97.

10. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 г., заглядывая в 2017 г.)//Международная экономика. - 2017. - № 4. - С. 59-74.

11. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г.//Власть. - 2017. - № 3. - С. 94-105.

12. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе//Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 2 (10). - С. 91-107.

13. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период//Власть. - 2016. - Т. 24. - № 12. - С. 32-39.

14. Гладков И.С. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и провалы 2015 г//Власть. - 2016. - Т. 24. - № 6. - С. 92-100.

15. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в.//Власть. - 2016. - № 4. - С. 52-61.

16. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2015 г//Власть. - 2016. - Т. 24. - № 3. - С. 136-145.

17. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли//Современная Европа. - 2016. - № 1 (67). - С. 85-94.

18. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие/3-е изд. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. - 216 с.

19. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов//Международная экономика. - 2015. - № 11-12. - С. 37-50.

20. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации и санкции: предварительные итоги//Международная жизнь. - 2015. - № 5. - С. 112-130.

21. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.)//Власть. - 2015. - № 4. - С. 48-52.

22. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского Союза//Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4 (4). - С. 30-38.

23. Гладков И.С. Посткризисная эволюция международной торговли//Международная экономика. - 2014. - № 7. - С. 31-38.

24. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 гг.: тренды в группе лидеров//Власть. - 2014. - № 5. - С. 15-18.

25. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации//Власть. - 2013. - № 5. - С. 014-018.

26. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)//Власть. - 2012. - № 7. - С. 139-143.

27. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования)//Власть. - 2011. - № 9. - С. 160-165.

28. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / И. С. Гладков. Москва, Издательство: Бином. Лаб. Знаний. 2009. (4-е изд., перераб. и доп.) 341 с.

29. Гладков И.С. Менеджмент учебное пособие для студентов вузов / И.С. Гладков. - М.: Издательство: Бином. Лаб. знаний. 2006. - 215 с.

30. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М.: ИЕ РАН, 2005. - 100 с.

31. Гладков И.С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. -М.: Изд. компания КноРус, 2005. - 438 с.

32. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 296 с.

33. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран-членов Европейского союза//Международная экономика. - 2018. - № 4. - С. 27-45.

34. Гладков И.С., Дубовик М.В. Особенности применения экономических санкций в системе внешнеторговых связей Европейского Союза//Международная экономика. - 2018. - № 8. - С. 38-48.

35. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций//Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т.7. - № 1 (22). - С. 95-98.

36. Гладков И.С., Зорина И.Ю. Генезис российской промышленности//Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 34. - С. 81-86.

37. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: Научное издание/2-е издание. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. - 384 с.

38. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений). -М.: Бином. Лаб. знаний. 2007. - 216 с.

39. Горбатенко Е.Ю. Приоритеты современной внешнеторговой политики Европейского Союза // Журнал экономических исследований. - 2018. - № 7. - С. 42-48.

40. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций//Власть. - 2017. - № 9. - С. 44-46.

41. Горбатенко Е.Ю. Эволюционная динамика процесса формирования единого европейского экономического пространства//Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 184-187.

42. Горбатенко Е.Ю. Перспективы присоединения Балканского полуострова к ЕС на фоне внешнеэкономических интересов России//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (ч.2). - С. 33-37.

43. Горбатенко Е.Ю., Царев С.П. Феномен «центра» и «периферии» на территории Европейского Союза//Журнал экономических исследований. - 2018. - № 7. - С. 65-79.

44. Пилоян М.Г. Экономическая история: учебное пособие / Под ред. профессора И.С. Гладкова. -М.: Дашков и К°, 2003. - 149 с.

45. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?