Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается соотношение категорий «эллинство» и «варварство» в апологии Татиана «Слово к эллинам». Анализ использования этих категорий позволяет понять, что они полисемантичны, различные их значения используются Татианом как элементы апологетической тактики. Наиболее важными определениями этих категорий являются «полития» и «пайдейя», посредством которых Татиан определяет христианскую идентичность.

Ключевые слова:
Татиан Ассириец, апологетика, христианская идентичность, варварство, эллинство.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Труды христианских апологетов II в. заложили основу для формирования христианской идентичности. Христиане представлялись апологетам как «третий род», несущий божественное откровение и гонимый иудеями и язычниками [6, c. 101-104]. Формированию этого представления способствовала полемика с иудеями и интеллектуальной элитой языческого общества, в отношении которой апологеты стремились презентовать христианство как философскую школу, чье учение обладает древностью и совершенной истинностью [5, c. 7-25].

Значительное внимание проблеме христианской идентичности отводится в апологии Татиана Ассирийца. О Татиане известно, что он родился около 120 г. в Сирии, получил хорошее образование,  после чего странствовал по средиземноморью в качестве софиста. Затем Татиан под воздействием прочитанных им библейских книг обратился в христианство и присоединился к римской школе Иустина Философа. Но после 169 г. Татиан порвал сношения с Римской церковью и отправился в Сирию, где позже и умер, возглавляя там секту энкратитов. К сохранившимся работам Татиана относятся сирийская «гармония» Евангелий «Диатессарон» и апология «Слово к эллинам» [3, c. 67-69].

«Слово» было написано в период 161–172 гг., оно выделяется среди прочих апологий своей формой, поскольку имеет коллективного адресата – «эллинов» (Tat. Orat., 1; 4). По-видимому, достаточно большую часть предполагаемой аудитории апологии составляла языческая интеллектуальная элита. На это указывает отсутствие прямого упоминания Христа и христиан, использование ссылок на библейских пророков лишь дважды [4, c. 70-71] (Tat. Orat., 20; 36), но зато Татиан активно привлекает материал классической литературы и приемы софистической риторики [4, c. 29-31].

Противопоставление понятий «эллинства» и «варварства» у Татиана имеет три основных аспекта [2, c. 81-84]. Это этническое противопоставление греков и римлян варварским народам [2, c. 93], религиозное противопоставление язычников христианам [2, c. 109-110], противопоставление нескольких «политий» [2, c. 108-109].  Понятие «полития» у Татиана близко к понятиям «философия» [2, c. 109-110; 112-113; 115]  и «пайдейя» [2, c. 108-109; 112-113]. В его содержание входит язык, мировоззрение, религиозные нормы, образ жизни [1, c. 60-61]. Так апологет указывает, что эллины сами установили себе законы, которые понимаются здесь не в юридическом, но более широком смысле: «Как мне послушаться человека, говорящего, что солнце – раскаленная глыба <…> что пользы от аттических выражений, и философских соритов, и убедительности умозаключений, от измерений земли, и положений звезд, и путей солнца? Ибо заниматься такими изысканиями – дело того, кто сам себе полагает законом свои учения.» [2, c. 108-109]. Эти законоположения образуют образ жизни, а на его основе «политию» [2, c. 109]. Христианство является одной из «политий», законов которой держится Татиан [2, c. 115]. При этом «политии» не связанны с политической властью [2, c. 86-87], так Татиан отличает политию римлян от политии греков, повинующихся императору римлян [2, c. 104].

Противопоставление «эллинства» и «варварства» как этнических категорий позволяет Татиану продемонстрировать то, что культура греков и римлян состоит из заимствований культурных достижений варваров. Причем Татиан рассматривает эти заимствования вперемешку, например, говоря о воспринятии греками письма у финикийцев, апологет затем упоминает заимствование пластики у этрусков, не указывая, что оно произведено римлянами, а не греками [2, c. 93–94].

 

Список литературы

1. Приходько М.А. Апологетика Иустина Философа и Татиана Ассирийца как опыт самосознания христианской культуры. Дисс. канд. филос. наук. СПб. 2014.

2. Раннехристианские апологеты II-IV веков / Под ред. Н.Г. Семенова. - М.: Ладомир, 2000. 200 c.

3. Falkenberg R. Tatian // Early Christianity in the Context of Antiquity: In Defence of Christianity. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. P. 67-81.

4. Fojtik J.E. Tatian the Barbarian // Early Christianity in the Context of Antiquity: Continuity and Discontinuity in Early Christian Apologetics. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2009. P. 23-35.

5. Ulrich J. Apologists and apologetics in the second century // Early Christianity in the Context of Antiquity: In Defence of Christianity. Early Christian apologists. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. P. 7-25.

6. Young F. Greek Apologists of the Second Century // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 101-104.

Войти или Создать
* Забыли пароль?