ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается один из способов мотивации школьников к усвоению учебного материала посредством интеллект-карт. Показывается, как при этом должны быть оформлены интеллект-карты. А именно, использование в них в качестве базовых элементов ребусов. Приводится несколько интеллект-карт по информатике с ребусами.

Ключевые слова:
обучение, интеллект-карты, ребус, профессиональная деятельность, информатика.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Процесс обучения представляет собой многогранную систему, призванную сформировать у подрастающего поколения систему знаний и умений, адекватную реальным потребностям личности для успешной адаптации в обществе. При этом усвоение знаний и формирование соответствующих умений во многом зависит от используемого педагогом инструментария. В современных реалиях значительная роль отводится средствам наглядности, где из относительно новых средств можно выделить такой инструмент, как интеллект-карты – лист, на котором в графическом виде (схемы, рисунки, ключевые слова и т.д.) компактно представляется большой объем учебной информации. Благодаря компактности на запоминание информации тратится меньше времени, внимание обучаемых концентрируется без принуждения, а результативность восприятия информации значительно увеличивается, мышление становится более гибким, формируются интуитивные способности.

Интеллект-карты можно задействовать как на уроке, так и во внеурочное время. На уроке место интеллект-карты зависит от соответствующего этапа урока. Так, при изучении нового материала учащимся предоставляются готовые интеллект-карты для самостоятельного ознакомления с тем, что предстоит изучать. Это помогает ученику скорректировать видение учебного материала. При обобщении и анализе изучаемого материала интеллект-карта служит подготовительным этапом к контрольной работе, а после изучения темы или раздела может даже стать компонентом итоговой работы. Во внеурочное время ученики могут сами создавать интеллект-карты, выделяя в них ключевые понятия изучаемой темы. В данной ситуации у учителя появляется возможность в неявной форме оценить уровень усвоения школьниками материала. Интеллект-карта может быть и продуктом проектного исследования, когда учащиеся работают в малых группах, осуществляя поиск решения поставленной проблемы.

В настоящей статье нам бы хотелось заострить внимание на содержательном наполнении интеллект-карт. Как известно, в центре любой интеллект-карты помещается главная тема, выраженная или в виде условного обозначения, или рисунка. От центральной части ответвляются остальные элементы, раскрывающие суть изучаемого материала. Это могут быть символы, картинки, рисунки, выделения цветом, диаграммы, графика и др. Мы предлагаем в качестве ключевых обозначений использовать ребусы [3], что позволит в непринужденной форме включать обучаемых в учебный процесс (см. [1; 2; 4; 5 и др.]), в частности, мотивировать их к овладению новым материалом. Решая ребусы, представленные в интеллект-карте, учащиеся, во-первых, расшифровывают ключевые понятия, прочнее запоминают, какой материал будут изучать, во-вторых, учатся декодировать информацию, что является важным умением для такого школьного предмета, как информатика, в-третьих, учатся создавать из отдельных частей единый объект, то есть неявно у их формируется умение анализа и синтеза информации. В качестве примера приведем пары интеллект-карт по информатике: первая из пары карта представлена в стандартной форме и оформлена в текстовом виде, вторая – оформлена в нестандартной форме в виде ребусов.

Тема: Действия с информацией.

Базовые понятия, подлежащие усвоению: информационные процессы – хранение, передача, обработка; способы хранения информации (внешние носители, в голове), процесс приема-передачи информации (источник, получатель, канал), получение нового содержания при обработке информации (логические рассуждения, формулы), изменение формы информации при ее обработке (поиск, кодирование).

Тема: Программное обеспечение (ПО).

Базовые понятия, подлежащие усвоению: виды программного обеспечения, системное ПО (операционная система, драйвер, утилита), системы программирования (Паскаль, Бейсик, Ассемблер), прикладное ПО общего (текстовый и графический редакторы, системы управления базами данных, табличный процессор) и специального (математический пакет, экспертная система) назначения.

Тема: Системы счисления.

Базовые понятия, подлежащие усвоению: виды систем счисления, позиционные (двоичная, десятичная, шестнадцатеричная) и непозиционные (римская, единичная) системы счисления, алфавит системы счисления, мощность алфавита, основание, базис, разряд, формы записи чисел в системах счисления (свернутая и развернутая).

Применение интеллект-карт с ребусами видоизменяет и методику изучения темы. Так, в начале изучения учитель демонстрирует часть интеллект-карт, ученики решают представленные в ней ребусы, формулируя тему урока. После прохождения всей темы учащиеся получают интеллект-карту полностью. Повторно решают ребусы и объясняют понятия, которые в ребусах представлены. Тем самым мотивация задействуется и в начале изучения темы (мотив – «быстрее всех решить ребус»), и в ее окончании (мотив – «быстрее всех вспомнить изученные понятия»).

В завершение статьи подчеркнем, что для создания интеллект-карт можно использовать такие онлайн-сервисы, как MindMeister, MindMup, MindJet Mindmanager, iMind Map, Wisemapping, Coggle и др. Упростить создание ребусов возможно с помощью Генератора ребусов rebus1.com.

Список литературы

1. Дедёнок Н.П. О преимуществах использования ребусов и кроссвордов при обучении лексике иностранного языка [Текст] / Н.П. Дедёнок // Проблемы современной лингводидактики. - 2017. - № 13. - С. 74-80.

2. Зубрилин А.А. Занимательность и занимательные материалы в профессиональной деятельности учителя информатики [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2011. - № 10 (228). - С. 54-56.

3. Зубрилин А.А. Занимательные материалы по информатике: словесные головоломки, ребусы, загадки [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика в школе. - 2010. - № 3. - 96 с.

4. Зубрилин А.А. Игровая деятельность в обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений: монография / А. А. Зубрилин; под науч. ред. Г. И. Саранцева; Федеральное агентство по образованию, гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева». - Саранск, 2009. - 152 с.

5. Расулов И. Формирование понятий и навыков у учеников при создании ребусов при помощи компьютерных технологий [Текст] / А.А. Зубрилин // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 3 (77). - С. 84-88.

Войти или Создать
* Забыли пароль?