Интегративная образовательная компетенция рассматривается в статье как совокупность образовательных компетенций, результат сформированности которых определяет уровень профессиональной готовности и социальной адаптации выпускника. Обосновывается положение о том, что единство и целостность компетенций, которыми должен обладать выпускник, являются наиболее объективными показателями качества его подготовки.
Описывается общесистемный характер идей образовательной интеграции, что определяет возможность внедрения закономерностей синергетики в область педагогики и образования. Тем не менее, авторы полагают, что образовательная интеграция должна стать управляемым и контролируемым процессом. Если рассматривать интеграцию с двух позиций – усиление системных связей элементов и включение в систему других элементов – очевиден дисбаланс в интеграционных образовательных процессах: реальная возможность формирования системы универсальных компетенций, с одной стороны, и тормозящие факторы, с другой стороны (увеличение количества учебных дисциплин и как результат – усложнение комплексности компетентностной модели выпускника вуза).
В статье обосновываются принципы системно-функционального развития интеграционных образовательных процессов, направленных на формирование интегративной компетенции как целостной совокупности компетенций. Настоящие принципы построены на регулируемом развитии системы и допускают возможность ее многовариантного самосовершенствования.
интегративная образовательная компетенция, системно-функциональное развитие, интеграционные образовательные процессы, принципы системно-функционального развития интеграционных образовательных процессов, качество образования