г. Москва и Московская область, Россия
Интеграция российских предприятий и организаций сферы туризма в мировой рынок туристских услуг означает, что отечественные предприятия начинают испытывать влияние факторов и тенденций развития глобального туризма. При планировании своей маркетинговой деятельности в части формирования туристских услуг и сервиса компании должны принимать во внимание закономерности, характеризующие туристский спрос на мировом рынке туризма. В настоящей статье представлен анализ выявленных основных тенденций развития глобального туризма, которые, по мнению авторов, важно учитывать в маркетинговых решениях в первую очередь при планировании въездного туризма. Авторами сформулированы выводы о возможном влиянии этих тенденций на региональном и микроуровнях.
тенденция, туризм, турпоток, сегмент, дестинация, маркетинг, ЮНВТО, прибытия
По оценкам ЮНВТО, увеличивающееся число туристских дестинаций и инвестиций в туризм превращают его в важнейший двигатель социально-экономического развития, экспорта, создания рабочих мест, предприятий, объектов инфраструктуры. По мнению ЮНВТО, несмотря на негативные экономические тенденции в прошлом, туризм продолжает развиваться, диверсифицироваться, превращаясь в наибольший и самый быстро растущий экономический сектор. Появляются новые дестинации, составляющие конкуренцию традиционным направлениям в Европе и Северной Америке. Соответственно, тенденции современного глобального туризма оказывают прямое влияние на принимаемые решения в области маркетинга российских туристских компаний.
В 2011 году отмечался рост числа международных туристских прибытий, в частности, на 4,5% в среднем за январь–апрель. Положительный рост был отмечен во всех регионах, за исключением Ближнего Востока. В некоторых регионах достигнут двузначный рост: в Южной Америке (+17%), Южной Азии (+14%) и юго-Восточной Азии (+10%). В целом количество международных туристских прибытий демонстрирует непрерывный рост с 25 млн. в 1950 году до 529 млн. в 1995 году и до 1035 млн. в 2012 году (рисунок 1).
1. International tourism maintains momentum despite challenges // http://media.unwto.org/en/press-release/2011-06-30/international-tourism-maintains-momentum-despite-challenges (дата обращения: 9.09.2013).
2. RUSSIA. MODERNISING THE ECONOMY. OECD. April. 2013.
3. Russian Federation country profile. The International Bank for Reconstruction And Development. The World Bank. 2011.
4. Summary of IFC Investments in Tourism by Regions. Data as of June 2012 // International finance corporation. The World Bank Group. 2012.
5. UNWTO Tourism Highlights 2013 Edition // http://mkt.unwto.org/en/publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition (дата обращения: 9.09.2013).
6. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ (дата обращения: 28.08.2013).