Брянский государственный технический университет (кафедра "КТС", аспирант)
Брянск, Брянская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В работе представлена система комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу. Приведены результаты апробации опытного комплекта тестов для отбора автоводителей.
принципы отбора, валидность, надежность, тестирование, профессиональная пригодность
Введение В отечественных исследованиях по психоло-гии труда инженерной психологии и эргономи-ке за последние тридцать лет (с середины 80-х годов прошлого столетия по настоящее время) раскрыты основные задачи, принципы и струк-тура комплексного профессионального психо-логического отбора (В.А. Бобров, 1985) [7], (А.А.Деев, Г.В. Г.В.Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [9], (Г.М. Медведев,1997) [14], (В.М. Ру-салов, 1982) [18], (С.А. Багрецов, В.М.Львов, А.В.Яковлев, 2008) [23]. 1. Эргономические принципы организации, планирования и проведения профессионального психологического отбора на операторские и водительские специальности К общим принципам профессионального от-бора относят: системный подход к разработке всей процедуры отбора; научная обоснован-ность; компетентность; динамичность; актив-ность; практичность; актуальность и некоторые другие. Особенностью постсоветского периода ис-следований в сфере профессионального отбора является внедрение разработок и методических подходов из военной сферы и систем с потен-циально опасными технологиями к отбору пер-сонала систем гражданского назначения. В первую очередь это касается разработанных в советский период математических моделей профотбора (В.М. Львов, 2009) [13] и аппаратно-программных решений на уровне изобретений (Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [1]; (И.А. Пронин, С.Ф. Сергеев, 1987) [2]; (С.А. Багрецов, В.А. Гайдуков, В.В. Спасенников, 1988) [3]; (В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н.Федотов, 1991) [4]. КППО – это система целеустремленных и планомерно осуществляемых мероприятий, на-правленных на всесторонне исследование кан-дидатов в автоводители, с целью прогнозирова-ния успешности обучения и безопасного вож-дения в условиях современного интенсивного дорожного движения. Структурная схема разработанной ком- плексной системы психологического обследо-вания кандидатов, которая проводится в четыре этапа, представлена на рисунке 1. Рис.1. Структурная схема комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу Первый период - начальный. Проводится ин-дивидуальная беседа с кандидатом, назначается дата психофизиологического обследования. Второй период - основной, когда каждый кандидат в автоводители проходит психофи-зиологическое обследование. По его результа-там формируются учебные группы с учетом особенностей обучаемых, по методике, разра-ботанной А.Д. Глоточкиным, Г.В. Ложкиным, В.В. Спасенниковым [8]. Третий период - период обучения в авто-школе, когда кроме практической и теоретиче-ской подготовки осуществляется психологиче-ская коррекция слабо развитых психофизиоло-гических качеств, проведение идеомоторных тренировок с кандидатами в автоводители и обучение их методикам стрессоустойчивости [2, 6, 15 и др.]. Четвертый период - период аттестации, ко-гда проводится повторное тестирование психо-физиологических качеств. После получения его результатов слушателю выдаются окончатель-ные рекомендации по безопасному управлению автомобилем с учетом его индивидуальных особенностей, и производится выпуск обучае-мого на экзамены в ГИБДД. В целях координации работ по проведению КППО в автошколах предлагается создание специализированных региональных научно-исследовательских лабораторий по психофи-зиологическим проблемам отбора, оптимизации учебного процесса и психологической подготовке автоводителей. Обозначены следующие задачи: подготовка специалистов по проведению отбора; изучение причин снижения надежности автоводителей и эффективности работы, выработка медицинских, и педологических рекомендаций по оптимизаций их труда; участие в экспертизе ДТП: разработка методов психологической подготовки автоводителей в период обучения в автошколе к сложной дорожной обстановке, стресс - ситуациям и экстремальным условиям; организация психофизиологического контроля за функциональным состоянием автоводителей и др. [19,20,23 и др.]. 2. Экспериментальная апробация унифицированного комплекта тестов в процессе профессионального отбора будущих водителей в автошколах Исходя из результатов профессиографиче-ского анализа деятельности автоводителей, а также подробного изучения психодиагностиче-ских тестов, был сформирован опытный ком-плект тестов (таблица 1).
1. Опытный комплект тестов
Интеллектуальные компоненты |
Номер теста |
Наименование теста оцениваемых компонентов |
Оцениваемые психологические качества |
1. 2. 3. |
Перепутанные линии Кольца Расстановка чисел |
Внимание |
|
4. 5. 6. |
Зрительная память Отметка кружков Расстановка отрезков |
Память |
|
7. 8. 9. |
Опознавание цифр Обнаружение сигналов Координаты |
Восприятие |
|
10. 11. 12. |
Количественные отношения Установление закономерностей Отыскание чисел с переключением |
Мышление |
|
Личностные компоненты |
13.
14. 15. |
Знание правил дорожного движения и устройства автомобиля Навыки вождения Латентное время реакции |
Автоводительские способности |
16. 17. 18. |
Самооценка Выдержка Эмоциональная устойчивость |
Стрессоустойчивость и уравновешенность |
|
19. 20. 21. |
Бесконфликтность Дисциплинированность Внимательность к людям (эмпатия и рефлексия) |
Коммуникативные качества |
|
22. 23. 24. |
Ответственность Требовательность Отсутствие вредных привычек |
Морально-волевые качества |
Первоначальная проверка опытного ком-плекта тестов проводилась с использованием бланковых вариантов методик. В процессе ап-робации были получены следующие результа-ты. Дифференцируемость интеллектуальных тестов определяется путем вычисления коэф-фициентов взаимной корреляции между каждой парой методик. Результаты расчетов приведены в таблице 2. Определение показателей качества унифицированного комплекта тестов осуществлялось С.Н.Федотовым, С.И.Торбиным и В.В. Спасенниковым [4]. Из анализа данных таблицы следует, что большинство парных корреляций находится в диапазоне малых значений (0,2 - 0,4). Это сви-детельствует об удовлетворительной диффе-ренцируемости и надежности тестов. Следует отметить, что проблемы обеспече-ния надежности и валидности тестов, исполь-зуемых в профотборе более успешно, решаются за рубежом [24, 25, 26, 27, 28 и др.]. В отечест-венной психологии проблема защиты авторских прав разработчиков тестов пока не нашла своего решения (В.В. Спасенников, 1994, 2010) [20, 21].
2. Парные корреляции между тестами опытного комплекта
№ п/п |
Субтесты |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Перепутанные линии |
0.59 |
0.18 |
0.17 |
0.48 |
0.55 |
0.23 |
0.56 |
0.35 |
0.17 |
0.07 |
0.11 |
2 |
Кольца |
Х |
0.27 |
0.48 |
0.33 |
0.46 |
0.15 |
0.19 |
0.26 |
0.34 |
0.45 |
0.072 |
3 |
Расстановка чисел |
|
Х |
0.19 |
0.22 |
0.13 |
0.48 |
0.41 |
0.53 |
0.27 |
0.38 |
0.24 |
4 |
Зрительная память |
|
|
Х |
0.54 |
0.39 |
0.32 |
0.49 |
0.40 |
0.52 |
0.25 |
0.46 |
5 |
Отметка кружков |
|
|
|
Х |
0.43 |
0.17 |
0.51 |
0.55 |
0.12 |
0.41 |
0.40 |
6 |
Расстановка отрезков |
|
|
|
|
Х |
0.28 |
0.27 |
0.44 |
0.32 |
0.29 |
0.25 |
7 |
Опознавание цифр |
|
|
|
|
|
Х |
0.30 |
0.52 |
0.16 |
0.21 |
0.43 |
8 |
Обнаружение сигналов |
|
|
|
|
|
|
Х |
0.39 |
0.26 |
0.20 |
0.30 |
9 |
Координаты |
|
|
|
|
|
|
|
X |
0.12 |
0.35 |
0.38 |
10 |
Количественные отношения |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
0.37 |
0.45 |
11 |
Установление закономерностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
0.58 |
12 |
Отыскивание чисел с переключением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
Наиболее разработанной в области группо-вого отбора является теория распознавания об-разов, позволяющая получить прогноз поведе-ния (успешности профессиональной деятельно-сти) по набору признаков (в нашем случае по-казателей, полученных при обследовании по отдельным психологическим тестам, опреде-ляющих поведение этого объекта) или с помо-щью выбранного решающего правила опреде-лить к какому классу относится рассматривае-мый объект (водитель) [1, 3, 11, 15 и др.]. В синтезированной программе для оценки уровня развития профессионально важных ка-честв (принятия решения о профпригодности) используются показатели, разработанные на основе теории распознавания образов: 1. Интегральный показатель уровня развития профессионально важных качеств (L), вычисля-ется по формуле:
(1)
где Li(gi) - частный показатель успешности вы-полнения теста; g - количество правильно вы-полненных заданий в тесте. 2.Частный показатель успешности выполне-ния i-гo теста вычисляется по формуле:
(2)
где FA(gi), FБ(gi) - плотность распределения i-гo показателя в каждой из групп обучающей вы-борки ("успешных" и "неуспешных" водителей соответственно). Проведенный анализ экспериментальных данных позволил обосновать основные прин-ципы разработки технических средств автома-тизации (ТСА) группового профессионального психологического отбора [4]: 1. Принцип экономической целесообразно-сти степени сложности технических средств автоматизации. 2. Принцип рационального сочетания инди-видуальной и групповой форм психологическо-го обследования автоводителей. 3. Принцип адекватности бланкового и аппа-ратурного вариантов реализации процесса пси-хологического обследования. Основываясь на изложенных выше принци-пах, а также учитывая характер развития тех-нических средств автоматизации, предлагается номенклатура автоматизированных комплексов профессионального отбора базового ряда. В зависимости от складывающейся ситуации и задач, которые решаются в процессе группо-вого отбора в каждом конкретном случае, эти базовые варианты могут быть в той или иной степени модифицированы [4]. Важным моментом разработанной системы является необходимость придания юридическо-го статуса (организационно - правовой формы) лабораториям эргономических исследований, в которых необходимо иметь штатных психоло-гов (психофизиологов), имеющих право подпи-си на заключениях по психофизиологическим особенностям кандидатов в автоводители. Выводы и заключение Заключение по результатам психологических испытаний должно составляться психологом. Данные обследования также сохраняются в электронной базе на персональном компьютере. Оформляя заключение, психолог руководствуется результатами тестирования, показанными испытуемым, и сравнивает их с таблицей нормативов, определяет психофизиологические качества, уровень развитости которых у испытуемого ниже допустимого критерия, и составляет рекомендации по психологической коррекции данных качеств. По результатам заключений формируется группа обучаемых кандидатов в автоводители, которым требуется психологическая коррекция. Психолог составляет план-график работы с данной группой, с тем, чтобы учесть степень профпригодности каждого кандидата. Результаты психологического анализа про-фессиональной деятельности автоводителей показали, что ее эффективность и безопасность во многом определяются исходным уровнем развитости профессионально важных психофи-зиологических качеств водителя, сформирован-ностью системы саморегуляции и влиянием биопсихосоциальных факторов на его успеш-ную адаптацию к современным дорожным ус-ловиям. С помощью применения системы и комплекса мероприятий психологического со-провождения профессиональной подготовки автоводителей, можно осуществлять автоводи-тельскую деятельность более безопасно и дос-тичь общего снижения количества ДТП, улуч-шая таким образом эффективность профессио-нальной деятельности автоводителя. Разработанные структура и принципы про-ведения комплексного профессионального пси-хологического отбора (КППО) кандидатов в автоводители способствуют формированию подхода к организации подготовки водителей, где производится учет индивидуальных психо-логических различий между обучаемыми, пси-хологическая коррекция их профессионально-важных качеств и наблюдение за уровнем их развития в динамике, что позволяет делать про-гноз эффективности и безаварийности автово-дительской деятельности и обеспечивает безо-пасность дорожного движения на современном уровне.
1. А.с. № 1068975, МКИ3 G09В9/00 Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов / Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников (СССР).Заявл. 12.09.83; опубл. 08.11.84.-Бюл.№11.-4 с.
2. А.с. № 1346133, МКИ3 А61В5/16. Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов / И.М. Пронин, С.Ф. Сергеев (СССР). Заявл. 04.07.85; опубл. 22.06.87.- Бюл. № 6-3 с.
3. А.с. № 1437898 МКИ3 G09В9/00 Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов / С.А. Багрецов, В.л. Гайдуков, В.В. Спасенников (СССР). Заявл. 10.05.88; опубл. 30.08.89.- Бюл. № 8-6 с.
4. А.с. № 1869455 МКИ3 G09В7/07 Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых / В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н. Федотов (СССР).Заявл. 23.11.91; опубл. 03.04.93.- Бюл. № 5-4 с.
5. Аверченков, В.И.Принципы и методика конструирования тест-опросника диагностики мотивационной готовности выпускников к поступлению в аспирантуру [Текст] / В. И. Аверченков, A. С. Сазонова, В. В. Спасенников // Известия Международной' ассоциации, славянских вузов, 2011,№ 1, с. 92-98
6. Андропова, М.И. Оценка стрессоустойчивости в сис-теме профессионального психологического отбора [Текст] / М.И. Андронова. А.К. Боковиков, В.И. Седин // Психология и экономика. Труды 1-й Всероссийской конференции Российского Психологического общества по экономической психологии, 3-5 февраля 2000 г. / Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова, - Москва- Калуга: Изд-во «Эйдос», 2000, с. 147-152.
7. Бодров, В.А. Основные принципы разработки "систе-мы профессионального отбора [Текст] / В.А. Бодров // Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Экономика, 1985. -242с.
8. Глоточкин, А.Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов [Текст] / А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Психологический журнал, 1986, Том 7, № 1, с. 22 - 29.
9. Деев, А.А. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника [Текст] / А.А.Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Пси-хологический журнал, 1984, Том 5, № 6, с. 106 - 110.
10. Дружинин, B.H. Конструирование тестов [Текст] / В.Н. Дружинин, А.В. Никитин, В.В. Спасенников. - Брянск: «Ладомир», 2002 - 181с.
11. Ложкин, Г.В., Приборы и устройства для изучения психологических характеристик человека[Текст] / Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников //Психологический журнал, 1985, №4, с. 163-165
12. Львов, В.М. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов [Текст] / В.М. Львов, В.В. Павлюченко, В.В. Спасенников //Психологический журнал, 1989, Том 5, №10, с. 66-74.
13. Львов, В.М. Эргономические технологии в повыше-нии квалификации и сертификации специалистов как одно из направлений конверсии [Текст] / В.М. Львов // Экономи-ческая психология инновационного менеджмент я: Труды Международной научно-практической конференции,?6/v7 декабря 2009 / под ред. В.И. Аверченкова, В.В. Спасенникова. - Брянск: БГТУ, 2009-с. 103-108
14. Медведев, Г.М., Методика диагностики функцио-нальной надежности профессиональной деятельности опе-раторов [Текст] / Г.М. Медведев // Теоретические и при-кладные вопросы экспериментально-психологических ис-следований. / под ред. В.Н. Дружинина R.\ Спасенникова. - М.: Институт психологии РАН, 1997, с. 138-149.
15. Нафтульев, А.И. Методика оценки профессиональ-ной готовности оператора [Текст] / А.И. Нафтульев // Че-ловеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2008,-вып 1(43), с. 51-57
16. Никольская, Н.И. Формирование и развитие профес-сионально-важных качеств профконсультантов службы занятости населения [Текст] / Н.И. Никольская // Автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, инже-нерная психология, эргономика. - Тверь: ТВГУ, 1998 - 22с.
17. Пушкина - Беляева, И.Г. Аттестационно - оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте [Текст] / И.Г. Пушкина - Беляева // Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика-ТзГУ: Тверь, 1997.-20с.
18. Русалов, В.М. О взаимоотношении свойств темпера-мента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности [Текст] / В.М. Русалов // Психологический журнал, 1982, Том 3, №6, с. 29-38
19. Спасенников, В.В. Способы и устройства для оценки и контроля деятельности малых профессиональных групп (обзор отечественной и зарубежной патентной информации) [Текст] / В.В. Спасенников, Н.Н. Семанина // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики, 1991 - Вып2 (6), с. 78-99
20. Спасенников, В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик / В.В. Спасенников // Психологический журнал, 1994, Том 15, №3, с. 123-127
21. Спасенников, В.В. Инновационно - деятельностная игра как средство конкурсного отбора в процессе трудоуст-ройства выпускников [Текст] / В.В. Спасенников, Ю.В. Бабанова, Н.А. Свиридова // Социология образования, 2010, № 4, с. 33-42.
22. Юнкеров, В.И. Математико- статистическая обработка данных психофизиологических исследований [Текст] / В.И.Юнкеров, С.Г. Григорьев// - Спб.: Военно-медицинская академия, 2012 - 286 с.
23. Яковлев, А.В. Алгоритм нечеткой классификации личностных характеристик операторов на основе про-фессионального анализа тестовых данных [Текст] / А.В. Яковлев, С.А. Багрецов, В.М. Львов// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2008, - вып. 4 (46), с. 31-39
24. Яровой, В.И. Профессиональная ориентация, подго-товка и оценка персонала. Мировой опыт [Текст] / В.И. Яровой // - Киев: МАУП, 2007.-660 с.
25. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Handbook of Personality. Theory and Research.2-d ed. / Ed. by L.A. Pervin, OP. John. N.Y.: The Guilford press, 1999. P. 154-196
26. Hodgkinson G. The interface of cognitive and industrial, work and organizational psychology // Journal of Occupational and Organizational Psychology/ - 2003. Vol. 76 №1, p. 21-30
27. Hubbard R., Ryan P.A. The historical growth of statistical significance testing in psychology - and its future prospects // Educational and Psychological Measurement. 2000. Vol. 60. №5. P. 14-22
28. Wilson, J.R. etc. F strategy for human fac-tors/ergonomics: developing the discipline and profession // Er-gonomics, 2012, vol.55, №4, р. 377-395.