г. Москва и Московская область, Россия
В статье охарактеризованы элементы государственного регулирования инновационного развития экономики. Проанализированы основные показатели, характеризующие проникновение информационных технологий, дается сравнение с мировыми лидерами в области цифровой экономики. Выявлены барьеры для развития инноваций в логистике. Раскрыта сущность цифровизации логистики, возникшей в ответ на глобальные вызовы цифровой экономики. Сделан вывод о том, что логистика в цифровой экономике создает интеллектуальную мобильность как новую отрасль, которая объединяет перемещение физических объектов, финансовых и людских потоков и, следовательно, требует серьезных преобразований для будущих цепочек поставок.
цифровая логистика, цифровой транспорт, информационные компьютерные технологии.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является создание необходимых условий для развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. В ноябре 2016 г. была утверждена Стратегия научно-технологического развития РФ, которая определила цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период [2]. В июле 2017 г. правительство утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». [1] Она включает пять основных направлений:
«Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Кадры и образование», «Нормативное регулирование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Выполнение программы «Цифровая экономика» предполагает именно цифровизацию и широкое внедрение информационных технологий как условие роста российской экономики. Данная стратегия развития информационного общества определяет цифровую экономику как хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Целями программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются: «создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера; устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках; повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики России, так и экономики в целом» [1]. Цифровая экономика в РФ представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
•• рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
•• платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
•• среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
2. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития РФ» от 1 декабря 2016 года № 642/ Администрация Президента России 2018 год. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.
3. Гарнов А.П., Гарнова В.Ю. Инновационный потенциал России: проблемы и перспективы реализации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2016. - № 1. - С. 92-97.
4. Гарнов А.П., Киреева Н.С. Финансовые, материальные и информационные потоки: точка взаимодействия в логистике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2017. - № 2. - С. 48-51.
5. Катасонов В.Ю. О цифровой экономике Китая / ВсеСоветник Интернет-журнал. http://www.vsesovetnik.ru/archives/22055.
6. Куприяновский В.П. Информационные технологии в системе университетов, науки и инновации в цифровой экономике на примере Великобритании // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - №. 4. - С. 30-39.
7. Куприяновский В.П. Цифровая экономика и Интернет Вещей - преодоление силоса данных // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4. - №. 8. - С. 36-42.
8. Материалы к парламентским слушаниям 20 февраля 2018 года на тему «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики» / Комитет Государственной думы по финансовому рынку /URL: http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15619340.
9. Наука, инновации и информационное общество / Федеральная служба государственной статистики. URL: /http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
10. Шваб Клаус. «Четвертая промышленная революция» (перевод с английского). - М.: Эксмо, 2016. - С. 16-17.
11. Demand-driven supply chain 2.0. A direct link to profitability.KPMG 2016.