с 01.01.2011 по настоящее время
Вологда, Вологодская область, Россия
ГРНТИ 00.08 Общественные науки и идеология
ОКСО 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
ББК 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
ТБК 7723 Государственное регулирование экономики
В статье представлен рейтинг крупнейших и крупных агломераций в России (40 агломераций, представленных в проекте Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.) по показателю численности населения, коэффициенту развитости агломерации, коэффициенту гравитации (экономической мощности) агломерации и объёму отгрузки промышленной продукции на душу населения. Выявлено наличие значительных различий между данными агломерации, значительное опережение Московской агломерацией всех остальных агломераций. Показано, что и агломерации с численностью населения менее 500 тыс. жителей должны быть приоритетом пространственного развития страны и участником федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Так, в ходе расчетов выявлено, что Вологодская и Череповецкая агломерации, не входящие в официальный перечень агломераций России, могли бы занимать в рейтинге этих агломераций 25 и 17 места соответственно по показателю экономической мощности.
пространственное развитие, агломерация, стратегия, рейтинг, Российская Федерация.
Для России, самого большого по площади территории государства мира, особое значение всегда имеют вопросы пространственного развития страны и её регионов (субъектов Федерации). Вместе с тем в постсоветский период фактически отсутствовало целенаправленное управление данными процессами. В тоже время в настоящее время (2016–2018 гг.) в научных и управленческих кругах идёт активное обсуждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. [5; 11], разработка которой предусмотрена федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В качестве ключевого приоритета пространственного развития Российской Федерации в последнем проекте стратегии обозначено социально-экономическое развитие различных типов территорий: крупнейших и крупных городских агломераций; городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. чел.; малых и средних городов, сельских территорий за пределами; крупнейших и крупных городских агломераций; минерально-сырьевых центров; геостратегических территорий Российской Федерации.
В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест – городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, – приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при территориально сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей [13]. Как отмечает ведущий российский исследователь агломераций, А.Г. Лаппо [6; 7], городская агломерация – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную локальную систему многообразными интенсивными связями: производственными, деловыми, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и прочими, а также совместным использованием ресурсов агломерационного ареала.
Развитие агломераций связано, прежде всего, с экономическими выгодами – так называемой агломерационной экономией – экономией затрат вследствие объединения различных видов деятельности в одном месте, отказом от дублирования функций на территориях членов агломераций (городских округов и сельских муниципальных районов). Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города даёт эффект лишь до определенных пределов – до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства и не ведут к снижению качества среды [13].
В проекте Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. [5], разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в 2016 г., говорилось о 124 сформировавшихся и формирующихся агломерациях с суммарной численностью населения около 85 млн чел. (58% всего населения страны). В России до 2018 г. отсутствовало официальное определение агломерации в нормативно-правовых актах. Поэтому нет и чёткого понимания, сколько в России агломераций. Затруднительно проводить и какие-либо конкретные расчёты по агломерациям (как правило, проводится лишь анализ развития муниципалитетов, входящих в агломерацию). Вместе с тем в ряде субъектов РФ предпринимаются попытки по целенаправленному управлению развитием агломераций путём формирования координационных советов по развитию агломераций, принятия схем территориального планирования, стратегий и программ их развития, разработки и реализации совместных внутриагломерационных межмуниципальных проектов.
В проекте Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., размещенном на сайте Министерства экономического развития РФ в 2018 г. [11], указано, что в России сформировалось несколько крупных центров экономического роста. В их состав входят 14 крупнейших и 6 крупных городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра, расположенных в восточной части Республики Саха (Якутия), на севере о. Сахалина, полуострове Ямал, некоторые муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа. Крупные центры экономического роста обеспечивают каждый более 1% суммарного прироста валового регионального продукта (далее – ВРП) всех субъектов Российской Федерации. В сумме данные центры за период с 2010 г. создали 68% суммарного прироста ВРП субъектов Российской Федерации, при их доле в численности населения страны в 40 процентов. При этом к крупнейшим городским агломерациям в данном случае относится территория, включающая один или несколько граничащих городских населенных пунктов («ядро») с общей численностью населения более 1000 тыс. чел. и иные населенные пункты, связанные совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, социальными связями; к крупным городским агломерациям – территория, включающая один или несколько граничащих городских населенных пунктов («ядро») с общей численностью населения более 500 тыс. – 1000 тыс. чел.
В качестве текущих центров экономического роста Российской Федерации обозначены:
– «Ядра» крупнейших городских агломераций (с численностью населения в «ядре» более 1 млн чел.): 1. Воронеж. 2. Екатеринбург. 3. Казань. 4. Красноярск. 5. Москва. 6. Нижний Новгород. 7. Новосибирск. 8. Омск. 9. Ростов-на-Дону. 10. Самара – Тольятти. 11. Санкт-Петербург. 12. Челябинск. 13. Уфа. 14. Пермь;
– «Ядра» крупных городских агломераций (с численностью населения в «ядре» 500 – 1000 тыс. чел.): 1. Краснодар. 2. Иркутск. 3. Махачкала. 4. Саратов. 5. Тула – Новомосковск. 6. Астрахань.
В качестве перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации обозначены:
– «Ядра» крупнейших городских агломераций (с численностью населения в «ядре» более 1 млн чел.): 1. Волгоград;
– «Ядра» крупных городских агломераций (с численностью населения в «ядре» 500 – 1000 тыс. чел.): 1. Барнаул. 2. Владивосток. 3. Ижевск. 4. Кемерово. 5. Киров. 6. Липецк. 7. Новокузнецк. 8. Оренбург. 9. Набережные Челны. 10. Пенза. 11. Рязань. 12. Ставрополь – Михайловск. 13. Томск. 14. Тюмень. 15. Ульяновск. 16. Хабаровск. 17. Чебоксары – Новочебоксарск. 18. Ярославль. 19. Пятигорск – Кисловодск – Ессентуки – Минеральные Воды – Железноводск – Лермонтов [11].
Факторами социально-экономического развития крупнейших и крупных городских агломераций являются емкий внутренний рынок, высокий уровень развития человеческого капитала, инновационный потенциал, предпринимательская активность, качественная городская среда и развитая социальная инфраструктура. Сочетание перечисленных факторов способствует активному развитию деловых и финансовых услуг, высокотехнологичных и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг с более высокой производительностью труда по сравнению с остальными территориями. Отсутствие скоординированного планирования пространственного развития крупнейших и крупных городских агломераций привело к избыточной застройке пригородных территорий жильем без необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, высокой концентрации мест приложения труда в центральной части городов с численностью населения более 500 тыс. чел. и их дефициту в пригородах. Также результатом этих процессов стало нарастание экологических и транспортных проблем [11].
В настоящее время 38 из 40 обозначенных в проекте Стратегии агломераций являются участниками федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», реализуемого с 2017 г. Министерством транспорта Российской Федерации. Данный проект обеспечивает реализацию программ приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и развития автомобильных и муниципальных дорог крупнейших городских агломераций за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Это свидетельствует об особом внимании федеральных органов власти к развитию агломераций.
Вопросы изучения городских агломераций в настоящее время находятся в фокусе внимания как зарубежных [17; 18; 19; 20], так и российских учёных [2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 12; 13; 16]. Однако пока так и не сложилась единая методика (подход) к выделению агломераций и их делимитации (определении границ), к оценке развитости (уровня развития) агломерации, что позволило бы определить роль различных агломераций в пространственном развитии страны и регионов, разработать дифференцированные меры их господдержки. Хотя в мировом и российском научном сообществе предпринимаются определённые попытки проводить комплексную оценку агломераций [2; 3; 4; 9; 12; 16].
Но, как уже говорилось выше, в настоящее время в научных кругах и в понимании органов государственной власти не сложилось единого понимания о количестве и составе агломераций в России. Так, российскими учеными (согласно методикам Института географии РАН; ЦНИИПград; П. Полян, Н. Наймарка, И. Заславского) в качестве основных критериев для выделения агломераций предлагаются наличие города-ядра с численностью населения не менее 100 или 250 тыс. чел., а также временную доступность окраин до центра агломерации – 1,5-2 часа [6]. Известный российский ученый-урбанист, градовед А.М. Лола выделяет на территории России 146 крупногородских агломераций, в том числе Вологодскую и Череповецкую [8].
В табл. 1 представлены основные критерии выделения агломераций по наиболее известным методикам.
Исходя из значения данного коэффициента определяется класс развитости агломерации: более 50 – наиболее развитые; от 10 до 50 – сильно развитые; от 5 до 10 – развитые; от 2,5 до 5 – слаборазвитые; менее 2,5 – наименее развитые [6]. Однако данный показатель отражает в основном систему расселения внутри агломерации. С научной точки зрения важным является разработка методики оценки уровня развития агломераций и их типологизации, учитывающей не только численность населения и характер системы расселения в агломерации, но и экономический потенциал муниципалитетов агломерации, тесноту сложившихся между ними разного рода связей.
Развитие агломерации предполагает взаимосвязанность городов, определенное пространственное единство. Социально-экономическая взаимосвязанность городов является одним из важнейших показателей развития городских агломераций. Оно проявляется в формировании, усложнении и изменении векторов взаимовлияния муниципальных образований в составе агломерации друг на друга в процессе хозяйственной деятельности. Так, для агломераций характерны следующие тенденции: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним, сильное развитие маятниковой миграции, развитие городов-спутников [9].
Для осмысления пространственно-экономической цельности агломерации и взаимосвязанности городов в ее составе существует ряд методик, позволяющих выявить и оценить степень подобной территориально-экономической связанности, главными из которых являются:
1. Метод пространственной концентрации на основе индекса А. Тейла.
2. Метод исследования региональной контактно-гравитационной среды территории (РКГС).
3. Метод комплексной оценки вариации показателей МО на основе индекса Джини.
4. Метод делимитации агломерации на основе транспортных взаимосвязей между городами.
5. Метод исследования взаимодействия городов как хозяйствующих субъектов [9].
Гравитационные модели основаны на взаимодействии пространственных объектов при анализе населения и хозяйства. Согласно М.П. Власову и П.Д. Шимко, в различных модификациях подобные модели используются при исследовании процессов урбанизации, размещения промышленности, экспортно-импортных взаимосвязей, миграции населения, а их общая черта заключается в том, что сила взаимодействия (интенсивность потоков) зависит от значимости (величины) объектов и расстояния между ними [2].
Типология агломераций по коэффициенту развитости агломерации позволяет сделать вывод о том, что в России наиболее развитыми являются лишь 2 агломерации (Московская и Санкт-Петербургская; табл. 3); 5 агломераций (Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Самаро-Тольяттинская и Тульская) относятся к сильно развитым, 7 агломераций – к развитым. Вместе с тем большинство (17 из 40) агломераций страны относятся к категории наименее развитых. Это объяснимо как и огромной площадью территории страны, исторически сложившимся дисперсным характером расселения населения, так и слабым развитием городской поселенческой сети.
Что касается рейтинга агломераций России по их экономической мощности, то наибольшее значение показателя коэффициента гравитации отмечается (без учета Московской и Санкт-Петербургской агломераций) в Тюменской и Пермской агломерациях (33,5 и 28,5 млрд руб./км соответственно; табл. 4). В большинстве (18 из 40) агломераций значения данного показателя не превышают 5 млрд руб./км. В тоже время Вологодская и Череповецкая агломерации занимают достойные места (25 и 17 соответственно) в данном рейтинге, что свидетельствует о наличии значительного агломерационного потенциала в данных территориях, несмотря на невысокую численность населения данных агломераций и коэффициент их развитости.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии значительных различий в уровне развития агломераций России как по экономическим показателям, так и по показателям системы расселения.
Важное значение в обеспечении сбалансированного пространственного развития страны объективно могут и должны играть не только 40 обозначенных в проекте Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. крупных городских агломераций (включающих один или несколько соседних городских населенных пунктов, «ядро» с общей численностью населения более 500 тыс. чел. и иные населенные пункты), но и другие объективно формирующиеся агломерации. В связи с вышеобозначенным, для целей пространственного развития России, на наш взгляд, целесообразно рассматривать все объективно формирующиеся городские агломерации с общей численностью населения более 400 тыс. чел. и наличием города-ядра с численностью населения более 250 тыс. чел. Все агломерации в идеале должны стать участниками федерального проекта «Безопасные и качественные дороги».
1. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
2. Волчкова И.В., Данилова М.Н., Подопригора Ю.В., Селиверстов А.А., Уфимцева Е.В., Шадейко Н.Р. Оценка интенсивности социально-экономических взаимодействий на территории агломерации в аспекте связанности социально-экономического пространства // Вопросы управления. 2016. Выпуск № 4 (41). URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/04/25/
3. Волчкова И.В., Минаев Н.Н. Теория и практика управления развитием агломераций: монография / И.В. Волчкова, Н.Н. Минаев. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. 234 с.
4. Козлова О.А., Макарова М.Н. Методический инструментарий оценки влияния пространственной локализации на миграционные процессы в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14513
5. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. Проект. / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf
6. Лаппо Г., Полян П., Валиванова Т. Агломерации России в XXI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. - 2007. - № 1. - С. 45-52.
7. Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф, 2012. 504 с.
8. Лола А.М. Городское и агломерационное управление в России: состояние и что делать. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 292 c.
9. Миргородская Е.О. Оценка территориально-экономической связанности городов в агломерации (на примере Большого Ростова) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2017. - № 4 (41). - С. 6-20.
10. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 232 с.
11. Проект Стратегии пространственного развития России на период до 2025 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4e13f48c-257a-4878-858f-c2159aa5320b/spr.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=4e13f48c-257a-4878-858f-c2159aa5320b
12. Пузанов А., Попов А. Подходы к оценке развитости городских агломераций. М. : Институт экономики города, 2017. - 32 с. URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/iue_press.pdf
13. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Выпуск 2 / Министерство регионального развития Российской Федерации; ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития. М., 2014. 71 с.
14. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 c.
15. Ускова Т.В., Чекавинский А.Н. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: достоинства и нерешенные вопросы (экспертная оценка) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 4 (34). - С. 63-67. DOI:https://doi.org/10.15838/esc/2014.4.34.6
16. Эффект масштаба. Первый глобальный рэнкинг агломераций [Электронный ресурс] / PwC Россия. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/agglomerations.html
17. OECD Territorial Reviews: Competitive Cities in the Global Economy. OECD Publishing, 2016. 449 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/46059498_OECD_Territorial_Reviews-Competitive_Cities_in_the_Global_Economy
18. Prakash M., Teksoz K., Espey J., Sachs J., Shank M., Schmidt-Traub G. Achieving A Sustainable Urban America. The U.S. Cities Sustainable Development Goals Index 2017. URL: http://unsdsn.org/wp-content/uploads/2017/08/US-Cities-SDG-Index-2017.pdf
19. Pütz, T. Empirische Zusammenschau der europäischen Metropolregionen in Deutschland // Informationen zur Raumentwick-lung. 2016. Heft 5. pp. 543-553. URL: http://www.bbsr.bund.de/BBSR/DE/Veroeffentlichungen/IzR/2016/5/Inhalt/downloads/izr-5-2016-komplett-dl.pdf?__blob=publicationFile&v=2
20. Uchida, H., Nelson, A. Agglomeration index: Towards a new measure of urban concentration. World Institute for Development Economics Research. Working paper. 2010. No 29. 18 p. URL: https://www.wider.unu.edu/sites/default/files/wp2010-29.pdf