Россия
В статье раскрываются дидактические возможности проектной технологии в работе по развитию коммуникативной личности студента как будущего специалиста в период обучения в вузе. Автор обосновывает значимость коммуникативной компетенции в приобретении профессиональных умений и навыков и доказывает эффективность проектной технологии при обучении речеведческим и коммуникативно ориентированным дисциплинам. На примере организации проектной деятельности студентов-филологов в курсе практикума по теории коммуникации показана роль и специфика каждого этапа в становлении коммуникативной личности будущего филолога.
проектная технология, коммуникативная личность специалиста, коммуникативная компетенция, коммуникативно ориентированные дисциплины.
Перед методикой высшей школы в настоящее время стоит задача организации такого формата обучения, который бы не только способствовал формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, но и при этом развивал бы коммуникативную личность (КЛ) будущего специалиста. Практически все направления подготовки будущих специалистов в высшей школе предполагают в качестве результатов обучения профессионально ориентированную коммуникативную компетенцию. Это отражает реальную потребность рынка труда в специалистах с высоким уровнем коммуникативной культуры. Действительно, какую бы конкретную профессиональную деятельность в будущем ни выбрал для себя выпускник вуза, она так или иначе будет связана с коммуникацией. В рамках этой деятельности проявят себя все приобретенные в процессе обучения компетенции, заявленные в ФГОС ВО разных направлений подготовки. Необходимость формирования КЛ будущего специалиста в ФГОС ВО каждого направления формулируется через компетенции в терминах «готовности» и «способности» к коммуникации разных видов с точки зрения форм используемого языка — устной и письменной, с точки зрения сфер — деловой, научной, межкультурной и т.д., с точки зрения количества участников коммуникации — межличностной, групповой, массовой и т.п. С этой целью предусмотрено введение в учебные планы речеведческих и коммуникативно ориентированных дисциплин, на занятиях по которым коммуникативная компетенция выступает не только средством, но и предметом формирования (русский язык и культура речи, культура делового общения, деловая риторика, практикум по теории коммуникации и т.п.). При этом содержательное наполнение учебной работы на занятиях диктуется задачами профессионально ориентированного обучения и определяется частотностью и востребованностью конкретных видов коммуникативной деятельности будущего выпускника. Следовательно, наиболее эффективной формой организации научно-учебной коммуникации в высшей школе является такая, которая не только сообщает студенту знания, но и создает условия для приобретения профессионально ориентированного опыта коммуникативной деятельности. Поскольку КЛ представляет собой гармоничную взаимосвязь знаний, умений, готовностей, способностей, вряд ли ее развитие возможно без использования педагогических технологий, оптимальным образом организующих индивидуальную коммуникативную деятельность. В методике преподавания вышеперечисленных дисциплин такой технологией выступает проектная технология как одна из инновационных технологий обучения, обладающая своей структурой, этапностью и содержанием организации проектной деятельности студента. В настоящей статье приводится описание варианта реализации проектной технологии, направленной на развитие коммуникативной личности будущего филолога.
1. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. - М.: Русский язык; Курсы, 2012. - 352 с.
2. Арискина О.Л. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию [Текст] / О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2001. - № 25. - С. 15-18.
3. Быкова О.П. Трансформация современной образовательной среды в свете приоритетных направлений развития высшей школы [Текст] / О.П. Быкова, М.А. Мартынова, В.Г. Сиромаха // Современная коммуникативистика. - 2017. - Т. 6. - № 6. - С. 34-41.
4. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т.Н. Губина // Молодой ученый. - 2012. - № 3. - С. 345-347. - URL: https://moluch.ru/archive/38/4465/ (дата обращения: 05.04.2018).
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст] / В.Б. Кашкин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая. - М.: МУБУ, 1997. - 164 с.
8. Саломатина М.С. Коммуникативная личность филолога [Текст] / Е.Ю. Лазуренко, М.С. Саломатина, И.А. Стернин. Профессиональная коммуникативная личность. - Воронеж: Истоки, 2007. - С. 20-90.
9. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 «Филология (уровень бакалавриата)» / Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 947 // Сайт: Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 05.04.2018).