ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики. С этих позиций проанализирована новая редакция паспорта государственной программы «Развитие науки и технологий» от 10 апреля 2018 г. Показано, что в государственной программе «Развитие науки и технологий» опосредованно нашли отражение лишь технологии больших данных. В то же время большинство технологий цифровой экономики не нашло отражения в задачах государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы». Сделан вывод о необходимости более глубокого учета вопросов развития технологий цифровой экономики в рассматриваемой программе в интересах развития высшего образования и науки.

Ключевые слова:
проблемы развития, высшее образование, наука, условия формирования, цифровая экономика.
Текст

Быстрое развитие научно-технического прогресса ставит перед высшей школой задачи исследования, оперативного и эффективного освоения новых технологий.

Одним из таких перспективных направлений развития науки и образования сегодня является цифровая экономика.

В общем случае под цифровой экономикой понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях.

Для эффективного осуществления деятельности в сфере цифровой экономики в интересах реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [1] в 2017 г. была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] (далее Программа).

Среди базовых направлений, определяющих фундамент цифровой экономики, на которых сфокусирована Программа, одно из центральных мест занимает направление подготовки кадров и развития образования (рис. 1).

Рис. 1. Базовые направления, определяющие фундамент цифровой экономики, на которых сфокусирована «Цифровая экономика Российской Федерации» (составлен на основе данных о числе организаций, выполнявших  научные исследования и разработки, по типам организаций по Российской Федерации. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science/#)

 

Составляющие направления подготовки кадров и развития образования, определенные в Программе, представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Составляющие направления подготовки кадров и развития образования, определенные в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации»

 

При этом при оценке перспектив подготовки кадров и развития образования, предусмотренных Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], закономерно возникает вопрос – готова ли Высшая школа к их решению?

Следует отметить, что ответ на этот вопрос не носит однозначный характер.

С одной стороны, по мере сокращения в Российской Федерации количества научно-исследовательских организаций (в 1,6 раза с начала XXI в.) центр тяжести исследований в сфере передовых технологий стал постепенно перемещаться в Высшую школу.

Так, число организаций Высшей школы, осуществляющих исследования и разработки в стране по итогам 2016 г., составило 25% от общего числа, осуществляющих исследования и разработки в России (рис. 3).

 

Рис. 3. Число организаций, осуществляющих исследования и разработки в стране по итогам 2016 г. от общего числа, осуществляющих исследования и разработки в России

 

С другой стороны, приходится говорить о том, что Высшая школа как центр отечественной современной науки и практического внедрения ее результатов (включая технологии цифровой экономики) сегодня является заложницей целевых индикаторов и показателей государственной программы «Развитие науки и технологий» [3], включая:

– удельный вес (в %) Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science);

– долю (в %) объема внутренних затрат на исследования и разработки в рамках государственной программы за счет внебюджетных источников;

отношение (в %) средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной заработной плате наемных работников в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, целевые индикаторы и показатели государственной программы «Развитие науки и технологий» [3] направляют исполнителей программы на реализацию преимущественно затратного подхода.

В части заработной платы это чисто затратный подход.

В части удельного веса публикаций в индексируемых мировых научных журналах – это опосредованно затратный подход, поскольку процесс попадания в научные журналы, входящие в базу WEB of Science, фактически превратился в коммерческий проект, требующий, как правило, от авторов статей – обладателей интеллектуальной собственности существенных финансовых затрат.

Что касается индикатора доли объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников, то он является не только затратным показателем, но и сдерживающим фактором развития науки и технологий, поскольку частные компании в этом случае обременяются дополнительной отчетностью в рамках частно-государственного партнерства при выполнении государственной программы «Развитие науки и технологий» [3].

С учетом того, что паспорт государственной программы «Развитие науки и технологий», принятой в апреле 2014 г., был изменен в апреле 2018 г., в данной работе было исследовано какие технологии цифровой экономики и в каком виде нашли отражение в новой редакции паспорта Программы [3].  

Исследования проводились по подпрограммам:

– фундаментальные научные исследования (подпрограмма №1);

– развитие сектора прикладных научных исследований и разработок (подпрограмма №2);

– институциональное развитие научно-исследовательского сектора (подпрограмма №3);

– международное сотрудничество в сфере науки (подпрограмма №5);

– исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг. [4];

– научные и научно-педагогические кадры инновационной России [5].

Проведенные исследования показали, что в паспортах перечисленных подпрограмм и федеральных целевых программ (ФЦП) формулировка «цифровая экономика» не встречается.

В государственной программе «Развитие науки и технологий» [3] лишь изредка встречаются упоминания об информационных системах.

В частности, в подпрограмме «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок» среди целевых показателей и индикаторов выделяется «количество результатов интеллектуальной деятельности, учтенных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» [3].

В перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» для мероприятия «Реализация ключевых проектов планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы» в качестве одного из ожидаемых результатов фигурирует информационное обеспечение Национальной технологической инициативы [3].

В перечне основных планируемых мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в части обеспечения мониторинга достижения результатов реализации и целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [6] предусмотрено «Управленческое, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 годы» [3].

В целом можно сделать вывод о том, что даже в обновленной редакции 2018 г. Паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] не нашли должного учета вопросы формирования цифровой экономики, непосредственно связанные с задачами развития высшего образования и науки.

Опосредованно можно считать, что в государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] дается акцент на технологии больших данных. В то же время в задачах государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] не нашло отражения в явном виде развитие таких технологий цифровой экономики, как: квантовые технологии; компоненты робототехники и сенсорика; нейротехнологии и искусственный интеллект; новые производственные технологии; промышленный интернет; системы распределенного реестра; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Следовательно, в государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] должны быть более глубоко учтены вопросы развития технологий цифровой экономики, в том числе в интересах развития образования и науки.

Список литературы

1. «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"

2. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы". (Паспорт изменен с 10 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 29 марта 2018 г. N 346).

4. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".

5. Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 424 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы") (реализация федеральной целевой программы досрочно прекращена с 1 января 2015 г.).

6. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

Войти или Создать
* Забыли пароль?