Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Рассмотренный в статье феномен родительского участия в профильной ориентации школьников является актуальной проблемой для современного европейского образования. На примере Франции представлены основные этапы и направления возможного взаимодействия школы, семьи и учащихся в процессе выработки единственно правильного решения в выборе профиля обучения. Единство и борьба семьи и школы в деле профилизации во Франции позволяет нам переосмыслить насущные проблемы отечественного профильного образования, которые детальнее вырисовываются в зеркале «другого».
зарубежная школа, ориентация, профилизация, семья, взаимодействие.
Мы неслучайно вынесли в заголовок статьи некий фразеологизм. Это устойчивое словосочетание позволяет более точно обозначить векторы нашего исследования, исходящие из профильной школы как научного объекта, обусловленного исследовательскими интересами настоящего издания, и разнонаправленные в сторону социально и законодательно обусловленных ориентационных процедур, сопровождающих практически все этапы обучения за рубежом, в сторону педагогического и родительского сообществ, конкурирующих в значимости и приоритетах школьной ориентации и профилизации детей и молодежи. Зарубежный научный вектор, полагаем, рельефнее продемонстрирует важный смысловой слой исследовательской проблематики в контексте современных тенденций развития общества, общность современных социально-экономических вызовов, возникающих в условиях глобализационных процессов и выдвигающих в центр внимания проблемы образования и воспитания подрастающего поколения, роли в них семьи и школы. Главным действующим лицом исследования нами выбрана Франция, где на сегодняшний день более динамично и эмоционально, чем в остальных странах первого мира, разворачиваются события, касающиеся укрепления роли семьи и голоса родителей в деле ориентации учащихся на разнообразные профили обучения. Структура сегодняшней системы образования в стране окончательно сформировалась к середине ХХ в. Основными уровнями образовательной системы Франции являются: дошкольное образование (до 6 лет); начальное образование (6–10 лет); среднее образование (11–18 лет); высшее образование (табл. 1).
1. Орехова Е.Я. Воспитание в лицеях Франции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тула, 1999. - 148 с.
2. La loi d’orientation de 1989. Bulletin official traitent de l’éléction des représentants de parents d’élèves aux conseils d’administration des EPLE [Электронный ресурс]. URL: www.education.gouv.fr/thema/parents (дата обращения: 02.04.2018).
3. La place et le rôle des parents dans l’ école / Rapport IGEN/IGAENR, 2006.
4. Rakocevic R. Implication des parents dans la réussite à l’école : éclairages internationaux // Revue Éducation et formations. N85, novembre 2014. P.31-44.
5. Rallot O. Orientation: quell role pour parents? // Le Monde. 7 mars 2011.
6. Rochex J.-Y. Faut-il crier haro sur l’éducation prioritaire? Analyses et controverses sur une politique incertaine // Revue française de pédagogie, N194, 2016. P. 91-108.