УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению особенностей организации учебной деятельности в высшем учебном заведении. Подготовлена по результатам мониторинга студентов высших учебных заведений г. Пензы. В мониторинге приняли участие свыше 410 студентов из 6 региональных вузов. Рассмотрены элементы учебной деятельности студентов, такие как участие в учебном процессе, построение взаимоотношений в вузе, самостоятельная работа студентов. Выявлены основные проблемы студентов в организации учебного процесса, особенности проявления активности студентами на учебных занятиях, во время сдачи зачетов и экзаменов. Проанализирована психологическая атмосфера в вузах, в которых обучаются студенты, уровень построения взаимоотношений в студенческой среде. Даны ответы на многие вопросы, посвященные учебной деятельности студентов. По результатам проведенного исследования были разработаны рекомендации по повышению эффективности учебной деятельности студентов.

Ключевые слова:
учебная деятельность, студенческая молодежь, образовательный процесс, высшее учебное заведение.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Теоретические и методические подходы к изучению особенностей обучения студентов в высшем учебном заведении.

Подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их конкурентоспособности в условиях непрерывного роста потока информации выдвигает на первый план необходимость преобразований. В рамках модернизации российского образования становится приоритетным компетентностный подход, нацеленный на достижение новых образовательных результатов, способствующих комплексному развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. Конкурентные преимущества выпускников вузов заключаются не только в конкретных знаниях, но и в новых универсальных способностях личности и поведенческих моделях.

В связи с этим первостепенной задачей высшей школы на нынешнем этапе является повышение эффективности и качества обучения, что влечет за собой создание концепций повышения качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе. Данные концепции будут являться основой для разработки технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих качество подготовки специалистов и развитие их творческого потенциала в образовательном процессе.

В теории и практике накоплен богатый опыт изучения вопросов повышения эффективности обучения студентов. Известны работы таких авторов, как (С.И. Архангельского [1], Ю.К. Бабанского [2], В.А. Сластенина [8], А.В. Баранникова [3], В.Н. Бородулина [4]  и др.

Термин «учебная деятельность» относительно не новое понятие в психологии и педагогике. Уже в 40-х годах им пользовались достаточно активно. Можно сослаться на работы А.Н. Леонтьева [5] и С.Л. Рубинштейна [7]. Тем не менее, систематическое изучение учебной деятельности было предпринято только в 60-е годы. И более того, первые попытки как-то фундаментально исследовать, проанализировать этот вид деятельности человека встретили довольно скептическое отношение. Оно было обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от труда, игры, учебная деятельность представлялась достаточно искусственной конструкцией.

Учебная деятельность студента включает:

1. Участие в учебном процессе. На сегодняшний момент участие студентов в учебном процессе рассматривается как важный момент повышения качества получаемых студентами знаний. Однако уровень их участия зависит от управления университета, от того насколько широкие возможности вовлечения студентов предоставляет университет. Участие студентов в учебном процессе предполагает написание конспектов лекций.

Важным также является проявление активности на практических занятиях. В процессе обучения студенты проявляют активность на практических занятиях, благодаря участию в учебном процессе им будет проще сдать экзамены или зачеты и написание письменных работ, сдача экзаменов и зачетов. Написание курсовых и экзаменов преследуют цели оценить работу обучающихся за семестр, их полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, навыки самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач [9, с. 34].

 Учебная деятельность предусматривает посещение консультаций преподавателей, участие в производственных практиках. Во время обучения каждый студент может получить консультацию преподавателя по интересующему вопросу. В каждом вузе составляется график, когда проходят консультации с преподавателем. Каждый учебный год заканчивается производственной практикой, в процессе которой студенты могут ознакомиться со спецификой своего направления обучения на практике.

2. Построение взаимоотношений в вузе предполагает внутригрупповые взаимоотношения, взаимодействие с преподавателями, межгрупповое взаимодействие.

При построении взаимоотношений преподавателей со студентами в реальных современных условиях самим студентам важно понять главную идею – не ждать, пока преподаватели сначала «понравятся» студентам, а потом сами «предложат, что-нибудь интересное» и «организуют совместную деятельность».

Межгрупповые взаимоотношения – это система отношений между группами людей, социальными общностями, а также способы взаимодействия между ними.

3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов – это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания или обобщать ранее полученные знания. Можно выделить два вида самостоятельной работы студентов: на занятиях в вузе и выполнение письменных заданий.

Виды самостоятельной работы студентов: курсовые, контрольные работы; рефераты, доклады; эссе и практические задания; выпускные квалификационные работы.

Цель самостоятельной работы студентов – овладение методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социальных явлений и процессов, усиление научных основ практической деятельности [10, с. 32].

В рамках научной работы было проведено исследование, главная задача которого заключалась в анализе учебной деятельности студентов вузов г. Пензы. Проблеме учебной деятельности уделяется много внимания, что объясняется практической значимостью данной проблемы. В исследовании приняли участие 410 студентов.

В этом направлении изучены:

1) особенности учебной деятельности студентов;

2) основные аспекты построения взаимоотношений в студенческой среде;

3) особенности организации самостоятельной работы студентов.

Анализ учебной деятельности студентов высших учебных заведений

Управление учебной деятельностью студентов сегодня становится одним из первостепенных условий эффективности педагогического процесса. Сущность формирования учебной деятельности студентов заключается в создании условий, при которых индивид становится субъектом процесса обучения.

Именно поэтому так важно проведение анализа организации учебной деятельности студентов. В исследовании приняли участие 81% девушек и 19% юношей.

В качестве респондентов выступили студенты вузов г. Пенза, а именно Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (29%), Пензенского государственного университета (17%), Пензенского государственного технологического университета (16%), филиала Российского государственного университета (14%), Пензенского государственного аграрного университета (17%) (табл. 1.).

 

Таблица 1

Студенты вузов, принявших участие в исследовании

 

                                          Наименование вуза               

 

Всего

%

1.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС)

119

29

2.

Пензенский государственный университет (ПГУ)

67

17

3.

Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ)

68

16

4.

РГУ (Российский государственный университет)

57

14

5.

Пензенский государственный аграрный университет (ПГСХА)

72

17

6.

Другое (СГА, ВЗФЭИ ПФ )_________________

27

7

 

Итого

410

100

 

По мнению 31% студентов, основной проблемой учебного процесса является недостаточное количество выделяемых часов для изучения наиболее значимых предметов.

26% студентов не находят проблем в организации учебного процесса. 19% студентов отмечают несоответствие изучаемых дисциплин получаемой квалификации, а 15,8% студентов считают, что в вузе низкий уровень качества преподавания. Меньшее число студентов среди проблем отмечали перегруженность аудиторными занятиями (4,4%), проблемы в организации приема зачетов и экзаменов (1,7%), устаревшая система получения знаний (1,2%) и устаревшие методы преподавания дисциплин (0,9%)(табл. 2.).

                       

Таблица 2

Основные проблемы в организации учебного процесса

№ п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

  1.  

Недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых дисциплин

127

31,0

  1.  

Проблем нет

106

26,0

  1.  

Несоответствие изучаемых дисциплин получаемой квалификации

78

19,0

  1.  

Качество преподавания

65

15,8

  1.  

Перегруженность аудиторными занятиями

18

4,4

  1.  

Организация приема зачетов и экзаменов

7

1,7

  1.  

Устаревшая система получения знаний

5

1,2

  1.  

Устаревшие методы преподавания дисциплин

4

0,9

 

Итого

410

100

 

62% респондентов не пропускают учебные занятия и 36% респондентов стараются уменьшить частоту пропусков занятий. Это свидетельствует о том, что студенты ответственно подходят к процессу обучению.

62% студентов часто отвечают на практических занятиях, а 34% студентов редко проявляют активность на практических занятиях. Только 4% студентов не отвечают на практических занятиях.

 

 

 

Таблица   3

Проявление активности студентами на практических занятиях

№ п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

1.

Часто проявляют активность      

253

62,0

2.

Редко проявляют активность

140

34,0

3.

Не отвечают на практических занятиях

17

4,0

 

Итого

410

100

 

Практически все респонденты (96%) вовремя сдают сессию. Полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты хорошо учатся и ответственно относятся к обучению в вузе, так как стараются вовремя закрыть сессию (табл. 4).

Таблица 4

Время сдачи студентами экзаменационной сессии

№ п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

1.

Вовремя сдают сессию

394

96,0

2.

Позже всех сдают сессию

16

4,0

3.

Итого

410

100

 

В процессе исследования студентам предлагалось оценить уровень взаимоотношений в вузе по таким критериям, как доброжелательные, нормальные, официальные, напряженные.  По мнению респондентов, доброжелательные отношения складываются между  студентами в вузе. Так считают 56% респондентов, 40% респондентов отмечают, что с преподавателями отношения доброжелательные. Внутригрупповые отношения, по мнению респондентов, также доброжелательные. Так считают 37% респондентов и со старостами групп у респондентов также отношения доброжелательные  (58%). Официальные отношения у респондентов складываются с сотрудниками вуза (56%) и с преподавателями (13%).

Морально-психологическую атмосферу в вузе респонденты оценивают, как доброжелательную (56%) и нейтральную (38%), и 6% респондентов считают напряженной.  Таким образом, можно сказать, что в вузах, в которых обучаются респонденты, присутствует доброжелательная обстановка, которая помогает респондентам получать удовольствие от обучения (табл. 5).

 

Таблица 5

Морально-психологическая атмосфера в вузе

п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

1.

Доброжелательная

229

56,0

2.

Нейтральная

155

38,0

3.

Напряженная

26

6,0

4.

Итого

410

100,0

 

Результаты проведенного исследования показывают, что 65% респондентов полностью удовлетворены отношениями в студенческом коллективе и 31% скорее удовлетворены. Можно сказать, что у студентов в коллективе хорошие отношения, которые их полностью устраивают.

В рамках исследования проводился анализ коэффициента сплоченности студенческих групп.  17% студентов отметили, что коэффициент сплоченности в их студенческой группе выше 0,6. Большинство студентов (52,4%) не рассчитывали данный показатель сплоченности группы.  29,2% студентов отметили низкий показатель сплоченности своей студенческой группы – ниже 0,2. (табл. 6).

 

Таблица 6

Оценка коэффициента сплоченности в студенческих группах

№ п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

1.

Ниже 0,2

120

29,2

2.

0,3-0,6

58

14,1

3.

0,6-1

17

4,3

    4.

Не рассчитывали коэффициент сплоченности

215

52,4

Итого

 

410

100

 

Результаты исследования показывают, что продолжительность затяжных конфликтов в студенческой группе респондентов – 1–3 дня, так считают 53% респондентов и 40% респондентов считают, что конфликты в студенческой группе длятся 4–7 дней. Это свидетельствует о том, что в студенческих группах хоть и возникают конфликты, но продолжительность их возникновения не долгая, чаще всего 1 день.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса [11, с. 492].

43% студентов отмечают, что неоднократно принимали участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Наряду с этим столько же студентов (44%) редко принимают участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. В результате этого важно отметить, что респонденты активны в целях своего развития, это проявляется в их участии в олимпиадах, конкурсах и конференциях (рис. 2).

Результаты проведенного исследования позволили выявить основные мероприятия, в которых принимают участие респонденты. 30% респондентов принимают участие в студенческих научных конференциях, 23% – в спортивных соревнованиях, 30% –  в культурно-массовых мероприятиях, 23% – в спортивных мероприятиях. Таким образом, можно сказать, что студенты участвуют не только в научной деятельности вуза, но и в культурно-массовых мероприятиях.

 

Таблица 7

Мероприятия, в которых принимали участие студенты

№ п/п

Варианты ответов

Всего

Чел.

%

1.

Студенческие научные конференции

123

30

2.

Предметные олимпиады

28

7

3.

Спортивные соревнования

123

23

4.

Культурно-массовые мероприятия

94

30

5.

Патриотические мероприятия

42

10

Итого

 

410

100

 

Результаты проведенного исследования показывают, что респонденты в свободное время от учебы подрабатывают (29%), читают книги и художественную литературу (37%), готовятся к учебным занятиям, читают дополнительную учебную и научную литературу (27%), получают дополнительную профессиональную подготовку, посещают обучающие курсы, семинары (22%) и 23% отдыхают.

По результатам проведенного исследования были разработаны рекомендации по повышению эффективности учебной деятельности студентов.

В современных условиях перед руководствами вузов поставлена задача формирования специалиста, способного находить оптимальное решение в нестандартных ситуациях. В связи с этим предъявляются особые требования к организации учебного процесса.

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения:

  1. Создание условий для усвоения изучаемого материала студентами.
  2. Создание возможностей для максимального развития.
  3. Совершенствование  структуры учебного процесса.
  4. Увеличение доли самостоятельной работы на занятиях.
  5. Сокращение времени на контроль знаний.
  6. Организация учебной деятельности с учётом активизации всех компонентов ее внутренней структуры.
  7. Формирование положительной мотивации студентов к учебному процессу.
  8. Систематический контроль учебных достижений студентов.

Для совершенствования учебного процесса необходима также совместная работа преподавателей кафедр дисциплин, так как руководство процессом формирования знаний, умений и навыков у студентов осуществляется не только через личность преподавателя, но и на уровне кафедральной системы управления, направленной, во-первых, на обеспечение единства педагогических воздействий всего коллектива кафедры; во-вторых, на взаимосвязь с другими кафедрами института, координацию их деятельности, установление единства в преподавании всех дисциплин [6, с. 92].

Для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество со студентами. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам.

Важно и сотрудничество студентов между собой в процессе обучения на занятии. Часто преподаватели бывают строги, когда запрещают студенту в процессе работы над учебным материалом посоветоваться, попросить его помощи или оказать ему помощь.

И еще один из важных вопросов обучения. Чем чаще студент отвечает, чем чаще он узнает правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если студент готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, но такого ощущения не должно происходить, поскольку студент должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора.

На занятиях необходимо отводить время для ежедневных письменных работ, обязательно ежедневно оценивать эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить тех студентов, которые что-то не доработали, и помочь им.

Нужно выработать привычку смотреть на учебный материал глазами студента, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые могут ожидать студентов в процессе обучения.

Интересной формой самостоятельной работы для практических занятий на старших курсах являются «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными профессиональными ситуациями или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам. Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность научиться разрабатывать и принимать решения.

Умение работать самостоятельно необходимо студентам не только для успешного овладения специальными дисциплинами, но и для дальнейшей творческой деятельности на практике с учетом непрерывности процесса самообучения. Следовательно, оно является как средством, так и целью обучения. Одна из основных задач вуза состоит в том, чтобы не только донести студентам какой-то комплекс знаний, но и научить их работать самостоятельно.

В привитии студентам навыков самостоятель­ной работы целесообразно использовать выступления отличников учебы старших курсов об опыте планирования своей самостоятельной работы, ведения кон­спектов и работы с ними, конспектирования первоисточников и нормативно-правовых актов, выполнения практических и лабораторных работ. Такой подход предупреждает первокурсников о наиболее общих ошибках в организации своей самостоятельной работы.

Таким образом, для повышения эффективности учебной деятельности студентов важно повысить уровень организации учебного процесса, который поможет повысить уровень заинтересованности студентов к обучению. Преподаватель должен стремиться привлекать студентов к обучению путём предоставления актуального материала на практических занятиях, побуждение студентов к самостоятельной работе. В привитии студентам навыков самостоятель­ной работы целесообразно использовать выступления отличников учебы старших курсов об опыте планирования своей самостоятельной работы, а также разработать методические пособия как работать самостоятельно.

Список литературы

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы. Учебник - М.: Высшая школа, 2012. - 368 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник: Просвещение, 2011.

3. Баранников А.В. Организационно-учебная работа в современных условиях распределенного образования // История и педагогика естествознания. -- 2016. - №2. - С. 21-28.

4. Бородулин В.Н. Психологическое обеспечение адаптации студентов к обучению в вузе: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. - 19 с.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Учебник - М., - 1983. - Т.1. - 324 с.

6. Резник С.Д., Черниковская М.В. Управление личностной культурой студенчества - важный фактор повышения социокультурного уровня общества//Russian Journal of Management. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 91-97.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учебник - В 2 т.- Т. II. - М.: Педагогика,1989. - 357 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

9. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учеб. пособие для студентов психологических и педагогических вузов - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 176 с.

10. Черниковская М В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2011.

11. Черниковская М.В. Управление организационной культурой в студенческой среде как средство повышения качества образования // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 491-498.

Войти или Создать
* Забыли пароль?