ПРОЦЕССЫ ПЕРОКСИДАЦИИ ЛИПИДОВ В ЭНДОТЕЛИИ АРТЕРИИ ПУПОВИНЫ ПРИ ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – изучение процессов пероксидации липидов и их влияния на структуру эндотелия артерии пуповины новорожденных от матерей, перенесших обострение цитомегаловирусной (ЦМВ) инфекции в третьем триместре беременности. Объект исследования – 45 образцов пуповины, взятых при родах от женщин, перенесших обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности (основная группа), и 25 образцов пуповины от практически здоровых женщин (контрольная группа). Клинический диагноз первичной ЦМВ инфекции устанавливали по наличию в периферической крови антител IgМ к ЦМВ, низкоавидных IgG (индекс авидности <50%), а также ДНК ЦМВ, выявляемой методом полимеразной цепной реакции в крови или моче; обострение хронической ЦМВ инфекции – по наличию IgМ к ЦМВ, высокоавидных IgG (индекс авидности >65%), а также ДНК ЦМВ в соскобах с буккального эпителия. Перекиси липидов в эндотелии артерии пуповины выявляли по методу Винклера-Шульце. Морфологическое исследование пуповины проводили гистохимическими методами. Результаты гистохимического исследования свидетельствуют о том, что обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности ассоциировано с окислительным стрессом, обусловливающим истощение защитных систем и оксидантного потенциала, что приводит к развитию значительной окислительной деструкции эндотелия артерии пуповины новорожденных. Выявленные морфогистохимические изменения в тканях пуповины при ЦМВ инфекции могут отражаться на функциональном состоянии данного органа и являться морфологическим субстратом для возникновения его дисфункции, главным образом, основой для нарушения фетоплацентарного кровообращения, обусловливающего развития гипоксии.

Ключевые слова:
пероксидация липидов, эндотелий пуповины, цитомегаловирусная инфекция, новорожденные.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одной из главных проблем современного акушерства является снижение перинатальной заболеваемости и смертности. В 75% случаев причинами перинатальной смертности служат гипоксия плода, асфиксия новорожденного и внутричерепная травма гипоксического генеза, обусловленные патологией пуповины [4, 13, 14].

В основном исследователи уделяют внимание состоянию плода и плаценты, нарушение функции пуповины обычно рассматривают только в связи с тугим обвитием вокруг шеи плода и образованием истинного узла [13]. Пуповина представляет собой орган, который играет динамическую роль в процессах взаимодействия двух организмов – матери и плода, а различные нарушения функции пуповины могут быть причиной серьезных патологических процессов у плода и новорожденных детей [7].

Изучение окислительного стресса в фетоплацентарной системе (плацента, периферическая кровь матери и кровь пуповины) широко представлено в материалах исследований [1, 6], в том числе и данные, полученные нами ранее [2, 3]. Показано, что первичная цитомегаловирусная (ЦМВ) инфекция способствует окислительному стрессу в эндотелиальных клетках и снижает биодоступность оксида азота (II) [12]. Обострение ЦМВ инфекции ассоциировано с высокой экспрессией фермента 5-липооксигеназы в эндотелиальных клетках пуповины, что сопровождается повышенным биосинтезом провоспалительного лейкотриена В4, который способствует локальному воспалению в сосудистой сети [8]. Следует указать о том, что в регуляции окислительного стресса, апоптоза и пролиферации клеток в эндотелиоцитах пупочной вены человека участвует эндотелин-1, который опосредует окислительный стресс через эндотелин В рецептор/НАДФН-оксидазы зависимых путей [9].

Цель исследования – изучение процессов пероксидации липидов и их влияния на структуру эндотелия артерии пуповины новорожденных от матерей, перенесших обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности.

 

Материалы и методы исследования

 

Исследование проведено на базе лаборатории механизмов этиопатогенеза и восстановительных процессов дыхательной системы при неспецифических заболеваниях легких ДНЦ ФПД совместно с ГАУЗ АО «Благовещенская городская клиническая больница».

Объектом для исследования послужили 45 образцов пуповин, взятых при родах от женщин, перенесших в обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности – основная группа. Контрольную группу составили 25 образцов пуповины от практически здоровых женщин. Средний возраст рожениц основной группы составил 24,5±0,5 года и значимо не отличался от контрольной группы – 23,6±0,3 года (р>0,05).

Критериями включения в исследование явились: обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности; острая респираторно-вирусная инфекция, сопровождающаяся ринофарингитом; стойкая клиническая ремиссия герпес-вирусной инфекции.

Критерии исключения из исследования: первичная ЦМВ инфекция; обострение других воспалительных заболеваний экстрагенитальной патологии; наличие инфекций, передающихся половым путем.

Клинический диагноз первичной ЦМВ инфекции устанавливали по наличию в периферической крови антител (иммуноглобулин, Ig) класса М к ЦМВ, низкоавидных IgG (индекс авидности <50%), а также ДНК ЦМВ, выявляемой методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в крови или моче; обострение хронической ЦМВ инфекции – по наличию IgМ к ЦМВ, высокоавидных IgG (индекс авидности >65%), а также ДНК ЦМВ в соскобах с буккального эпителия.

Определение типоспецифических антител (Ig) классов М и G, индекса авидности антител класса G осуществляли методом иммуноферментного анализа на микропланшетном ридере Stat Fax 2100 (США) с использованием стандартных тест-систем ЗАО «Вектор-Бест» (Новосибирск). Выявление ДНК ЦМВ проводили методами ПЦР на аппарате ДТ-96 с использованием наборов НПО «ДНК-технология» (Москва).

Гистохимические исследования выполняли на срезах пуповины, приготовленных на замораживающем микротоме. Перекиси липидов в эндотелии артерии пуповины выявляли по методу Винклера-Шульце с использованием в качестве субстрата n-амино-N,N-диметилфенилендиамин на парафиновый срезах после фиксации 4% раствором параформальдегида на фосфатном буфере (pH 7,4) [5]. Полученные данные анализировали с помощью программы Scion (США) на цифровом микроскопе MEIJI (Япония).

Для изготовления полутонких срезов пуповину фиксировали на холоде в 2,5% глютаральдегиде на 0,1 М какодилатном буфере, заливали в аралдит и эпон 812. Полутонкие срезы толщиной до 1 мкм готовили на ультрамикротоме LKB-8800 (Швеция) и окрашивали толуидиновым синим.

Статистический анализ и обработка данных проводился с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0. Определение достоверности различий средних значений сравниваемых параметров между разными выборками (M±m) проводилось с использованием непарного t-критерия Стьюдента (р).

Исследования проведены в соответствии с кодексом этических принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации с поправками 2013 г. и правилами клинической практики в РФ, утвержденными приказом Минздрава РФ №200н от 1 апреля 2016 года. На проведение исследования от каждой женщины было получено информационное согласие.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Перекисное окисление липидов и окислительный стресс играют ключевую роль в дисфункции эндотелиальных клеток и являются одним из патогенных факторов развития сосудистых заболеваний в период беременности [11].

Ранее мы установили, что в условиях ЦМВ инфекции отмечаются признаки системной активации окислительного стресса в крови пуповины новорожденных детей [3]. Очевидно, в данных условиях будет наблюдаться активация пероксидации липидов и в эндотелии сосудов пуповины, что подтверждалось гистохимическими исследованиями. Была выявлена высокоактивная реакция на перекиси липидов в эндотелии артерии пуповины новорожденного при обострении ЦМВ инфекции у матери (рис. 1а). Средние значения цитофотометрических показателей составили 89,30±1,40 усл. ед. (p<0,001), что значимо выше, чем в контроле – 12,7±0,80 усл. ед. (рис. 1б).

Накопление перекисей липидов, образующихся при окислении арахидоновой кислоты в эндотелии артерии пуповины, приводит к увеличению проницаемости клеток эндотелия, их повреждению и апоптозу [10].

 

 

А

 

Б

 

Рис. 1. Эндотелий артерии пуповины новорожденного. Реакция на перекиси липидов по Винклеру-Шульце. Увеличение: 15×40. А – основная группа. Б – контрольная группа.

 

 

А

 

Б

 

Рис. 2. Артерия пуповины. Обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. А – деструктивные изменения клеток эндотелия; увеличение: 15×90. Б – инфильтрация и отек подэндотелиального слоя; увеличение: 15×40.

 

Морфологически это проявлялось в деструкции цитоплазмы и ядер клеток эндотелия, что приводило к нарушению взаимоотношения клеток с базальной мембраной и десквамации эндотелиоцитов в просвет сосудов (рис. 2а). Местами отмечался отек подэндотелиального слоя и инфильтрация лейкоцитами, что поддерживало воспалительную реакцию (рис. 2б).

 

Заключение

 

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что обострение ЦМВ инфекции в третьем триместре беременности ассоциировано с окислительным стрессом, обусловливающим истощение защитных систем и оксидантного потенциала, что приводит к развитию значительной окислительной деструкции эндотелия артерии пуповины новорожденных. Выявленные морфогистохимические изменения в тканях пуповины при ЦМВ инфекции могут отражаться на функциональном состоянии данного органа и являться морфологическим субстратом для возникновения нарушений его функций, главным образом, основой для нарушения фетоплацентарного кровообращения, приводящего к  развитию гипоксии.

Список литературы

1. Арутюнян А.В., Шестопалов А.В., Акуева М., Шестопалова М.А., Буштырева И.О. Роль кислорода и его метаболитов в развитии плаценты // Журнал акушерства и женских болезней. 2008. Т.57, №4. С.115-121.

2. Дорофиенко Н.Н., Андриевская И.А., Ишутина Н.А. Провоспалительные цитокины и состояние эндотелия сосудов пуповины при цитомегаловирусной инфекции // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т.132, №1. С.58-61.

3. Ишутина Н.А., Дорофиенко Н.Н. Взаимосвязь изменений состава ω-6 полиненасыщенных жирных кислот и свободно-радикальных процессов в мембране эритроцитов крови пуповины новорожденных при цитомегаловирусной инфекции // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2016. Т.1, №3-2(109). С.29-32.

4. Коган Я.Э. Патология пуповины и ее роль в перинатальных осложнениях // Практическая медицина. 2016. №1(93). С.22-25.

5. Лилли Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия. М.: Мир, 1969. 646 с.

6. Прокопенко В.М., Павлова Н.Г. Роль про- и антиоксидантной систем в развитии дисфункции плаценты человека // Физиология человека. 2017. Т.43, №6. С.115-123.

7. Прохоров В.Н., Прохорова О.В., Медведева С.Ю. Морфология пуповины человека при некоторых патологических состояниях беременных // Уральский медицинский журнал. 2014. №4(118). С.30-33.

8. Benard M., Straat K., Omarsdottir S., Leghmari K., Bertrand J., Davrinche C., Duga-Neulat I., Söderberg-Nauclér C., Rahbar A., Casper C. Human cytomegalovirus infection induces leukotriene B4 and 5-lipoxygenase expression in human placentae and umbilical vein endothelial cells // Placenta. 2014. Vol.35, №6. P.345-350. doi:https://doi.org/10.1016/j

9. Dong F., Zhang X., Wold L.E., Ren Q., Zhang Z., Ren J. Endothelin-1 enhances oxidative stress, cell proliferation and reduces apoptosis in human umbilical vein endothelial cells: role of ETB receptor, NADPH oxidase and caveolin-1 // Br. J. Pharmacol. 2005. Vol.145, №3. P.323-333. doi:https://doi.org/10.1038/sj.bjp.0706193

10. Fang W.T., Li H.J., Zhou L.S. Protective effects of prostaglandin E1 on human umbilical vein endothelial cell injury induced by hydrogen peroxide // Acta Pharmacol. Sin. 2010. Vol.31, №4. P.485-492. doi:https://doi.org/10.1038/aps.2010.23

11. Gupta S., Agarwal A., Sharma R.K. The role of placental oxidative stress and lipid peroxidation in preeclampsia // Obstet. Gynecol. Surv. 2005. Vol.60, №12. P.807-816. doi:https://doi.org/10.1097/01.ogx.0000193879.79268.59

12. Leskov I.L., Whitsett J., Vasquez-Vivar J., Stokes K.Y. NAD(P)H oxidase and eNOS play differential roles in cytomegalovirus infection-induced microvascular dysfunction // Free Radic. Biol. Med. 2011. Vol.51, №12. P.2300-2308. doi:https://doi.org/10.1016/j.freeadbiomed.2011.09.03

13. Westover T., Gurman E.R., Shen-Schwarz S. Prenatal diagnosis of an unusual nuchal cord complication in monoamniotic twins // Obstet. Gynecol. 1994. Vol.84, №4(Pt.2). P.689-691.

14. Westover T., Sengupta S., Shen-Schwarz S. Further complications in the stuck twin syndrome: decubiti ulcerations and iatrogenic exsanguination // Am. J. Perinatol. 1995. Vol.12, №6. Р.401-413.

Войти или Создать
* Забыли пароль?