сотрудник с 01.12.2014 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Как экономическая категория инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения создания и реализации нововведения. Сущность категории проявляется в ее функциях и отражает внешнее проявление ее свойств в системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.
инновация, классификация, функции, инновационная деятельность, сфера применения.
Исходя из определения понятия «инновация» и его экономической сущности, предлагается классификация функций инновации, отражённая на рис. 1. Основная цель инновации – получение конкурентных преимуществ и положительного социально-экономического эффекта, что представляет собой функцию конкурентоспособности [1]. Она совпадает с основной целью предпринимательской деятельности, что побуждает её субъектов к новым инновациям, усовершенствованию методов их сопровождения (маркетинг, управление финансами, логистика и т.д.), что является стимулирующей функцией.
Инновационные процессы во всем мире выступают в качестве важнейшего фактора роста экономики, что говорит о функции экономического развития [2]. Реализация инновации – комплексный процесс, объединяющий в себе различные сферы деятельности человека: науку, технику, экономику, управление, юриспруденцию, социологию. Следовательно, не будет преувеличением говорить об интеграционной функции инновации.
Рис. 1. Классификация функций инновации
Существует множество определений инновационной деятельности, среди которых особо выделяется определение, представленное в третьей редакции руководства Осло, так как оно было подготовлено группой высококвалифицированных экспертов ОЭСР на основе широкой теоретической и практической базы. Согласно этому руководству, инновационная деятельность – это все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые прямо или косвенно ведут к внедрению инноваций. Обращает на себя внимание употребление термина «внедрение». Поскольку инновация уже сама по себе есть новшество, внедренное в хозяйственный оборот, то употребление этого термина в определении инновационной деятельности приводит к тавтологии. Предлагается следующее определение: инновационная деятельность – это все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, направленные на достижение конечного результата в виде инновации.
По существу, это деятельность, направленная на организацию и осуществление инновационного процесса, который направлен на создание и распространение нововведений, а не на преобразование нематериальных ресурсов в материальные и вовлечение их в хозяйственный оборот в процессе их потребления, так как результатом инновационного процесса могут быть инновации нематериального характера.
Основные этапы инновационного процесса должны включать в себя результаты маркетинговых исследований [3], на основе которых проводятся прикладные исследования, ведущие к разработке нововведений, которые имеют шанс стать инновацией. Вслед за этим осуществляется диффузия инновации, то есть процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли [4].
Основываясь на анализе теоретических и нормативно-правовых материалов, под инновационной деятельностью будем подразумевать деятельность, включающую в себя процессы по выработке идеи, её маркетинговому сопровождению, проведению НИОКР, юридическому сопровождению, а также финансовому, кадровому и информационному обеспечению этих процессов [5]. Итогом инновационной деятельности является нововведение, готовое к использованию в практической деятельности [6].
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования подразумевают наличие большого числа критериев, согласно которым можно провести их классификацию. Следует заметить, что обычно в российской литературе, посвящённой исследованию классификации инноваций, английское слово «incremental» в основном переводится как «улучшающий», что представляется неверным. Термин «улучшающий» подразумевает наличие ухудшающих инноваций, что противоречит смыслу понятия. В английском языке существуют аналогичные грамматические конструкции и положительной приставке «in» соответствует отрицательная «dis», что неприменимо в данном случае, слова «discremental» просто нет в английском словаре, incremental переводится как «возрастающий, поднимающийся, увеличивающийся». Термин «усовершенствующие» полностью согласуется с данным переводом, а также устраняет вышеуказанные неточности.
Немецкий ученый Г. Менш разделил все нововведения на базисные (те, которые формируют новые отрасли промышленности, виды профессий, открывают новые сферы человеческой деятельности) и усовершенствующие (технические усовершенствования в уже сложившихся отраслях). По его мнению, а также, по мнению ряда других учёных, следует также включать в классификацию «псевдонововведения», незначительно модифицирующие их объект и имитирующие новизну, что не согласуется со смыслом понятия «классификация», которое подразумевает наличие общих признаков. Псевдо (от греч. pséudos – ложь) – это часть сложных слов, означающая: «ложный, мнимый, кажущийся»; значит псевдонововведения не являются нововведениями вообще и не подлежат классификации.
Согласно голландскому ученому А. Кляйнкнехту базисные нововведения конструируют новую технологическую парадигму, согласно термину, введенному А. Доси, а усовершенствующие возникают в рамках существующей. В свою очередь, Дж. Ван Дайн разделил нововведения на четыре различных типа: продуктовые, создающие новые отрасли; продуктовые в соответствующих отраслях; процессы нововведений в существующих отраслях; процессы нововведений в базисных отраслях (связанных в основном с добычей и переработкой природных ресурсов).
Представляется, что следует согласиться с данными исследователями и принять в основу классификации инноваций их деление, согласно степени влияния на сложившийся технологический уклад, на: базисные, характеризующиеся значительным долгосрочным влиянием, и усовершенствующие, целью которых является повышение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках. Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления [7], и в зависимости от сферы применения включают виды, представленные на рис. 2.
Во второй половине ХХ в. научно-технический и технологический факторы приобрели определяющее значение в экономике многих стран мира в международных экономических и политических отношениях [8]. Новые технологии потребовали внедрения экономически наиболее эффективных форм организации инновационного процесса при наивысшей степени интеграции науки, производства и сбыта [9]. Тесная интеграция способствует ускорению цикла разработки нового изделия, его происхождения от момента возникновения технической идеи до появления продукта на рынке [10].
Рис. 2. Классификация инноваций
Еще К. Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. По мнению М. Портера, «за исключением очень небольшого числа случаев инновации являются результатом необычных усилий». Поэтому для стимулирования инновационного процесса во всех развитых странах существуют программы правительственной поддержки продвижений технологий на внутренний и мировой рынки [11].
В 1987 г. известный исследователь инноватики К. Фримен для объяснения национальных различий в уровнях технологического развития предложил понятие национальной инновационной системы (рис. 3), под которой подразумевал: «сеть институтов государственного и частного секторов, взаимодействие и деятельность которых инициирует создание, внедрение и распространение новых технологий». А эффективность инновационного развития экономики в рамках данной системы зависит не только от деятельности хозяйствующих субъектов в отдельности, но и от их взаимодействия «в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как: ценности, нормы, право)». Инновационная деятельность рассматривается в качестве основного движущего фактора экономического роста национальных экономик. Но нельзя забывать и о важности восприятия новшеств обществом. Друкер пишет: «Технологии можно импортировать по низким ценам и при минимально культурном риске. Но для того чтобы успешно росли и развивались институты, они должны быть прочно укоренены в культуре».
Рис. 3. Национальная инновационная система
Играя важнейшую роль в функционировании национальной инновационной системы (НИС) и «сетевой экономики», наука сама базируется на сетевых связях, как внешних, так и внутренних. Наука в полной мере обладает теми признаками, которые позволяют рассматривать ее как динамичную, сложную, неоднородную по составу, организованную систему, в которой различные виды ресурсов функционируют в непосредственном взаимодействии друг с другом, объединенные общей целью научной деятельности.
Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень рисков, делают невозможным успешное осуществление инноваций без наличия эффективной инновационной инфраструктуры, учитывающей потребности страны и особенности регионов. Важными звеньями всей цепи управления ресурсным обеспечением инноваций являются определённые стадии оценки результатов управления и обеспечения обратной связи.
Высшим учебным заведениям отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста на основе знаний и в формировании демократического и социально взаимосвязанного общества. Высшее образование способствует совершенствованию институционального режима посредством подготовки компетентных и ответственных специалистов, которые требуются для умелого управления макроэкономикой и государственным сектором.
Академическая деятельность вузов и научные исследования в системе образования служат важнейшей опорой для национальных инновационных систем. Вузы также зачастую составляют костяк национальной информационной системы. Нормы, ценности, установки и этические принципы, которые прививаются студентам в вузах, закладывают фундамент социального капитала, необходимого для формирования здорового гражданского общества и социально связующей культуры – того, что лежит в основе хорошей системы управления и демократической политической системы. Согласно данным последних исследований, о детерминирующих факторах инновационного потенциала, страны, которые сосредоточили большую часть своих научных исследований и опытных разработок в сфере образования, сумели добиться гораздо более высокой результативности инновационной деятельности.
1. Ковалев А.П., Попов Д.В. Повышение функционально-структурной устойчивости производственно-коммерческих сетей // Организатор производства - 2013, №1 - С. 18-22 (0,32 п.л.).
2. Пономарев М.А., Копылова Н.А. Предпринимтельство: проблемы управления и перспективы развития // Научно-практический журнал "Экономика и управление: проблемы и решения" № 2, том 3 (62), 2017, февраль.
3. Стандартизация требований к электронным образовательным ресурсам с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений Левин М.В., Сосенушкин С.Е. Открытое образование. - 2015. - № 1 (108). - С. 33-36.
4. Позднеев Б.М., Дубровин А.В., Левченко А.Н., Куприяненко И.А. Процессно-ориентированное управление и обеспечение качества и безопасности процессов и продукции в условиях цифрового машиностроительного производства // Вестник МГТУ «Станкин». - 2015. - № 3 (34). - С. 81-87.
5. Шебаров А.И., Андреев В.Н. Управление техническим капиталом как инструмент обеспечения результативности инновационного развития промышленного предприятия // Организатор производства. - 2011. - Т. 50. - № 3. - С. 84-88.
6. Андреев В.Н., Конончук Т.В. Информационный капитал промышленного предприятия: идентификация категории, проблемы управления в условиях импортозамещения // Вестник МГТУ Станкин. - 2015. - № 2 (33). - С. 130-135.
7. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н. Промышленные кластеры как инструмент эффективного управления технологическим капиталом // Главный механик. - 2012. - № 5. - С. 22-27.
8. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н. Технологический капитал: методологические основы концепции // Вестник МГТУ Станкин. - 2016. - № 1 (36). - С. 81-85.
9. Андреев В.Н., Еленева Ю.Я., Красовский Г.В. Разработка механизма государственной поддержки инновационных секторов экономики (на примере цифрового производства) // Инновации. - 2015. - № 8 (202). - С. 18-25.
10. Мусаелян И.К. Акценты развития научной школы теории управления. // Управление, №2 (12) - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016, с. 49-53.
11. Волков А.Т., Дегтярева В.В., Устинов В.С. Особенности инновационного предпринимательства в условиях развития национальной технологической инициативы // Инновации. - 2017. - №11 (229). - С. 54-59.