ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН – ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья рассматривает процесс формирования механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза.

Ключевые слова:
внешняя торговля, Европейский союз, ЕС, Евросоюз, новые страны – члены ЕС, внешнеторговая конкурентоспособность.
Текст

 

На современном этапе развития мировой торговли крупнейшим ее коллективным субъектом остается Европейский союз (ЕС). На данное региональное интеграционное объединение приходится не менее 1/3 объемов международного обмена товарами и услугами (подробнее см.: [1–28]).

В этой связи целесообразно проанализировать механизмы повышения внешнеторговой конкурентоспособности стран – членов Европейского союза, делая акцент на несколько отстающих – так называемых новых странах – членах блока. В проведенном исследовании авторами систематизированы основные институциональные формы повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС (здесь и далее см.: [29–38]). К основным векторам развития институциональных механизмов повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС следует отнести:

1. Стратегию «Agenda 2000», основными принципами которой были: концентрация помощи новым странам – членам ЕС, упрощение институционального сопровождения внутриевропейской торговли,  ориентация внешнеторговых преференций на подготовку к дальнейшему расширению Евросоюза на Восток.

2. Перезапуск «Лиссабонской стратегии» экономического развития Евросоюза, основанный на закреплении приоритета развития инновационной экономики и «зеленой энергетики». В основу новой концепции евроинтеграции легли три фундаментальные цели финансирования наднациональных структурных фондов и Фонда сплочения: цель № 1 – конвергенция восточноевропейских экономик; цель № 2 – рост региональной конкурентоспособности и занятости; цель № 3 –  расширение европейской  территориальной кооперации.

3. Стратегию «Европа 2020», в основе которой лежат такие принципы, как «Устойчивый рост, основанный на научных знаниях» и «Общество для всех». «Европа 2020» закрепила пять основных приоритетов выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза: занятость, образование, инновация, демаргинализация, климат и энергетика.

Таким образом, в рамках указанных стратегических направлений общеевропейского торгового регулирования, политика социально-экономического выравнивания, наряду с агропромышленной  и транспортной политикой, является ключевым аспектом Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, обеспечивая функционирование  одного из наиболее емких внутренних рынков на планете. Европейская сфера экспортно-импортной торговли включает в себя более 12 миллионов занятых, что в условиях последнего мирового финансового кризиса, благодаря политике оптимизации внутриевропейских торговых потоков, способствовало минимизации отрицательных последствий мировой рецессии для экономического развития стран – членов ЕС.

Важным для Европейского союза итогом развития институциональных форм повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС является упрощение административных механизмов и инструментов реализации политики социально-экономического выравнивания. С вхождением в Евросоюз новых стран-членов Европейской комиссией сокращено количество целей финансирования с шести до двух, а также было сокращено количество  европейских фондов, реализующих функции социально-экономического  вырав­нивания, до трех. В настоящее время ядро организационного механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза составляют два европейских социальных фонда: Фонд сплочения и Европейский фонд регионального раз­вития.

Рассмотрим финансовые аспекты механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза. С вхождением в Евросоюз новых стран-членов доля расходов на повышение внешнеторговой конкурентоспособности постепенно увеличивалась, превысив в 2007 г. треть бюджета Европейского союза, а в рамках реализации многолетнего плана на  2014–2020 гг. данная статья расходов составит 325 млрд евро или около 34% от бюджета ЕС.

Среди указанных выше европейских фондов структурного и регионального развития наибольшая часть финансовых ресурсов аккумулируется Европейским фондом регионального развития.

Адаптационный механизм экономических систем новых стран – членов ЕС рассматривается как комплекс пошагово реализующихся стратегических трансформаций, направленных на интенсивное взаимодействие с европейскими наднациональными институтами и странами-партнерами. Адаптационный механизм относительно к вариативным социально-экономическим условиям генерируется с учетом того, что та или иная территория обеспечена природными и трудовыми ресурсами, также принимается во внимание баланс экономических интересов и уровень социальной ответственности.

Адаптером, формирующим процессы повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза к изменяющимся внешнеторговым условиям,  является совокупность факторов: институциональных, организационных, научно-образовательных  и других факторов. Факторы, повышающие способность к адаптации региональных экономических систем новых стран – членов Евросоюза – это совокупность инвестиционно-финансовых, внешнеторговых, социокультурных процессов, позитивно влияющих на социально-экономический потенциал региона. Управленческий и нормативно-правовой факторы составляют основу технологий эффективной адаптации, а коррупционные механизмы теневой экономики являются так называемым «узлом блокад», который препятствует плодотворной адаптации новых стран – членов ЕС.

На основе европейского опыта предложены основные направления совершенствования механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности России в рамках современных интеграционных процессов. Важным фактором формирования современных тенденций развития внешнеторговых интеграционных процессов в Российской Федерации является реализация комплекса обязательств, обусловленных присоединением страны к Всемирной торговой организации. Политика снижения таможенных ограничений на ввоз импортных товаров предполагает усиление роли институциональных, нетарифных мер государственного регулирования внутреннего рынка, в том числе нормативно-правового и технического регулирования. По  итогам  2014–2017 гг. можно сделать вывод, что реализация государственной политики развития внешней торговли происходила в условиях рецессии, вызванной структурным дисбалансом национальной экономической системы. В качестве основного внешнеполитического фактора, влияющего на интеграционные процессы, следует выделить формирование Таможенного союза в рамках процесса евразийской экономической интеграции, что фактически ликвидировало внутренние таможенные границы между государствами – членами Союза и перенесло таможенное оформление на внешние границы Союза.

При этом существующие в современной российской практике внешнеторгового регулирования на основе оценки результатов деятельности по методу «от достигнутого» по сравнению с прошлым периодом не позволяют полноценно выделить перспективные направления оптимизации внешнеторгового регулирования. Внедрение в российскую практику управления рассмотренных выше принципов и критериев, принятых в Европейском союзе, способствовало совершенствованию методов планирования и оценки внешнеторговой политики  в условиях реализации процессов евразийской экономической интеграции.

 

 

Список литературы

1. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 году: снова рост, но перспективы не обнадеживают // Власть. 2018. № 5. С. 77-84.

2. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза и России в контексте мировой торговли: тренды 2017 г.//Журнал экономических исследований. 2018. Том 4. № 4. С. 28-41.

3. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 году: разворот на взлет // Власть. 2018. № 3. С. 38-46.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: современная динамика // Журнал экономических исследований. 2018. Том 4. № 3. С. 1-8.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС - РФ: опыт статистического исследования//Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 1. С. 225-229.

6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 6-22.

7. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. 2017. № 10. С. 105-111.

8. Гладков И.С. Международная товарная торговля: тренды и итоги 2016 года // Власть. 2017. № 5. С. 91-97.

9. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза и России: актуальные тренды (итоги 2016 года, заглядывая в 2017 год)// Международная экономика. 2017. № 4. С. 59-74.

10. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации: тренды в санкционный период и итоги 2016 г. // Власть. 2017. № 3. С. 94-105.

11. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза на современном этапе//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 2 (10). С. 91-107.

12. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период//Власть. 2016. № 12. С. 32-39.

13. Гладков И.С. Внешнеторговые связи на постсоветском пространстве: тенденции XXI в.//Власть. 2016. № 4. С. 52-61.

14. Гладков И.С. Европейский союз в системе современной международной торговли//Современная Европа. 2016. № 1 (67). С. 85-94.

15. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие/3-е изд. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. 216 с.

16. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: тренды 2001-2014 годов//Международная экономика. 2015. № 11-12. С. 37-50.

17. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России в условиях санкционного давления (2014 г.)//Власть. 2015. № 4. С. 48-52.

18. Гладков И.С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации//Власть. 2013. № 5. С. 014-018.

19. Гладков И.С. XXI век: новый «триумвират» в международной торговле (в погоне за лидером)//Власть. 2012. № 7. С. 139-143.

20. Гладков И.С. Мировой экономический кризис и международная торговля (опыт сравнительного исследования)//Власть. 2011. № 9. С. 160-165.

21. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент»/2-е изд. -М.: Изд-во Бином. Лаборатория знаний. 2006. -215 с.

22. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России и Евросоюза в контексте расширения ЕС. М.: ИЕ РАН, 2005. 100 с.

23. Гладков И.С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. -М.: Изд. компания КноРус, 2005. 438 с.

24. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие по курсам «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 296 с.

25. Гладков И.С. Менеджмент. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 312 с.

26. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. -М.: ИМПЭ, 1996. 107 с.

27. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран-членов Европейского союза // Международная экономика. 2018. № 4. С. 27-45.

28. Гладков И.С., Дубовик М.В. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т.7. № 1(22). С. 95-98.

29. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики: Научное издание/2-е издание. -М.: ИЕ РАН, Проспект. 2016. -384 с.

30. Гладков И.С., Пилоян М.Г. История мировой экономики (пособие для студентов высших учебных заведений). -М.: Бином. Лаб. знаний. 2007. -216 с.

31. Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты. -Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 1995. 78 с.

32. Горбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций//Власть. 2017. № 9. С. 44-46.

33. Горбатенко Е.Ю. Новые тенденции развития внешнеторговых связей внутри Европейского Союза//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 1 (9). С. 70-78.

34. Горбатенко Е.Ю. Эволюционная динамика процесса формирования единого европейского экономического пространства//Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 184-187.

35. Горбатенко Е.Ю. Перспективы присоединения Балканского полуострова к ЕС на фоне внешнеэкономических интересов России//Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (ч.2). С. 33-37.

36. Горбатенко Е.Ю. Стратегия инновационного развития ЕС до 2020 года//Дискуссия. 2015. №3 (55). С. 20-24.

37. Пилоян М.Г. Экономическая история: учебное пособие / Под ред. профессора И.С. Гладкова. -М.: Дашков и К°, 2003. 149 с.

38. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. - Wash.: IMF, 2018. - 282 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?