ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается тема адаптации ребенка к детскому саду, ведь период, когда он начинает посещать сад, можно, несомненно, назвать новым периодом в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Неслучайно новую обстановку, незнакомых людей дети принимают не сразу и без проблем. Случается так, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей

Ключевые слова:
адаптация, адаптационная программа, диагностика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемая программа – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.

Цель:

  •  определить помощь детям и родителям (или законным представителям детей) в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и оказание своевременной помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях;
  •  определить возможности создание условий для прохождения ребенком адаптационного периода;
  •  гармоничное развитие детей после периода адаптации в условиях детского сада, содействие в создании в образовательном учреждении ситуации развития воспитанников, соответствующей индивидуальности;
  •  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, духовно-нравственного воспитания, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  •  подготовка ребенка к жизни в современном обществе, и обеспечение психологических условий для охраны здоровья, развитие личности всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  •  охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  •  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой (задачи по ФГОС ДОУ);
  •  создание условий для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.

Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  •  сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок;
  •  сформированное доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю;
  •  просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

Содержание работы:

  •  помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  •  помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями;
  •  помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.

Диагностика оценки развития ребенка:

Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

  1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей).
  2. Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада.
  3. Оценка психо-эмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации «Денверский тест оценки развития»).

В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период, спланировать совместную деятельность для более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада.

Необходимые материалы: методическая и художественная литература, иллюстрационные материалы, дидактические игры, карандаши, краски, кисти, альбомы для рисования, пластилин, цветная бумага, клей, мультимедийный проектор, экран, игрушки по тематике, участок детского сада, спортивный участок, спортивный инвентарь.

Для формирования доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок мы предлагаем организацию и проведение встреч с родителями в форме «Родительского клуба».

 

1. Родительский клуб «Родительские встречи».

Цели и задачи клуба:

  •  наладить сотрудничество между детским садом и семьей;
  •  активизировать педагогический потенциал родителей;
  •  помочь родителям в воспитании детей;
  •  поделиться опытом педагогов, и перенять опыт общения от родителей;
  •  сделать встречи интересными и полезными.

Законы клуба.

  1.  В работе клуба участвуют заинтересованные родители.
  2.  Мы любим детей такими, какие они у нас есть.
  3.  Каждый, независимо от возраста, имеет свою точку зрения.
  4.  Важно и ценно для ребенка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.
  5.  Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома, на улице.

Совместная игра, совместное занятие, пусть даже в короткое время, очень ценно для ребенка – он чувствует интерес родителей к себе, к своему творчеству и получает поддержку в своей деятельности.

Для помощи каждому из детей в привыкании к новым условиям, к новым людям, установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей организована специальная ППРС в группе раннего возраста.

2. Организация ППРС в группе раннего возраста.

Ведущая образовательная область программы:

«Речевое развитие» («Центр книги»).

«Художественно-эстетическое развитие» («Центр изо-деятельности», «Центр театра»).

«Социально-коммуникативное развитие» («Уголок уединения», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр игры», «Домашняя зона»).

«Познавательное развитие» («Центр конструирования» (конструктивной деятельности).

«Физическое развитие» («Центр двигательной активности»).

Групповое помещение условно подразделено на зоны. Особенностью ППРС группы РВ является стабильность обстановки. Маленьким детям комфортнее приходить и оставаться в знакомой обстановке.

  1. Зона умеренной активности. «Центр книги», «Уголок уединения», «Центр изо-деятельности».
  2. Зона средней активности. «Центр конструирования», «Центр социально-эмоционального развития».
  3. Зона повышенной активности. «Центр двигательной активности» (физкультурно-оздоровительный центр), «Центр театра», «Центр игры», «Домашняя зона».
Список литературы

1. Ильина М.Н. Развитие ребенка. - Санкт-Петербург, 2004.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

3. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. - М.: Линка-Пресс, 2005.

4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.

5. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - Москва, 2005.

6. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр., и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 368 с.

7. Программа адаптации ребёнка к детскому саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mdou38.edu.yar.ru/zdorove_doshkolnikov/adaptatsiya_k_dou.html

8. Программа. Кроха. Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orebenkah.ru/adaptacija-detej/uroven-adaptacii-detskom-sadu.html.

9. Проект «Здравствуй, малыш» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedagogcentr.ru/publication/3/33/3478.

10. Романова О. Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5.

11. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998.

12. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - СПб.: Феникс, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?