Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Грозный, Россия
В работе рассматриваются педагогические аспекты критического мышления, и с этой целью тезисно формулируется то, что должно входить в заявленное рассмотрение. В статье анализируется критическое мышление как качество, формируемое у школьников педагогическими средствами, как образовательный результат школьника, педагогическая проблема, решаемая учителем посредством применения известных и конструирования собственных обучающих методик. Обсуждаются критерии критической насыщенности учебной информации и уровни сформированности критического мышления. Авторы считают необходимым отметить, что дидактический аспект критического мышления предполагает его рассмотрение в компетентностном формате как требование нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего среднего образования.
критерии критической насыщенности учебной информации, критически ориентированные учебные задачи, деятельность учителя, формирующего критическое мышление школьников, объекты критического осмысления, уровни сформированности критического мышления.
Авторы считают, что в соответствии с рассматриваемой темой весьма актуально утверждение о том, что критическое мышление есть качество личности субъекта обучения и когнитивная стратегия, которые возможно сформировать и развить у школьников педагогическими средствами. В связи с этим уместно употребление следующих терминов:
общие подходы к формированию критического мышления школьников;
концептуальная модель формирования критического мышления при обучении различным учебным дисциплинам;
методики формирования и развития критического мышления;
оценка уровня сформированности критического мышления (оценочные показатели, градуированная схема уровней сформированности обсуждаемого качества, совокупность диагностических задач и методов обработки результатов их решения).
Представим теперь все эти термины, определенные на основе анализа литературы, фиксируя их как уровень теоретической и практической разработки проблемы авторами-предшественниками. Так в работе И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» [4], а также в обобщениях практического опыта внедрения данных методик в образовательный процесс О.Г. Грохольской [2] представлена и обоснована базовая трехстадийная модель организации учебного процесса, посредством которого среди прочих решается задача формирования критического мышления школьников. Эта модель выражается следующей триадой этапов: вызов осмысление новой информации (в ряде работ это именуется фазой реализации смысла) размышление (рефлексия), что проявляется в ряде других работ и практических руководств и дает основания для формулировки следующего обобщенного описания. На этапе вызова у учащихся актуализируются имеющиеся знания и представления по конкретному вопросу, эти знания выводятся на уровень осознания учащимися, у них формируется личный интерес к дальнейшему углубленному изучению определенной темы, намечаются общие и частные цели, проект изучения. Главным результатом этого этапа является формирование мотивации к работе по изучению новой темы, создание благоприятных условий для последующей учебной деятельности. В случае успешной реализации этапа вызова у обучающихся возникает мощный мотивационный стимул для работы на втором этапе — этапе осмысления новой информации.
1. Ан дронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе : дис. … канд. пед. наук. - М. : МПГУ, 2006. - 145 с.
2. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения : монография. - Иркутск : Оттиск, 2007. - 339 с.
3. Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся. - М. : Юрайт, 2017. - 234 с.
4. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2006. - 176 с.
5. По пков В.А., Коржуев А.В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. - М. : Институт управления образованием РАО, 2004. - 200 с.
6. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. - М. : Просвещение, 2002. - 324 с.
7. Та расова М.А. Педагогические условия формирования критического стиля мышления учащихся многопрофильной гимназии : дис. … канд. пед. наук. - М. : НИИСиМО, 2000. - 154 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL : http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/