ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассматриваются педагогические аспекты критического мышления, и с этой целью тезисно формулируется то, что должно входить в заявленное рассмотрение. В статье анализируется критическое мышление как качество, формируемое у школьников педагогическими средствами, как образовательный результат школьника, педагогическая проблема, решаемая учителем посредством применения известных и конструирования собственных обучающих методик. Обсуждаются критерии критической насыщенности учебной информации и уровни сформированности критического мышления. Авторы считают необходимым отметить, что дидактический аспект критического мышления предполагает его рассмотрение в компетентностном формате как требование нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего среднего образования.

Ключевые слова:
критерии критической насыщенности учебной информации, критически ориентированные учебные задачи, деятельность учителя, формирующего критическое мышление школьников, объекты критического осмысления, уровни сформированности критического мышления.
Текст

Авторы считают, что в соответствии с рассматриваемой темой весьма актуально утверждение о том, что критическое мышление есть качество личности субъекта обучения и когнитивная стратегия, которые возможно сформировать и развить у школьников педагогическими средствами. В связи с этим уместно употребление следующих терминов:
 общие подходы к формированию критического мышления школьников;
 концептуальная модель формирования критического мышления при обучении различным учебным дисциплинам;
 методики формирования и развития критического мышления;
 оценка уровня сформированности критического мышления (оценочные показатели, градуированная схема уровней сформированности обсуждаемого качества, совокупность диагностических задач и методов обработки результатов их решения).
Представим теперь все эти термины, определенные на основе анализа литературы, фиксируя их как уровень теоретической и практической разработки проблемы авторами-предшественниками. Так в работе И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» [4], а также в обобщениях практического опыта внедрения данных методик в образовательный процесс О.Г. Грохольской [2] представлена и обоснована базовая трехстадийная модель организации учебного процесса, посредством которого среди прочих решается задача формирования критического мышления школьников. Эта модель выражается следующей триадой этапов: вызов  осмысление новой информации (в ряде работ это именуется фазой реализации смысла)  размышление (рефлексия), что проявляется в ряде других работ и практических руководств и дает основания для формулировки следующего обобщенного описания. На этапе вызова у учащихся актуализируются имеющиеся знания и представления по конкретному вопросу, эти знания выводятся на уровень осознания учащимися, у них формируется личный интерес к дальнейшему углубленному изучению определенной темы, намечаются общие и частные цели, проект изучения. Главным результатом этого этапа является формирование мотивации к работе по изучению новой темы, создание благоприятных условий для последующей учебной деятельности. В случае успешной реализации этапа вызова у обучающихся возникает мощный мотивационный стимул для работы на втором этапе — этапе осмысления новой информации.

Список литературы

1. Ан дронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе : дис. … канд. пед. наук. - М. : МПГУ, 2006. - 145 с.

2. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения : монография. - Иркутск : Оттиск, 2007. - 339 с.

3. Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся. - М. : Юрайт, 2017. - 234 с.

4. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2006. - 176 с.

5. По пков В.А., Коржуев А.В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. - М. : Институт управления образованием РАО, 2004. - 200 с.

6. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. - М. : Просвещение, 2002. - 324 с.

7. Та расова М.А. Педагогические условия формирования критического стиля мышления учащихся многопрофильной гимназии : дис. … канд. пед. наук. - М. : НИИСиМО, 2000. - 154 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL : http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/

Войти или Создать
* Забыли пароль?