Пятигорск, Россия
Данная статья основана на коммуникативно-аналитическом подходе, позволяющем рассматривать спорт как медиасистему и сформулировать присущие ей законы. Автор не только подвергает интерпретации закономерности восприятия и трансляции информации, но и предлагает модели осмысления спортивных событий на семиотическом уровне. Рассмотрение получает процесс взаимодействия разноуровневых семиотических подсистем — визуальной и вербальной. Спортивная медиакоммуникация предстает как структурная и прагматическая система, отражающая специфику ее составных компонентов и способов воздействия на аудиторию. Акцентируется мысль относительно эффективности реализации модели двухступенчатого воздействия СМИ в сфере спорта. Спорт предстает на коммуникативном уровне с присущими имплицитными принципами функционирования. Исследуются основы тактико-стратегического комплекса участников спортивных событий в формате современных спортивных средств массовой информации. Анализируются причины и формы размывания границ жанра спортивной журналистики за рубежом на современном этапе и трансформации ее статуса — перехода из области спорта в сферы игры и политики.
жанр спортивной журналистики, спортивная медиасистема, уровни спортивной медиакоммуникации, визуальная и вербальная семиотические подсистемы, воздействие спортивных СМИ на аудиторию, модель двухступенчатого воздействия, тактико-стратегический комплекс, медийная культура.
Сотрудничество с представителями зарубежных СМИ, включая «Нью-Йорк таймс», «Рейтер», «Ассошиэйтед Пресс», в процессе работы Олимпийского оргкомитета России во время Олимпиады в Сочи (2014 г.) позволяет подвергнуть анализу и последующей теоретизации принципы современной спортивной журналистики и ее специфику, ощутить основные проблемы. Во-первых, спорт в странах Западной Европы и США воспринимается как игровая индустрия. Те законы и общая методология, которые используются при трансляции, ретрансляции и в освещении спортивных мероприятий, подчинены законам игровой индустрии и популярно-массового развлечения. Если спорт воспринимался бы в обычном смысле, то все должно было бы сводиться к качеству соревновательного процесса и подогревающей его напряженности. Но при освещении спортивных мероприятий на нынешнем этапе профессионализм – не самое главное. В силу вступают другие законы. Это законы презентабельности и самопродажи, с одной стороны, и политические мотивы и интересы, с другой стороны. Как, например, решение МОК от 5 декабря 2017 г. об отстранении олимпийской сборной России от участия в Олимпийских играх в Южной Корее в 2018 г. Разве это не носит политического характера? Сегодня СМИ играют важную роль в популяризации различных видов спорта, отражая положительные и отрицательные стороны спортивного поведения и формируя тем самым отношение общества к спорту. Именно поэтому масс-медиа способны не
только вырабатывать разнообразные концепции и модели печатных изданий и телерадиопрограмм (от общественно-политических до специализированных), удовлетворяющие потребительские запросы аудитории, но и содействовать социально-экономическому продвижению самой спортивной сферы. В настоящее время спорт как понятие и сфера деятельности понимается дифференцированно.
1. Войтик Е.А. Спортивная медиакоммуникация в России [Текст] / Е.А. Войтик. - СПб., 2014. - 396 с.
2. Дейк Тен ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Тен ван Дейк. - М.: Флинта, 2015. - 396 с.
3. Diegel G.S. Sportsandsociety. NewYork: Appleton, 2017. 389 p.
4. Goldhabeur G.K. Sports journalism. Boston: University Press, 2016. 289 p.
5. Hazing I.P. Gaming and people. London: UniPress, 2016. 269 p.
6. Lasersfield K.T. Media and personality. Cambridge: Cambridge Press, 1956 p.