К ВОПРОСУ О ПОТЕНЦИАЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме развития дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве. Эта наиболее эффективная современная педагогическая практика, опережающая в своем развитии формирующуюся в условиях глобализации общемировую цифровую педагогику – ключевое социальное явление в жизни мирового сообщества, являющееся главным условием его развития в период становления цивилизации обществ знания на планете. Для соответствия концепции смарт-обучения в интеллектуальном обществе e-learning, инновационная пятая модель дистанционного обучения должна опираться в своем дальнейшем функционировании не только на последние достижения в сфере информационных технологий, но и на научную поддержку и мониторинг мировой цифровой педагогики, определяющей, в частности, степень их интеграции в дистанционный обучающий процесс. Обоснованное взаимодействие теории и практики дистанционного обучения – фундамент становления глобальной образовательной системы цивилизации обществ знания

Ключевые слова:
дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, цифровая педагогика, глобальная образовательная система, информатизация, глобализация, цивилизация обществ знания, инновационные информационные технологии, смарт-обучение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Модели организации процесса обучения дистанционно вызывают все возрастающий интерес в современной мировой педагогической науке и практике. Научные и образовательные учреждения многих стран мира при поддержке ЮНЕСКО активно сотрудничают в целях практического применения и дальнейшего развития технологических возможностей дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве. Использование новейших информационно-коммуникационных технологий позволило ведущим высшим учебным заведениям мирового сообщества модернизировать и эффективно использовать дистанционные формы обучения в своих учебно-образовательных программах в качестве приоритетных. В нашей стране также активно разрабатывается и повсеместно внедряется на официальной основе новая система дистанционного образования, ориентированная на ее слияние с глобальной. «Днем рождения» российского дистанционного образования можно считать 31 мая 1995 года, когда было принято Постановление № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы ДО в России» [5, с. 33]. Очевидная востребованность дистанционного обучения на мировом рынке образовательных услуг сегодня заставляет задуматься о причинах популярности этой педагогической практики и о потенциальных возможностях ее применения в глобальном образовательном процессе будущего. С точки зрения социологии, целевая функция образования всегда совпадает с целями и социокультурными потребностями общества, нуждающегося в нем. Именно поэтому данную проблему представляется целесообразным рассматривать, прежде всего, в контексте настоящих и грядущих перемен в жизни мирового сообщества и его новых задач в свете неизбежных соответственных реформ в сфере образования.

Современный этап эволюции мировой цивилизации характеризуется открытием новых информационных технологий и их интенсивным применением на планетарном уровне, что объективно способствует развитию тенденции человечества к устойчивому интегрированию во всех сферах деятельности и формированию глобального постиндустриального сообщества. Инновационные достижения в сфере телекоммуникационных и информационных технологий последней трети прошлого столетия послужил началом информационно-технологической революции, охватившей весь мир и ускорившей процессы глобализации на планете. Радикально упрощая доступ к непрерывно нарастающим потокам информации, информационно-коммуникативные технологии проникли во все сферы жизнедеятельности мирового сообщества, в том числе и в культурно-образовательную, и разрушили ее национальные границы. В ходе всемирной информатизации возникает единое наднациональное социокультурное информационное пространство. Образование, представляющее собой сегмент этого пространства, также вступает в период информатизации и глобализации [3, с. 19-23]. Оно модернизирует свои функции в соответствии с новыми целями и социокультурными ценностями современного мирового сообщества.

Введение термина «информационное общество» обычно связывают с именем американского экономиста Ф. Малая, который в 1962 году в работе «Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах» акцентировал внимание читателей на достаточно высокой степени развития информационных технологий и эффективности их применения для производства, хранения и использования разнообразных видов информации, превращающейся в доминирующий фактор развития общества в период глобальной информатизации. С начала 60-х годов прошлого столетия до наших дней было предложено несколько вариантов интерпретации понятия «информационное общество». Сегодня сложилось интегральное понимание этого концепта, отраженное в ряде специально разработанных международных и локальных программ, регулирующих крайне сложный этап вступления мирового сообщества, в том числе, и России в информационную фазу развития. Зарубежные и российские философы, социологи, политологи, экономисты выделяют следующие основные характеристики этого нового этапа общественно-экономической и социальной эволюции человечества. Непрерывное интенсивное развитие информационных и телекоммуникационных технологий, а также компьютерной техники расширило и радикально изменило возможности получения, хранения, переработки и передачи информации как источника знаний. Она становится предметом массового потребления и, следовательно, ключевой экономической ценностью общества, занятого новым видом труда – информационным. В информационном обществе знания объективно превращаются в главный производственный фактор и не только создают инновационный наукоемкий продукт в процессе переработки информации, но и формируют новый тип экономических отношений в развивающейся экономике знаний [11, c. 49]. По мнению немецкого исследователя и философа Г. Бехманна, знание становится конструирующей особенностью современной экономики; создается и развивается рынок информации и знаний в масштабах мирового сообщества [4, с. 39]. Появляется концепт «общество знания», сопряженный с понятием «информационное общество» и определяющий в наши дни прогрессивные направления развития человеческой цивилизации. Большинство российских и зарубежных экспертов рассматривают формирующееся общество знания как более совершенную интеллектуальную модель развития информационного общества, качественно новый фазис его логического продолжения. Высококвалифицированные специалисты, трудящиеся в интеллектуальном обществе, используют постоянно развивающуюся информационно-техническую базу как орудие производства в процессе своей творческой мыслительной деятельности, направленной на создание новых полезных знаний из тщательно отобранного ресурса – качественной информации. Знания, инновации и способы их практического применения, выступая в качестве источника прибыли, занимают ключевую позицию в развитии экономики интеллектуального общества и превращают образовательную деятельность в важнейшую компоненту его социально-экономического прогресса [10, с. 11]. Применение непрерывно развивающихся информационных технологий открывает неограниченные возможности эффективного повышения производительности труда создателей основной формы собственности – инновационных научных знаний, необходимых для процветания общества нового времени. С другой стороны, стремительный рост уровня прогресса в обществе знания неизбежно выдвигает соответственные жесткие личностные требования к трудящимся в этом интеллектуальном обществе. Совершенно очевидно, что для успешного выполнения своей основополагающей производственной задачи всем его специалистам жизненно важно непрерывно повышать свои информационно-коммуникационные, а также общие когнитивные компетенции и способности, совершенствовать на протяжении всей жизни ранее полученные знания и умения в целях постоянного адекватного повышения уровня своей квалификации [11, с. 61-62]. Проблема устойчивого соответствия профессионального уровня трудящихся уровню производственных требований к ним приводит к постоянной открытости образовательного пространства, а сам процесс обучения в обществе знания делает перманентным и индивидуально ориентированным. Наряду с трудовой образовательная деятельность специалистов, индивидуализируясь, становится пожизненной. Только при таком условии можно успешно реализовывать свои творческие возможности и вносить личный инновационный вклад в динамичное развитие интеллектуального общества, в котором информация и знания постоянно обновляются и, следовательно, очень быстро устаревают, являясь при этом и основным фактором социальной дифференциации граждан. Новый тип социально-экономического развития общества также вызывает необходимость для работников изменять сферы деятельности, осваивать новые профессии несколько раз в течение жизни [10, с. 11]. Приоритетной стратегией развития интеллектуального общества будущего в образовательной сфере становится направленность на предоставление качественного и доступного непрерывного образования всем гражданам этого общества и формирование их личного творческого интеллектуального и профессионального потенциала в процессе индивидуально ориентированного обучения. От успешного выполнения этих задач государственного значения системой образования зависит общественный прогресс не только в науке, культуре, экономике, но и в социальной сфере, охватывающей процессы демократизации и гуманизации [11, с. 31]. Образование в обществе знания объективно призвано реализовать свою ведущую социальную функцию – культурно-гуманистическую, ориентированную на свободное всестороннее развитие личности обучающегося.

В современных условиях глобальной интеграции человечества тенденции становления и функции образовательной системы в обществе знания естественным образом приобретают общемировой характер. В своей работе «Что такое общество знания» доктор философских наук И.Ю. Алексеева выделяет следующую отличительную особенность формирования общества будущего. По ее мнению, «…сегодня общество знания приобретает черты нового социального идеала, определяющего направленность стратегий и программ региональных, национальных и международных структур» и наблюдается новая интернациональная социокультурная динамика развития мирового сообществ [1, с. 5]. Действительно, непрерывное увеличение объема знаний и обмен ими при помощи современных сетевых информационных технологий в международных масштабах качественно изменили парадигму применения самих знаний. Использование всемирной системы компьютерных сетей Интернет для хранения и передачи информации сделало возможным становление и развитие глобальной цивилизации обществ знания. Это означает, что информационное общество, трансформируясь в своем развитии в общество знания, формируется как глобальное. Перед глобализирующимися мировыми образовательными системами встает крайне сложная задача широкомасштабной подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне международных стандартов. Возникает также явление планетарного гражданства, отмеченное в докладах ЮНЕСКО, содействующей формированию глобальной гражданственности и общемировых социокультурных компетенций посредством образования.

Вполне закономерно, что революционный процесс развития глобального общества знания не может не сопровождаться появлением целого ряда характерных особенностей и новых проблем во всех сферах деятельности человечества, которые затрагивают его интересы на международном уровне. Их разрешение в первую очередь следует возложить на функционирующие в мировом сообществе системы образования, социальные функции которых резко возрастают в постиндустриальную эру развития человечества. Именно образование и наука образуют инфраструктуру, необходимую для создания требующихся обществу знания высококачественных инновационных информационных ресурсов, а, главное, для формирования высокоинтеллектуального «человеческого капитала», творческая мыслительная деятельность которого по сути является главной движущей силой развития этого общества [11, с. 169.]. Академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ и профессор Кафедры ЮНЕСКО К.Х. Делакаров считает, что «университеты и другие центры производства и переработки научного знания становятся влиятельной социальной силой в обществе знания» [7, c. 18]. Основным механизмом для построения обществ знания, по мнению международных экспертов в этой области, является расширение всеобщего доступа к качественному высшему образованию [9, с. 20]. В период становления глобальной цивилизации обществ знания образование приобретает статус важнейшей сферы жизнедеятельности всего мирового сообщества, превращаясь в самое главное условие его формирования и дальнейшего развития.

В этой связи анализ особенностей глобализации мировых образовательных систем и вопросы, связанные с их реформированием в целях адаптации к новым социокультурным требованиям человечества в 21-м веке, являются наиболее актуальными темами для дискуссий и мониторинга на уровне международных форумов и встреч под эгидой ООН, ЮНЕСКО и Европейской комиссии Болонского процесса – организаций, регулирующих межнациональное сотрудничество в области образования, науки и культуры. В контексте концепций «Мир без границ» и «Образование: сокрытое сокровище» ЮНЕСКО выдвинуты актуальные стратегические направления модернизации существующих образовательных систем, отражающие социокультурные и экономические потребности формирующейся мировой цивилизации обществ знания и каждого ее гражданина: «Образование для всех», «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь», «Образование без границ». Во Всемирном Докладе ЮНЕСКО по образованию от 2000 года прозвучал тревожный вывод о том, что мир пока еще не достиг целей образования для всех и «потребности в совершенствовании систем образования становятся все более неотложными по мере того, как в мире происходят громадные изменения, вызванные глобализацией и развитием информационных и коммуникационных технологий» [6, с. 5]. Под радикальными изменениями, происходящими в современном мировом сообществе, вероятно, имелся в виду назревший переход накопленного человечеством громадного количества информации в качество, то есть чрезвычайно сложный процесс замещения обществом знания информационного общества. В Докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» от 2005 года были рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование цивилизации обществ знания, такие как инициация и координация становления и развития общества знания государствами; право на сохранение культурного и языкового многообразия независимо от глобализации культур; открытый доступ к сети Интернет, основанный на соблюдении прав человека; доступ к качественному и непрерывному образованию для всех жителей планеты на протяжении всей жизни; создание единого инновационного комплекса, объединяющего экономику, научно-исследовательские центры и учебные учреждения [11, с. 26, с. 46, с. 80, с. 204]. Из содержания Доклада становится совершенно очевидным, что дальнейшее развитие мирового сообщества базируется на комплексном взаимодействии образования, науки и инноваций. Для международных специалистов нового времени участие в инновационных проектах, требующее принятия самостоятельных оптимальных оперативных решений, является обыденной жизненной ситуацией, что обусловливает, наряду с неизбежной личностной социокультурной трансформацией, соответствующей уровню мирового прогресса, психологическую адаптацию обучающихся, индивидуально-личностное воспитание которых превращается в целевую функцию формирующейся глобальной образовательной системы. Трудящиеся в инновационном обществе знания не только должны быть абсолютно компетентны в области применения знаний и принятия решений, но и обладать системным информационно-кибернетическим стилем мышления, необходимым для вариативного управления знаниями и принятия креативных решений в условиях сложного и динамично трансформирующегося мира. В эпоху глобализации жителям планеты необходимо постоянно учиться, учиться существовать, учиться жить [9, с. 9; 11, с. 59]. Для всех специалистов крайне важно быть всегда психологически готовыми соответствовать таким жизненно значимым для них требованиям, как способность гибко адаптироваться к часто и резко меняющимся ситуациям нового и времени, вызывающим необходимость своевременной смены сферы деятельности, например, наполнение их профессий новым международным содержанием в связи с тенденцией к транснациональному разделению труда и глобализации профессий. Гражданин общества знания должен быть высоконравственным и гуманным носителем межнациональной культуры – достояния всего человечества.

Концепция перехода к обществу знания, документально сформулированная ЮНЕСКО в ряде документов, отражающих мониторинг состояния современного мирового образования, обобщила круг проблем и задач, поставленных перед глобализирующимися системами образования. В современном мире образовательный процесс все более явно и повсеместно должен развивать черты доступности, гуманизации, непрерывности, открытости, интернациональности, что соответствует потребностям обществ знания в социально-образовательной сфере. В инновационном интеллектуальном обществе реализуется личностно ориентированное комплексное обучение, направленное на воспитание свободной, творчески активной, всестороннее развитой личности обучающегося. Индивидуумы, генерирующие высококачественные знания и способные на принятие новаторских решений нестандартных комплексных проблем, определяют уровень общемирового общественного прогресса и благосостояния человечества [11, c. 47]. В связи с этим не только передача знаний обучающемуся, но и развитие его неповторимой индивидуальности, подготовка к эффективной профессиональной деятельности с максимальной реализацией своего личностного потенциала и к полноценному участию в жизни глобального мирового сообщества – вот главная цель интегрирующихся мировых образовательных систем в период формирования цивилизации обществ знания на планете. Образование в современных условиях объективно получает ориентацию на воспитание и обучение в мировых масштабах высококвалифицированных, профессионально компетентных, креативных специалистов международного уровня, обладающих инновационным системным модельно-оптимизационным планетарным мышлением, совершенными межнациональными социокультурными и информационно-коммуникативными компетенциями, способных творчески раскрывать и непрерывно совершенствовать свой потенциал в мировом информационно-образовательном пространстве.

В Проекте среднесрочной стратегии ЮНЕСКО в мировой образовательной деятельности на 2014-2021гг. подчеркивается, что «системы образования, опиравшиеся на требования II половины XX столетия, уже не адекватны реалиям общества знания XXI века» [9, с. 39]. Становится очевидным, что классическая модель образования, свойственная для большинства стран мирового сообщества, уже себя исчерпала. «Узкая специализация и профессионализация», «предпочтение предметной дифференциации как средству повышения эффективности обучения» ведет к «частичному и разорванному знанию, отчужденному от человека», – свидетельствует мировая образовательная практика «Альтернативой традиционному образованию может быть только открытое образование, в основе которого лежит интеграция различных способов познания мира». При этом в открытом образовании «…не исчезает фундаментальное знание», «оно начинает выстраиваться по другим законам: знание – не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности, необходимые для решения конкретных профессиональных задач. Первостепенное значение приобретают универсальные (методологические) знания, позволяющие оценивать и прогнозировать будущее». Открытое образование предполагает непрерывность обучения на протяжении всей жизни, возможность изменения характера отношений участников образовательной деятельности, эффективность и доступность в получении знаний, воспитание социально активной личности. Предоставление индивиду возможности для самообразования и образовательной самореализации посредством открытости образования на протяжении всей жизни путем разработки разных образовательных программ в соответствии с различными индивидуальными возможностями обучающихся ведет к максимальному увеличению и раскрытию творческого потенциала человека в обществе знания [10, c. 13, с. 21]. Составной частью современной системы открытого образования являются гибкие и адаптивные педагогические технологии дистанционного обучения, функционирующие в соответствии с его концепцией на базе постоянно обновляющихся информационно-коммуникативных средств [10, c. 20]. Именно такая педагогическая практика позволяет формирующейся глобальной образовательной системе успешно выполнять социальный заказ современного мирового сообщества. Общемировые принципы и методики транснационального дистанционного обучения и их приоритетное использование – одно из самых актуальных направлений, разрабатывающихся ЮНЕСКО в международных программах устойчивого развития мира в двадцать первом веке. Культура и образование «скрепляют» общества и нации, все чаще признаются одной из сил, «содействующих устойчивому развитию, миру, экономическому прогрессу» [9, с. 9]. Исследователи этой модели преподавания констатируют, что она является очевидно актуальной и продолжает активно развиваться не только в самых развитых странах мира, вступивших в общество знания, но и в регионах планеты, недостаточно интенсивно охваченных научно-технологической революцией. Дистанционная модель обучения исторически связана с заочной. Она появилась в шестнадцатом веке и развивалась параллельно с развитием технологий. Однако есть более важная движущая сила, способствующая развитию дистанционного обучения – это философский идеал открытого, неограниченного доступа к образованию, отражающий еще один критерий открытости образовательного процесса и древнюю мечту человечества. Он зарождался в разных странах при различных обстоятельствах, но с дистанционным обучением впервые его связал талантливый преподаватель, консультант ЮНЕСКО Чарльз Вейдемейер (1978), высказавший предположение о возможной реализации неотъемлемого права каждого человека на образование с помощью коммуникационных технологий мира. Свободный доступ к образованию должен быть обеспечен на всех социальных уровнях, и дистанционное обучение, в отличие от традиционных очных форм, является мощным средством достижения этой цели [13, с. 24]. В дистанционной модели образовательного процесса уже объективно заложена возможность решить проблему пространства и времени, соответствовать философской концепции открытого обучения. «Начиная с Вейдемейера, открытый доступ к образованию постепенно превратился в философию открытого обучения» и стал главной движущей силой дистанционного обучения [13, c. 24]. Открытое дистанционное образование – «это качественно новый перспективный вид обучения, возникший в последней трети прошлого века как результат осознания того, что прогресс человечества сделал реальным преодоление таких барьеров между студентом и преподавателем, как расстояние, занятость, возраст и другие» [5, с. 33]. Сегодня под «дистанционным обучением» следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией (спутниковое телевидение, радиотелефония, интернет-технологии и т.п.)» [10, с. 4].

Значения слов «образование» и «обучение» всегда тесно связаны. Слово «образование» часто выражает понятие «процесс обучения», но также может передавать и другую семантику: результат обучения, воспитания, развития личности. Однако в последнее время наметилась тенденция к использованию только термина «дистанционное обучение» (ДО), более точно указывающая на ДО как на процесс, непосредственно связанный с технологиями обучения [5, с. 9]. Представленная на современном рынке образовательных услуг в виде открытого непрерывного дистанционного обучения, базирующегося на инновациях в сфере коммуникаций, «практика уже опережает теорию и законы», что говорит о ее максимальной адекватности современным потребностям общества в сфере образования. Анализ зарубежной и отечественных практик ДО позволяет отметить характерную специфику дидактической и методической организации дистанционного обучения в системе открытого дистанционного образования [2, с. 27-28]:

  •  конструктивистская модель обучения, ориентированная на учащегося; соответствие принципам гуманизации и демократизации; направленность не только на передачу знаний в обучающих процессах, но и на выполнение жизненно важной задачи государственной важности – формирование нравственной и ответственной, всесторонне развитой свободной личности, способной совершенствоваться в течение всей жизни и ориентированной на самостоятельную творческую образовательную деятельность в контексте перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»; обеспечение равноправных возможностей получения образования для всех категорий граждан всех возрастов без исключения в любом регионе планеты в целях реализации принципов «образование для всех», «образование без границ» [11, с. 72], [13, с. 327];
  •  свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и поступление в высшие учебные заведения без конкурса и без отрыва от трудовой деятельности [13, c.286];
  •  свобода выбора времени, темпа и места обучения (гибкий график занятий в удобное время в удобном темпе; возможность получать образование в мобильном режиме из любой точки земного шара, не прерывая трудовую деятельность (гибкая синхронная, т.е. в реальном времени и асинхронная, т.е. распределенная во времени методики проведения занятий) [13, с. 38];
  •  открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной программы); использование принципа модульности, обеспечивающего формирование обучающей программы в полном соответствии с персональными возможностями и потребностями обучающегося; структурирование содержания цифровой учебной программы, позволяющее обучающемуся самостоятельно максимально раскрывать личностный творческий потенциал, проводить самооценку;
  •  интеграционный подход к обучению (курсы, разработанные на основе междисциплинарных связей) и преодоление предметоцентристского направления в образовании, ориентированного на получение знаний, навыков, умений только по определенным дисциплинам учебной программы;
  •  демократизация взаимоотношений «преподаватель – обучаемый», превращающая студента в активного пользователя и создателя цифровой информационно-образовательной среды и открытого информационно-образовательного пространства, в котором обучающийся является не объектом, а субъектом, влияющим на свое развитие; процесс бесконтактного интерактивного взаимодействия всех участников обучения на основе креативного сотрудничества; при этом преподаватель, помимо подбора и предоставления учебного материала, активно помогает обучающемуся, облегчает процессы усвоения, являясь его персональным наставником[2, с. 23], [13, c .260-262; с. 284, с. 294]; 
  •  интернациональность (возможность экспорта или импорта образовательных услуг [13, с. 286];
  •  экономическая эффективность и доступность (улучшение соотношения достигнутого результата к затратам денег, времени и других ресурсов, необходимых для его достижения, по сравнению с традиционными формами обучения; экономия за счет масштабов процесса обучения; количество учащихся не является критическим параметром) [13, c. 248, с. 255, с. 259, с. 287];
  •  внедрение и постоянное обновление специализированных средств обучения и контроля его качества, в том числе специализированного программного обеспечения и информационных технологий (основанных на применении мобильных средств связи) [13, c. 259];
  •  повышение эффективности процесса обучения за счет применения информационно-технической базы, позволяющей мобильно и динамично модернизировать и создавать новые специфические методики и формы преподавания. Примером могут служить современные синхронная, асинхронная и смешанная методики, а также инновационные формы обучения, такие как онлайн-вебинары, форумы, конференции, доски объявлений, веб-дискуссии (любые дистанционные занятия, проводимые синхронно или асинхронно при помощи интернет-сети) или чат-занятия, осуществляющиеся синхронно с использованием чат-технологий. Инновации в области информационных технологий, непрерывно внедряемые в дистанционное образование, дают возможность этой педагогической системе реально соответствовать принципам непрерывного открытого интернационального образования и оперативно модернизироваться в соответствии темпами дальнейшего информационно-технологического прогресса и интеграции мировых образовательных систем. В современную жизнь мирового сообщества вместе с веб-стилем общения уверенно вошла самая современная и перспективная модель дистанционного образовательного процесса – высокотехнологичное электронное обучение, получившее на мировых рынках практически повсеместное распространение в системах интернет-образования [14, с. 24]. Эффективность этой инновационной педагогической практики официально признана на уровне ЮНЕСКО. По определению специалистов ЮНЕСКО, e-learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа. E-leаrning – общее обозначение для описания широкого спектра используемых электронных технологий (радио, телевидение, компакт-диски, Интернет, сотовые телефоны). При этом предполагается обязательное общение участников образовательного процесса через Интернет. «Сеть практически стала информационной основой для дистанционной системы обучения», «постоянно растущие возможности Интернета открывают новые перспективы развития дистанционного обучения» [15, с. 6-7]. Европейская Комиссия отдает предпочтение следующему определению электронного обучения: «E-learning – это использование мультимедийных технологий и интернета для улучшения качества обучения за счет предоставления доступа к ресурсам и сервисам, а также для удаленного обмена данными и сотрудничества». Специалисты Каталонского Открытого университета разработали собирательное определение электронного обучения, вобравшее в себя нижеперечисленные признаки. «Под электронным обучением понимается: способ учебно-преподавательской деятельности, применимый полностью или частично в рамках той или иной образовательной модели; основанный на применении ИКТ и вычислительных устройств, которые служат для улучшения доступа к образовательным услугам, для укрепления процессов взаимодействия и сотрудничества. Это способ, обеспечивающий адаптацию современных подходов к процессу обучения» [16, c. 17-18]. E-learning включает в себя три ключевых компонента: технологии, люди, процессы. К технологиям, прежде всего, относится программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения: система управления обучением (LMS) и учебный контент (LCMS), состоящий из учебников, лекций, практических заданий, текстов, экзаменов в электронном виде. Система LMS представляет собой платформу для развертывания электронного обучения. Система LCMS хранит материалы учебного курса и может создавать, управлять не только отдельными учебными модулями и поставлять их, но и управлять отдельными частями учебного контента и редактировать их. «Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся, администраторов и их взаимодействие в одном учебном процессе, а также сам процесс обучения». Как правило, процесс обучения разбивается на модули, после прохождения каждого из которых проводится промежуточное тестирование. Тесты могут проводиться и в течение прохождения отдельного модуля для закрепления пройденного материала. Как и заочное, электронное обучение предполагает значительный объем интенсивной самостоятельной работы. Но неоспоримое достоинство e-learning в том, что оно обладает интерактивными возможностями живого общения преподавателя с учениками на расстоянии в виде диалога. Это достигается преимущественно в сети помощью видео и веб-конференций, лекций и семинаров. Групповые занятия и лабораторные работы проходят на форумах или осуществляются в ходе веб-конференций. По окончании обучения ученик пишет и сдает аттестационную работу, которая, при необходимости, может быть защищена в очной форме. Потребителей электронного обучения можно разделить на корпоративный, образовательный секторы и обучающихся индивидуально. Значительно распространено традиционное дистанционное корпоративное бизнес-образование, которое вследствие своей широкой практической востребованности значительно стимулировало развитие e-learning [14, с. 3, с. 5-7, с. 9-10].
  • Исследователи Каталонского университета, рассматривая e-learning как образовательную парадигму, определяют его как «инновационный подход в обучении, применяемый для того чтобы предоставить хорошо продуманную интерактивную среду для обучения любому обучающемуся в любом месте и в любое время, используя ресурсы цифровых технологий наряду с другими формами учебных материалов, которые подходят для открытой среды обучения. E-learning осуществляет переход от системы управления данными к системе управления знаниями. В государствах, применяющих технологии e-learning для управления знаниями, можно ожидать нового скачка развития. По мнению правительства США, именно e-learning и технологии управления знаниями формируют экономику, которая уже сегодня в этой стране на 70% базируется на знаниях. Дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности США также связывается со стимулированием этой системы электронного обучения и последующим переходом к обществу знаний. Это далеко не необоснованные заявления, так как США продолжают получать дополнительную прибыль от произведенных по их технологиям товаров, реализующихся в разных регионах мира [15, с. 7-9]. На сегодняшний день e-learning, развиваясь на базе мировой интернет-сети как планетарная система дистанционного образования, используется практически во всех странах мирового сообщества. В США уже более 90% вузов и школ применяют этот формат электронного обучения. Зарубежный опыт говорит 

    о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотном построения учебного курса преподавателями-дизайнерами эффективность электронной формы обучения выше эффективности традиционной очной практики преподавания. E-learning предоставляет обучающимся наилучшую возможность сочетания исследовательской, учебной и производственной деятельности. Оптимальная модель дистанционного обучения должна включать в себя учебную среду с оптимальным распределением технологического, педагогического и организационного компонентов [10, с. 40]. По сравнению с ситуацией в мире, развитие рынка e-learning в России, по оценкам специалистов, отстает на 5-7 лет в связи с недостаточным уровнем доступности, компетенции и мотивации e-learning [14, с. 3]. Несмотря на кризисное социально-экономическое положение в стране, ДО начинает широко использоваться в системе непрерывного профессионального образования и при корпоративном обучении [2, с. 6]. По мнению экспертов ЮНЕСКО и правительств многих стран мира, современные образовательные системы способны обеспечить уровень квалификации специалистов, адекватный требованиям мирового сообщества в период его перехода к обществу знания, только за счет использования e-learning формата дистанционного обучения как технологии, повсеместно ориентирующей студентов на новый стиль образования и мышления, формирующей жизненно необходимые компетенции и навыки для реализации своих возможностей в формирующейся мировой цивилизации обществ знаний. Данная система электронного образования, позволяющая подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах на требующемся уровне, признана приоритетной в ходе реформ образовательных систем таких ведущих стран мира, как США, Корея, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия, Финляндия, Ирландия и многих других. Количество обучающих платформ и виртуальных классов постоянно растет в разных регионах планеты. Лекции, преподаваемые в вузах, сопровождаются дополнительными курсами сетевого обучения. Ноутбук давно стал основой интеллектуальной мобильности [15, с. 19]. Примером международной инициативы применения e-learning в современных образовательных процессах является имеющаяся на Западе сеть открытых университетов, позволяющая студентам выбирать для изучения любые предметы со своих сайтов. «ЮНЕСКО уже ведет работу по организации всемирного виртуального распределенного университета, обучение в котором будет происходить в виртуальном пространстве вне зависимости от границ и без ограничений по времени» [10, с. 35]. Проблема повышения эффективности обработки колоссальных потоков учебной информации в международном масштабе, а также необходимость постоянно улучшать качество образования при стремительном увеличении объемов и скорости обновления производящихся инновационных знаний в глобализирующемся мировом сообществе резко повысили спрос на e-learning с сопутствующей модернизацией его содержания. Транснационализация содержания образовательного контента и необходимость формирования у мирового пользователя единого стиля работы с этим контентом привели к тому, что началась активная разработка и интеграция в мировые образовательные системы открытых образовательных ресурсов (ООР). В мировом образовательном пространстве появились транснациональные программы открытого дистанционного электронного обучения, позволяющие проводить занятия в электронном формате с использованием ООР в любых регионах мира, где есть доступ к интернет-сети. Возникают планетарные электронные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользователей из разных стран мира [8, c. 363].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение современной педагогической технологии e-learning в мировом образовательном процессе – это объективная потребность человечества в условиях глобализации, затронувшей процессы интернационализации и универсализации образовательных систем, а также объективная закономерность развития дистанционного образования, обусловленная уровнем мирового прогресса. Творчески реализуя цели открытого дистанционного образования в межнациональной образовательной среде, e-learning эффективно способствует «общемировой культурно-образовательной интеграции», процессу сближения 

    и гармонизации мировых образовательных систем с целью создания единого образовательного пространства [12, с. 8]. Секрет стабильности роста глобальной популярности этой педагогической практики объясняется не только ее максимальной адекватностью социальным требованиям современного общества в образовательной сфере. Он кроется также в высокой результативности за счет естественной собственной непрерывной гибкой модернизации на базе новейших достижений в области цифровых технологий. Для преподавателей e-learning – это инновационное обучение, «бесчисленно разнообразное (как бесчисленны современные технологии и инструменты) », творческий эксперимент, требующий «порой критического взгляда на целесообразность применения отдельных методик» [12, с. 132]. Базовой причиной стремительной трансформации дистанционного обучения в e-learning послужило кардинальное изменение образа мышления человечества с изобретением Интернета и цифровых технологий, без возможностей которых уже не представляется ни одна из сфер деятельности жителей планеты. Электронное обучение сегодня, когда повышение уровня знаний и профессиональной квалификации превратилось в обязательный открытый образовательный процесс, – это естественная среда и стиль общения, средство коммуникаций в цифровом обществе. Исследователи международной образовательной сферы определяют e-learning как «планирование завтрашнего образования [14, c. 4].

    Развитие дистанционного образования прошло долгий путь в пять поколения «от почтовой переписки к радиовещанию, телеконференциям, разнообразным средствам мультимедиа, а в настоящее время – к виртуальному обучению, основанному на веб-технологиях» [13, с. 31]. По мнению экспертов, в сфере межнациональной образовательной деятельности, дистанционное обучение, интегрируясь в классическую систему образования, изменяет существующие формы этой системы, делает ее открытой. Они асимптотически стремятся в своем развитии к некоторой перспективной форме получения образования в 21 веке – «идеалу, вбирающему в себя все самое лучшее из существующих форм в настоящем», сегодня это – технологии смарт-обучения, развивающиеся на основе «умного» применения новейших цифровых технологий [2, с. 27-28]. Инновационное гуманистическое непрерывное открытое дистанционное обучение – это грандиозный глобальный эксперимент в образовании человечества, который еще не завершен. Как и у мирового сообщества в целом, у системы дистанционного образования, несомненно, большое будущее. Она развивается вместе с лучшими новаторскими достижениями человеческой цивилизации, гибко, оперативно и вполне адекватно реагируя на цели и запросы мирового сообщества, возникающие в процессе его продвижения по пути к прогрессу. Обладая огромным синергетическим потенциалом, эта часто саморегулирующаяся инновационная педагогическая практика опережает в своем развитии мировую цифровую педагогику и по сути является ключевой составляющей формирующейся глобальной системы образования. Очевидно, что новому качественному витку развития современного инновационного дистанционного обучения на глобальном уровне должна способствовать инновационная межнациональная цифровая педагогика. Мировой педагогической практике необходима поддержка мировой педагогической теории. Глобальное научное обоснование организации, а также развития образовательного процесса ДО и «умного» применения в нем средств новых информационных технологий – неотложная задача мировой цифровой педагогической науки. Без решения этой проблемы невозможна максимальная «педагогическая плодотворность современного дистанционного обучения», даже если оно будет непрерывно повышать свою эффективность, опираясь на инновационные открытия и изобретения в информационно-коммуникативной сфере. Для того чтобы соответствовать концепции зарождающегося смарт-обучения в обществе знания, дистанционному обучению недостаточно только накопленного крайне ценного опыта e-learning. Необходим научный мониторинг со стороны межнациональной цифровой педагогики. «Важно понимать, что определяющую роль в практике ДО играют не технологические, а педагогические, преподавательские аспекты» [13, с. 36]. Постоянное повышение квалификации, деловых и информационно-технологических компетенций, а, главное, уровня инновационных знаний преподавателей-дизайнеров, носителей знаний в обучающих процессах, наиболее качественно и эффективно в современном мировом образовательном процессе может обеспечить открытое цифровое дистанционное обучение при поддержке формирующейся инновационной общемировой цифровой педагогики. Этот перманентный процесс обоснованного взаимодействия глобальной педагогической теории и практики, на которое опирается в своем становлении общемировая образовательная система, призван бесконечно стимулировать и поддерживать устойчивое позитивное развитие глобальной цивилизации обществ знания, помогая человечеству преодолевать существующие проблемы неравномерного развития интегрирующихся систем образования, сохранения национального культурного наследия, цифровое неравенство и даже риски экономической и политической нестабильности. Современная межнациональная система открытого дистанционного образования, просвещающая и объединяющая всех людей доброй воли мира, – мощный генератор прогрессивных явлений в жизни глобального сообщества. Ей принадлежит будущее, и перед ней бесконечный путь развития человечества.

Список литературы

1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? - Москва: Когито-Центр, 2009. - 96 с.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - Москва: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

3. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования: методологические проблемы обучения русскому языку (монография). - Москва: Российский Ун-т дружбы народов, 2009. - 385 с.

4. Бехман Г. Общество знания - трансформация современных обществ / Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. - Москва: ИНИОН РАН, 2010. - 234 с.

5. Бикмухаметов И.Х. Дистанционное обучение: Учебное пособие. - Уфа: Уфимск. гос. акад. эконом и сервиса, 2006. - 149 с.

6. Всемирный доклад по образованию 2000г.: Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. - Москва: Магистр-пресс/ЮНЕСКО, 2000. - 192 с.

7. Делакаров К.Х. Является ли общество, основанное на знаниях, новым типом общества? /Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. - Москва: ИНИОН РАН, 2010. - 234 с.

8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - Москва: Гум.- изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 432 с.

9. Документ ЮНЕСКО 37 C/4. Проект среднесрочной стратегии. 2014-2021г. - Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2014. - 39 с.

10. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005. - 336 с.

11. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. - 231 с.

12. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002. - 118 с.

13. Мур Майкл Г. и др. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебн. курс / пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. - 63 с.

14. Обзор мирового и российского рынка электронного обучения SeeMtdia. Июнь 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://seemedia.ru

15. Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение: монография. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 182 с.

16. Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе / Под редакцией О. Зубиковой, Г. Исмуратовой О. Куфлей, Н. Суеркуловой, И. Ястребовой / Костанай: ТОО «Центрум», 2016. - 147 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?