О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИВАО КОБАЯСИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследованы возможности и продемонстрированы перспективы использования 20-ти ключей обеспечения эффективности Ивао Кобаяси применительно к задачам развития системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова:
развитие системы, непрерывное профессиональное образование, ключи обеспечения эффективности, И. Кобаяси.
Текст

Введение

Высокая скорость развития технологий производства продукции (товаров, работ и услуг) в современном постиндустриальном обществе привела к необходимости интенсивного развития системы непрерывного профессионального образования как ключевой системы подготовки кадров [1].

Вопросам развития системы непрерывного профессионального образования посвящено достаточное количество научных трудов, среди которых можно упомянуть работы Андреева В.Н. [2], Гагаринской Г.П., Ильиной Л.А. [3], Дегтярева В.А. [4], Ильинской Я.А. [5], Иголкина С.Л., Смольяниновой И.В. [6], Зайниева Р. [7], Карповой Е.В. [8], Красновой Г.А., Можаевой Г.В., Полушкиной Е.А. [9], Колычева Н.М. [10], Пережовской А.Н. [11] и др.

В известных исследованиях в качестве основных принципов непрерывного образования традиционно используются:

– принцип системности;

– принцип модульности в структуре программ;

– принцип компетентностного подхода;

– принцип оптимального сочетания различных форм проведения занятий;

– принцип применения инновационных образовательных технологий;

– принцип накопления знаний в системе обучения;

– принцип увеличения инвестиций в человеческие ресурсы;

– принцип совершенствования системы оценки полученного
образования и др.

В не меньшей мере для развития непрерывного профессионального образования важно соблюдение принципа качества образования.

Цель исследования

Целью данного исследования является рассмотрение перспектив развития непрерывного профессионального образования, основанное на принципах качества.

Методическая база исследований

В качестве методической базы исследований в работе использованы 20 ключей к совершенствованию Ивао Кобаяси [12].

Результаты исследований и обсуждение

В основу данных исследований положена гипотеза о том, что 20 ключей Ивао Кобаяси, традиционно применяемых к совершенствованию бизнес-процессов, могут быть успешно применены к системе непрерывного профессионального образования.

Во-первых, в современных условиях разделения Министерства образования и науки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования [13], в новом контексте возникает проблема наведения порядка (1-й ключ Кобаяси И.) в системе образования и упорядочения процессов непрерывного профессионального образования.  

Во-вторых, речь идет о необходимости рационализации системы управления (2-й ключ Кобаяси И.) непрерывным профессиональным образованием [14], в условиях производимых организационных изменений в рассматриваемой системе.

В-третьих, важным аспектом является развитие в рамках непрерывного профессионального образования системы обучения в малых группах (3-й ключ Кобаяси И.). Именно обучение в малых группах считается наиболее эффективным методом (рис. 1).

Рис. 1. Сопоставительная характеристика различных методов обучения

 

В-четвертых, в системе непрерывного профессионального образования требуется сокращение неоправданных объемов запасов ресурсов (4-й ключ Кобаяси И.), что обусловлено самой природой ускорения научно-технического прогресса [15].

В-пятых, существует объективная необходимость в развитии в рамках непрерывного профессионального образования технологий быстрой адаптации процессов обучения к достижениям научно-технического прогресса, то есть в развитии «технологий быстрой переналадки» [12] (5-й ключ Кобаяси И.). Сокращение жизненного цикла продукции и технологий еще в 1970–1980-е годы привело к тому, что эти циклы оказались сопоставимы с циклами классического обучения [16].

В-шестых, в интересах обеспечения эффективности организации процессов непрерывного профессионального образования необходимо развивать в этой сфере функционально-стоимостной анализ (6-й ключ Кобаяси И.).

Функционально-стоимостной анализ, с одной стороны, позволяет сопоставить стоимость выполняемых функций с их полезностью, а, с другой стороны, сопоставить соотношения полезности реализуемых функций в системе непрерывного профессионального образования и их стоимости с позиций сбалансированности этих соотношений в интересах максимизации функции эффективности образования. 

В-седьмых, создание для непрерывного профессионального образования надежных технологий (7-й ключ Кобаяси И.). То, что Кобаяси И. называл технологиями, не требующими «постоянного присмотра» [12].

В-восьмых, это обеспечение при реализации непрерывного профессионального образования связанного производства (8-й ключ Кобаяси И.).   

В данном случае речь идет об эффективном соединении звеньев в многозвенной образовательной цепочке, обеспечивающем непрерывность и поступательность процессов развития образования [17].

В-девятых, это вопрос обеспечения качественного и своевременного обслуживания оборудования, используемого в системе непрерывного профессионального образования (9-й ключ Кобаяси И.).

Широкое использование в системе непрерывного профессионального образования современного оборудования на базе информационно-коммуникационных технологий требует обеспечения надежности его функционирования по аналогии с системой поточного производства.

В-десятых, для обеспечения ритмичности и сбалансированности непрерывного профессионального образования большое значение имеет учет и распределение выделяемого ресурса времени (10-й ключ Кобаяси И.).

Если исходить из классического японского подхода к управлению эффективности деятельности, на который опирался Кобаяси И., то основное внимание в этом ключе уделяется:

– планированию времени (тайм-менеджменту) [18];

– определению контрольных точек для оценки распределения и перераспределения ресурса времени [19].

В-одиннадцатых, для обеспечения эффективности процесса непрерывного профессионального образования необходимо внедрить в него систему контроля качества (11-й ключ Кобаяси И.), включающей [20]:

– предварительный контроль, направленный на соблюдение правил и норм при разработке планов, формирование необходимых ресурсов, оценке качества донесения целей и задач до исполнителей в интересах эффективной реализации подготовленного плана;

– текущий контроль, используемый в ходе непосредственного
выполнения работ с целью проверки их соответствия плану, оперативного выявления возникающих проблем, срочного их разрешения и корректировки (при необходимости) исходных планов;

– заключительный контроль, направленный на соотнесение итоговых (фактических) результатов с запланированными (ожидаемыми).

В-двенадцатых, при развитии системы непрерывного профессионального образования необходимо оказать необходимую помощь обучаемым в повышении качества их подготовки к обучению (12-й ключ Кобаяси И.).

Поскольку качество реализации любого процесса определяется качеством его подготовки [20], подобная подготовка является неотъемлемым элементом обеспечения эффективности (продуктивности) непрерывного профессионального образования.

В-тринадцатых, значимым фактором в развитии является устранение препятствий осуществления непрерывного профессионального образования с помощью «карты горы сокровищ» [12] (13-й ключ Кобаяси И.).

Использование «карты горы сокровищ» в данном случае предполагает совместный поиск обучающей и обучаемой стороной перспективных направлений обучения и эффективных технологий их осуществления.

В-четырнадцатых, важным аспектом является наделение исполнителей процесса непрерывного профессионального образования полномочиями проводить улучшения (14-й ключ Кобаяси И.).

Наделение исполнителей полномочиями самостоятельно проводить улучшения, с одной стороны, развивает у них инициативу [21], а, с другой стороны, обеспечивает оперативность внедрения улучшений без дополнительных согласований [22].

В-пятнадцатых, включение в систему непрерывного профессионального образования задачи обучения смежным профессиям (15-й ключ Кобаяси И.).

Обучение смежным профессиям обеспечивает повышение надежности (за счет взаимозаменяемости) практически любого вида производственной деятельности.

В-шестнадцатых, это планирование (16-й ключ Кобаяси И.) обучающими процессов непрерывного профессионального образования.

При этом традиционно используются основополагающие принципы планирования [22]: полнота, точность, ясность, непрерывность и экономичность.

В-семнадцатых, это управление производительностью труда (17-й ключ Кобаяси И.) в системе непрерывного профессионального образования.

При этом управление производительностью труда предусматривает ориентацию: как на рост производительности труда, так и на повышение эффективности труда.

В-восемнадцатых, это активное использование в системе непрерывного профессионального образования современных информационных технологий (использование микропроцессоров – 18-й ключ Кобаяси И.).

Учитывая, что 2010-е годы ознаменовались развитием концепцией управления на базе информационных технологий [23], не вызывает сомнений, что информационные технологии в перспективе будут занимать доминирующее положение в системе непрерывного профессионального образования.

 В-девятнадцатых, важное значение при реализации системы непрерывного профессионального образования играет сбережение всех видов ресурсов (19-й ключ Кобаяси И.).

Это обусловлено тем, что в условиях продолжающейся коммерциализации системы образования принципиальное значение играет экономика системы непрерывного профессионального образования, включая себестоимость реализуемых процессов.

В-двадцатых, решающее значение в развитии системы непрерывного профессионального образования играет использование общих и специализированных технологий (20-й ключ Кобаяси И.).

Именно уровень технологий определяет потенциальные возможности реализации соответствующих процессов.

Не случайно, именно 20-й ключ (наряду с 1-м, 2-м и 3-м) Кобаяси И. рассматривал в качестве «ключевых» (рис. 2).

Рис. 2. «Ключевые» ключи И. Кобаяси

 

Выводы

Таким образом, несмотря на то, изначально двадцать ключей обеспечения эффективности разрабатывались Ивао Кобаяси для сферы промышленного производства, благодаря своему универсализму они в полном объеме могут быть использованы для развития системы непрерывного профессионального образования, включая: наведение порядка в системе образования и упорядочения процессов непрерывного профессионального образования; рационализацию системы управления непрерывным профессиональным образованием; развитие в рамках непрерывного профессионального образования системы обучения в малых группах; сокращение в системе непрерывного профессионального образования неоправданных объемов запасов; развитие в рамках непрерывного профессионального образования технологий быстрой адаптации процессов обучения к достижениям научно-технического прогресса; функционально-стоимостной анализ организации процессов развития непрерывного профессионального образования; создание технологии непрерывного профессионального образования, не требующей «постоянного присмотра»; обеспечение эффективной связи звеньев непрерывного профессионального образования; обслуживание оборудования, используемого непрерывного профессионального образования; учет и распределение времени, выделяемого на непрерывное профессиональное образование; систему контроля качества непрерывного профессионального образования; помощь обучаемым в повышении качества их подготовки к обучению; устранение препятствий осуществления непрерывного профессионального образования с помощью «карты горы сокровищ»; наделение исполнителей процесса непрерывного профессионального образования полномочиями проводить улучшения; включение в систему непрерывного профессионального образования задачи обучения смежным профессиям; планирование процессов непрерывного профессионального образования (обучающими); управление производительностью непрерывного профессионального образования; использование в системе непрерывного профессионального образования микропроцессоров; обеспечение сбережения ресурсов при реализации системы непрерывного профессионального образования; развитие общих и специализированных технологий непрерывного профессионального образования.

Список литературы

1. Тебекин А.В. Анализ процессов инновационного развития образовательных платформ в системе непрерывного образования. // Инновации. - 2014. - № 5 (187). - С. 68-72.

2. Андреев В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона. // Псковский региональный журнал. - 2013. - №15. - С. 167-172.

3. Дегтерев В.А. К вопросу о системе непрерывного профессионального образования. // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 9-2. - С. 175-180.

4. Ильина Л.А. Формирование профессиональной компетентности как компонента подготовки менеджеров /Л. А. Ильина/ и др. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества образовательного процесса: Монография. / Г.П. Гагаринская, Л.Н. Ильина и др./ Самара: СамГТУ; Минск: БГУИР, 2007. - 295 с.

5. Ильинская Я.А. Опыт создания системы дополнительного непрерывного образования. / Я. А. Ильинская. - М.: Макс-пресс, 2014. - 139 с.

6. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Формирование механизма интеграции образовательных структур на основе кластерного подхода// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 11. - С. 5-10.

7. Зайниев Р. Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА. (Из жизни вуза) // Высшее образование в России. - 2008. - №8. - С. 93-99.

8. Карпова Е.В. Непрерывное профессиональное образование-ключ к высококвалифицированному специалисту // Территория науки. -2014. - № 2. - С. 12-17.

9. Краснова Г.А., Можаева Г.В., Полушкина Е.А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2017.-238 с.

10. Колычев Н.М. Необходимо выстроить современную модель непрерывного агрообразования. // Ректор ВУЗа. - 2009. - №1. - С. 34-38.

11. Пережовская А.Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования // Образование и воспитание. - 2015. - №2. - С. 13-16.

12. Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Фактическая программа революционных преобразований на предприятиях: пер. с яп. / И. Кобаяси. - 2-е изд. - М.: Стандарты и качество. 2007. - 248 с.

13. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

14. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М., 1992.

15. Тебекин А.В. Тектонические сдвиги в современных взглядах на планирование работы корпорации техноструктурой относительно взглядов Дж. К. Гэлбрейта. Стратегии бизнеса. - 2017. - № 11 (43). - С. 20-24.

16. Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов. // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С. 86-89.

17. Тебекин А.В., Пилипчук Н.В. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами организации. // В сборнике: Наука и практика: интеграция знаний материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВО "Московский экономический институт". - 2015. - С. 110-115.

18. Тебекин А.В., Шафиров В.Г. Характеристика тайм-менеджмента как эффективной подсистемы управления социально-экономическими системами. // Журнал социологических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 33-47.

19. Тебекин А.В. Технологии преодоления барьеров на пути улучшений в управлении проектами. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 22-39.

20. Тебекин А.В. Управление качеством. Учебник / Москва, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).

21. Управление инновациями. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Блау С.Л., Мантусов В.Б., Новиков В.Е., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Монография. Под ред. проф. А.В. Тебекина / Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». Москва, 2017.

22. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696 с.

23. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 64-68.

Войти или Создать
* Забыли пароль?