УВЕЛИЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья рассматривает вопросы психофизических нагрузок детей разновозрастных групп в туристско-краеведческой деятельности. Проводится анализ взаимодействия семьи с личностью ребёнка в туристско-краеведческой деятельности. Рассматриваются теоретические и практические вопросы педагогического взаимодействия и сотрудничества. Анализируется педагогический опыт и воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности. Работа выполнена в рамках проекта № 27.9397.2018/БЧ «Педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».

Ключевые слова:
воспитание, механизмы воспитания, воспитательная ситуация, туристско-краеведческая деятельность, потенциал развития, физические нагрузки, взаимосвязь с семьёй в туристско-краеведческой деятельности, здоровый образ жизни.
Текст

Важнейшей задачей образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. Организация и проведение туристических походов в советский период показали массовую доступность данных занятий с детьми и гармонизацию их с природной средой. Походы выходного дня включали различные элементы педагогического воздействия: беседа, похвала, обучение навыкам движения и т.д. Данные элементы не только помогали в познании красоты окружающего мира, но и способствовали всестороннему развитию личности ребенка. Из этих элементов складывалась воспитательная технология в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленная на комплексное развитие ребёнка. Однако помимо этого туристско-краеведческая деятельность оказывала также поддержку семье в развитии и воспитании детей. В первую очередь, за счёт обретения нового коллектива единомышленников в туристической группе, где основным механизмом успешности воспитания являлось развитие  ответственности перед коллективом (туристической группой) за порученные дела. Этот феномен формирования коллектива в решении поставленных задач был рассмотрен Анатолием Николаевичем Лутошкиным, объяснившим это явление, – «эффектом группы». Он называл его «потенциалом деятельности коллектива», им были рассмотрены пять стадий развития коллектива и его возможностей (А.Н. Лутошкин, 1978) [3]. К этому можно добавить, что большую роль в туристско-краеведческой деятельности для укрепления коллектива играла разносторонняя практическая деятельность ребёнка в условиях природы. Природа обладает колоссальной энергией воздействия на личность человека. В основе организации природы, непосредственной естественности, лежит огромное многообразие форм и взаимоотношений, где царствует естественная эволюция. Характер сложившихся природных экосистем в естественной эволюции настраивает психику ребёнка на гармоничное развитие. Человек пока ещё только учится выстраивать гармоничные взаимоотношения с миром растений, животных и самим собой. Современный мир человеческого общества воздействует в первую очередь на самого человека, изменяющего окружающую среду, в которой все труднее остаться здоровым физически и психически. Созданные цивилизацией городов бытовые удобства (ровная температура квартир, постоянная доступная пища, малоподвижный образ учебы и работы) ослабляют организм «дитя природы», отдаляя человека от мира природы, тем самым ослабляя организм как физически, так и духовно. Туристско-краеведческая деятельность одна из форм работы с поколением, позволяющая строить энергичные, с большим многообразием воспитательные ситуации, показывающие эволюционные пути развития жизни, несущие истинные физические и нравственные ценности в окружающем мире. Туристско-краеведческая деятельность позволяет превратить обычный поход в событие для личности, где каждый может стать героем, преодолевающим трудности пути, тяготы дороги, походной жизни. Именно в походе организм получает психофизические нагрузки, которые закаляют тело и характер, именно в походе появляется коллектив, сплоченный одной идеей, решающий задачи, необходимые всем и каждому в отдельности. В походе личность ребенка определяет собственные способности и возможности. Это протекает на фоне развития выносливости и закрепления положительных качеств личности. Каждый участник туристской группы понимает и видит решение простых жизненно важных вопросов, определяет свой потенциал и характер деятельности в их правильном решении [6, с. 217].

            Наш российский путешественник, писатель, художник, священник, Федор Филиппович Конюхов, отвечая на вопрос журналиста, как он готовился к путешествиям, ответил: «Надо готовиться морально, физически, духовно, материально. Для меня самое главное – духовный настрой. Даже полет на воздушном шаре вокруг Земли (в 2016 году) – это был духовный настрой. Я не допускал мысли, что я где-то приземлюсь или упаду. Надо духовно выстроить свой путь и не прерывать его» [1]. В туристско-краеведческой деятельности дети только начинают постигать построение пути маршрута похода, за которым происходит постепенное построение маршрута жизненного пути, определяются профессиональные наклонности и оттачиваются личностные положительные качества. Анализ педагогического опыта показывает важную роль семьи. Родители провожают и встречают своих детей из походов, оказывая им всяческую поддержку в туристических занятиях. В туристско-краеведческой деятельности дети начинают постигать историю своего края, интересуясь у родителей, где их корни, изучая краеведческий материал, делают первые шаги в определении роли своей семьи в общественном развитии.  Однако главная помощь семье состоит в развитии и закреплении качеств личности у ребенка в туристско-краеведческой деятельности. Это самостоятельное приготовление пищи в условиях открытого огня (на костре), самостоятельное выполнение обязанностей, возложенных в коллективе, ролевых функций (штурман, костровой, повар, ремонтник и т.д.). Руководитель похода предоставляет возможность каждому ребёнку опробовать свой личностный потенциал в различных условиях и формах.

Туристско-краеведческая деятельность имеет огромный ресурс для физических нагрузок. Туризм сравнивают с работой грузчика по переносу тяжести на расстояние, только в туризме добавляется пересеченная местность с массой препятствий естественного характера. В этой деятельности необходима физическая подготовка. Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П.Ф. Лесгафт. Он рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» [2]. Рассматривая взаимосвязь культуры здоровья с различными компонентами физической культуры и видами физкультурно-спортивной деятельности, следует отметить гармоничную направленность в развитии личности занятиями туристско-краеведческой деятельности. Проблема формирования положительной мотивации и убеждений здорового образа жизни у учащейся молодёжи может успешно решаться средствами туристско-краеведческой деятельности [5, с. 3]. Вместе с тем, положительные результаты достигаются при активной систематической и технологически грамотной туристско-краеведческой работе, использовании разнообразных технологий, форм и методов воспитательного воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, стимулирования интересов, подчёркивании общественной значимости проводимых туристско-краеведческих мероприятий. Походная жизнь наиболее полно помогает определить личностные качества, помочь в искоренении недостатков и увеличить класс мастерства и физического развития каждого участника. В преодолении трудностей дороги раскрываются черты характера личности учащегося, его способности, интересы, склонности и устремления. Организованная группа всегда находит возможности поддержать тех, кому сейчас трудно. Появляется «чувство локтя» – умение чувствовать, когда товарищу тяжело и вовремя его поддержать [7, с. 225].

Туристско-краеведческая деятельность позволяет плодотворно и целенаправленно вести работу по развитию отдельных сторон личности воспитанника. Важным элементом воспитания являются установленные правила поведения. И наибольший эффект дают правила, обозначенные в игровой форме. Так в 2000 г. в Кенозерском полевом экологическом лагере в шуточной форме мною были прописаны правила поведения. В частности, разрешалось: стоять на головах во время утренней зарядки; показывать знания во время занятий; выигрывать в соревнованиях; просить дополнительную порцию во время обеда; спать головой на север и др. А запрещалось: разжигать огонь под подушкой и возле палатки; выбрасывать мусор на голову товарища, а также рядом; бежать куда глядят глаза; ломать и закапывать инвентарь; выть на облака и луну и др. Игровая форма педагогического воздействия позволяет «проживать» конкретные роли, действия, образы, быть учащемуся свободным, раскованным. Игровая форма, спортивный азарт помогают снять болезненную застенчивость, активизировать участников, усилить оптимистическое мироощущение  сегодняшнего дня. А прохождение маршрута похода или программы туристического лагеря позволяет поставить каждого участника в новые условия (без родительской опеки, комфорта, привычного образа жизни), что в корне меняет характер взаимоотношений: все друг с другом связаны, все друг от друга зависят. Это позволяет формировать у детей такие качества, как коммуникабельность, ответственность, спокойность, психологическая устойчивость личности [8, с.154].     

Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся познакомиться с природой и историей своего края, – это увлекательный, интеллектуальный труд, дарящий радость познания, творчества и общения. Туристско-краеведческая деятельность может легко перерастать в общественно-полезное дело и стать первой ступенькою в социальной структуре общественной гражданственности. Александром Александровичем Остапцом-Свешниковым была разработана программа детского туризма «Школа жизни – окружающий мир», являющаяся в настоящее время основополагающей концепцией развития туристско-краеведческой деятельности. Основные положения программы: «Школа жизни – окружающий мир» сводятся к всестороннему развитию личности, здоровому образу жизни, познанию окружающего мира [5, с. 57]. Педагогический потенциал туристско-краеведческой деятельности заключается в реализации личностных запросов молодежи, в раскрытии качеств и свойств личности, в развитии социальных отношений. А.А. Остапец-Свешников доступно передавал свой педагогический опыт. Можно увидеть обозначенные им педагогические принципы построения туристско-краеведческой деятельности: туризм и краеведение доступны каждому; мечтаем о будущих путешествиях; важна физическая подготовка; не важно, какая погода, важно какое снаряжение [4].

В практике туристско-краеведческой деятельности происходит удовлетворение личностных запросов участников похода, показывающих положительные стороны развития личности в различных видах деятельности. И эта положительная модель поведения пропагандирует ценности уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора, формирует отношения к миру, самому себе, развивает умения и навыки, реализует внутренне присущие человеку задатки и свойства личности. В туристско-краеведческой деятельности педагогика ориентирована в здоровое и безопасное будущее, а ее «конечный продукт» – инициативная, ответственная, творческая личность. Конечно, важная роль принадлежит личности педагога, руководителю похода, учитывающему эмоциональный потенциал, силы и возможности каждого ребенка. Благоприятно влияет на развитие личности психологический климат формируемого состава туристской группы, коллектива, где преобладает доброжелательность, защищенность, мажорность, взаимопомощь, уважительность. В ходе путешествий происходит разнообразная взаимосвязь с семьёй, успех этой взаимосвязи зависит от цели, содержания заданий, условий организации и опыта руководителя. Во всех случаях участия детей в путешествиях они запоминают свои первые самостоятельные шаги в познании себя и окружающего мира. Помочь сделать правильно первый шаг, к испытанию себя  на прочность, к прохождению жизненного пути через преодоление трудностей походной жизни – задача опытного педагога, воспитателя. Обретение самостоятельных навыков преодоления психофизических трудностей даёт возможность учащемуся войти полноценным гражданином в реалии современной жизни, выйти на уровень «добытчика в семье» за счет сбора ягод или грибов на маршруте и доставки их домой. Не всегда это много, но ложка дорога к обеду, пусть развивающийся потенциал «добытчика» восхитит родителей.

  Нацеленность туристско-краеведческой деятельности на эмоциональное развитие ребенка, развитие личностных качеств школьника, воспитание экологической культуры личности, ознакомление с природой и историей родного края, утверждение ценностей здорового образа жизни в сознании воспитанника – все это есть педагогические условия увеличения потенциала физического и психического развития детей в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Список литературы

1. http://tass.ru/opinions/interviews/3858839

2. https://elibrary.ru/item.asp?id=28164539

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- 1978. - 123 с.

4. Остапец А.А. На маршруте туристы - следопыты: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

5. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Изд. 2., М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. - 96 с.

6. Сковородкин В.А. Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 216-220.

7. Сковородкин В.А. Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности с детьми //Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования/сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. под редакцией С.А. Герасимова, Н.Н. Скоробогатовой, И.З. Сковородкиной, В.П. Аксеновой; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской; ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж», ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления». Издательство: КИРА. - 2016. - С. 221-228

8. Сковородкин В.А. Воспитательный эффект туристско-краеведческой деятельности// Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций №2 / Издательство: Академия социального управления Москва, 2016. - С. 150-156.

Войти или Создать
* Забыли пароль?