«Космодемьянская средняя общеобразовательная школа» (учитель этики и школьный психолог)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье показаны концептуальные основы этического воспитания и отражен опыт экспериментальной работы на примере МБОУ «Космодемьянская СОШ» Рузского района Московской области. Важная роль отводится значимости этического диалога педагога с учащимися и развитию ценностно-смысловой сферы личности школьника. Описаны также значимые практические результаты этического воспитания школьников в данном образовательном учреждении.
гуманизм, школьник, этический диалог, ценностно-смысловая сфера, школа, педагог.
В жизни современного общества воспитание растущего поколения – это одна из главных задач школы, так как именно школа является в непростое время единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Начиная свою школьную жизнь, ребёнок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в определенной мере воспитывает.
«Цель любого образования – научить жить» – говорил швейцарский педагог Генрих Песталоцци, и его слова актуальны для нашего времени. Научить ребёнка жить в современном обществе, считаясь с мнением других, традициями, научить его справляться с межличностными проблемами и находить компромиссы, а также свободно держаться в любом общении и выглядеть достойно.
Человек как личность, т.е. носитель морали с индивидуальной формой ее проявления, реализуя себя в различных сферах жизни, выступает то в одной, то в другой роли, причём эти роли тесно переплетаются. Такой процесс напрямую связан с социализацией личности. Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность разных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе воспитательного.
В микрорайоне, где расположена школа, которая является экспериментальной площадкой ФГБНУ «ИИДСВ РАО» отсутствуют воспитательные и досуговые центры. Практически школа взяла на себя функции воспитательной работы в микрорайоне. Все социально значимые мероприятия проходят на базе данного образовательного учреждения.
Включённость МБОУ «Космодемьянская СОШ» в экспериментальную работу продиктована необходимостью помочь учащимся найти значимые нравственные ориентиры в жизни, чтобы успешно реализовать себя в жизни.
Усилия педагогического коллектива были направлены, прежде всего, на то, чтобы сформировать нравственно-этическую среду в школе, где ученик чувствовал бы себя комфортно, с мотивацией шёл на уроки.
В своей каждодневной профессиональной работе педагоги с успехом используют методику «этического заряда», а также методики, активизирующие нравственный потенциал, метод диалогового взаимодействия.
Сложившаяся система воспитательной работы опирается на нравственно-этические установки. В своей профессиональной деятельности педагогический коллектив опирается на идеи педагогики гуманизма, педагогики сотрудничества, педагогики общей заботы, а также на лично-ориентированный и аксиологический подходы к школьнику. Активно проводится работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Дети изучают историю школы, семьи, посёлка, окрестных деревень, храмов, находящихся на территории поселения. Пополняют экспонатами школьный краеведческий музей. Информация и знания, полученные детьми, помогают им понять и осмыслить духовную связь времён. Понять настоящее нельзя, если не знаешь своё прошлое. На уроках истории и географии также воспитывается уважительное отношение к нашим далёким предкам, их героическим подвигам, заботой их об общем благе.
Воспитание чувства прекрасного, умения видеть красоту родной природы проходит на занятиях эколого-биологической направленности. Вопросы, затрагивающие нравственно-этические стороны бытия Человека на Земле, учителя-предметники освещают на уроках естественно-математического цикла.
Воспитательные мероприятия, которые проводятся в школе, учат детей быть терпимыми по отношению к окружающим.
Этическое воспитание школьников в данном образовательном учреждении опирается на развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся и имеет следующую логику этического воспитания: обозначение ценности – её осознание в субъектно вырабатываемом индивидуальном опыте воспитанника во взаимодействии с другими школьниками – нахождение собственного смысла в обозначенной ценности – согласование и обогащение индивидуальных смыслов учащимися через взаимодействие в этическом диалоге как основном методе познания, что и стимулирует развитие ценностно-смысловой сферы в целом.
Эта логическая последовательность определяет воспитательную технологию развития ценностно-смысловой сферы личности, результатом которой становится ценностно выраженное отношение воспитанника к постигаемой действительности, осознание ценностей.
В воспитательной работе МБОУ «Космодемьянская СОШ» определены основные направления индивидуального развития ценностно-смысловой сферы школьника в системе нравственно-этического воспитания: этическое познание; развитие эмоциональной сферы; стимулирование нравственного выбора в опыте поведения; организация рефлексии, актуализация нравственной оценки и самооценки.
В экспериментальной работе представлены также:
Этические средства по развитию ценностно-смысловой сферы школьника |
||||
Философско-мировоззренческие |
Ценностно-смысловые |
Операционно-технологические |
Организационно-методические |
Информационно-содержательные |
Выявление специфики и места этического воспитания в контексте развития ценностно-смысловой сферы школьника. Изучение и освоение этических взглядов, различных философских направлений, религий и мыслителей, обогащающих ценностно-смысловую сферу личности. Использование потенциала «диалога культур». |
Актуализация в соответствии с возрастной спецификой нравственных категорий и ценностей, выявление нравственных проблем и идей. Выработка педагогических умений по трансляции и интериоризации нравственных ценностей и смыслов. Выявление сущностной роли диалога в процессе ценностно-смыслового взаимодействия. |
Разработаны принципы, общие методические подходы, движущие силы, «точки роста», критерии, этапы, уровни этического воспитания в контексте общего воспитания личности. Разработаны механизмы, способствующие органичному сосуществованию различных видов воспитания. |
Использование специфических методов, способов, приёмов, гуманных акций, разработанных для этического воспитания, которые можно экстраполировать на другие виды воспитания. Разработка и систематическое проведение семинаров, научно-практических конференций, мастерских. |
Журнал «Этическое воспитание», различные учебно-методические пособия для учителей, хрестоматии по этике, диалоги, проблемные ситуации, притчевые миниатюры для учащихся и т.д., а также разработки авторских курсов, конкретных занятий и мероприятий.
|
В результате работы у школьников выявлены следующие критерии нравственного развития: высокий уровень соотнесённости этических знаний с опытом повседневного поведения, развитая культура чувств, ценностно-смысловая ориентация поведения, способность к рефлексии, выраженная потребность нравственной оценки поведения и самооценки.
Экспериментальная работа показала эффективность вхождения педагогов в освоение и реализацию ценностно-смыслового подхода в практической реализации этического диалога, подтвердила выработанные условия целесообразного методически грамотного его применения.
В результате деятельности был собран богатый материал в контексте проблемы в разных возрастных группах, творческих разработок воспитательной деятельности школы (изюминки педагогических находок, диагностические и экспериментальные методики, папки с практическими наработками школ, обобщающие материалы).
Материалы по экспериментальной работе МБОУ «Космодемьянская СОШ» востребованы современной практикой воспитательной работы в образовательных учреждениях. Подготовленные материалы по научной проблеме расширяют, углубляют её педагогический контекст в реализации развития нравственного воспитания школьников, обеспечивая педагогов как научным пониманием её освоения и развития, так и конкретными методическими пособиями для работы.