ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.А. ТАРКОВСКОГО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется творчество А.А. Тарковского, в котором главное место занимает тема детства; тема значимости первых лет жизни для развития личности, важности периода детства в осознании своего места в мире и формирования мировосприятия.

Ключевые слова:
детство, ребенок, личность, мать, отец, жизнь, смысл, память, бытие.
Текст

Идея становления личности, которая имплицитно включает в себя проекцию периода детства, является предметом различных философских дискуссий. Особого интереса заслуживает философское осмысление разнообразных произведений искусства, раскрывающих «философию детства» через внутренний мир, мир индивидуальных мыслей, чувств, личных воспоминаний, ассоциаций авторов этих произведений.

 В творчестве кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского тема детства находит  глубокое и искреннее изображение, часто прослеживается   идея «собирания» личности, где значимым моментом является проекция детского периода развития. А.А. Тарковский благодаря киноискусству сумел донести до зрителя важную мысль, показав, что в  воспоминаниях о детстве можно обнаружить тот переломный момент, ту точку отсчета, с которой начинается оценка себя и своего места в этом мире.

Символично то, что первые три фильма кинорежиссера  основывались на детских воспоминаниях. Уже в своей дипломной работе,  детском короткометражном сюжете «Каток и скрипка», где  изображается  дружба мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка, наблюдается высокое уважение Тарковского к киноискусству, к которому он относился не как к ремеслу, развлечению или источнику дохода, а как к делу собственной жизни. Сюжеты в лентах Тарковского представляют собой «философское кино», в котором выражается невероятное богатство мыслей, формирующее  сложное и детально проработанное мировоззрение мыслителя.

Первая полнометражная постановка «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван» –  это не просто история подростка (Николая Бурляева), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, а глубочайшая философская рефлексия по поводу осмысленной  предельной вовлеченности человека в бытие. Фильм затрагивает тему  значимости каждого человека в мире, причем не столько его социальной функциональности в этом мире, абстрактной вовлеченности в бытие, сколько его неповторимой индивидуальности, «субъективной» вовлеченности в жизненное пространство. Человек как «атом» не может жить, имея целью лишь реализацию своих внешних функций, он вмещает в себя абсолютное измерение бытия, так сказать «цементирующее» начало, придающее своим существованием  всеобщее значение миру. Мальчик Иван, переживающий  период трагического излома бытия, столкнувшись с ужасами войны, показан как бы в двух измерениях своего существования: реальном мире войны и мире воспоминаний (мире детства),  в каждом из которых он абсолютно разный герой: в первом случае – это бесстрашный разведчик, во втором –  беззащитный счастливый ребенок. В кино четко прослеживается грань между реальностью и воображаемым миром памяти, но в то же время чувствуется неразрывность  двух этих измерений, когда невозможно понять, какому из них  принадлежит определяющее, господствующее  значение. Дихотомия заключается в том, что в цельном мире человека  невозможно противопоставить объективный (общезначимый) внешний план – плану субъективному (индивидуальному, глубинному). Трагизм картины заключается в том, что ребенок – герой лишь в малой доле смог реализовать  заложенный в нем потенциал,  не исчерпав далеко бесконечное измерение бытия. Богатство внутреннего мира отдельно взятой личности настолько существенно, что потеря каждого человека – это подлинная трагедия бытия.

Интересен тот факт, что в поэзии отца кинорежиссера, Арсения Тарковского, детский мир  является одним из ключевых объектов изображения. Тема детства в поэтическом мире Арсения  Тарковского – это отдельная область сознания лирического субъекта, основа его поэтического мировосприятия и источник формирования его как творца. Возможно, именно эта приверженность отца к детской тематике сказалась и на мировоззрении кинорежиссера. Так, в стихотворении Арсения Тарковского «Река Сугаклея уходит в камыш…» происходящие события  совмещают в себе прошлое и настоящее, пространство включает две реальности: место, в котором происходят события настоящего времени, за которыми наблюдает лирический субъект, имплицитно присутствующие в тексте, и место, где проходило его собственное детство. Тот же самый прием встречается и в описанном выше фильме Андрея Тарковского «Иваново детство».

Как в поэзии отца Арсения, так и в творчестве сына Андрея прослеживается единый лейтмотив значимости первых лет жизни для развития личности, важности периода детства в осознании своего места в мире и формирования мировосприятия. Данную мысль демонстрирует автобиографичный фильм А.Тарковского «Зеркало» (первое название «Исповедь»), замысел которого изначально был полностью посвящен матери.  Постепенно тема матери  смещается в сторону темы сына, которая становится темой отца. Воспоминания о своем детстве, репрезентация в памяти главного героя Алексея собственного прошлого, прошлого его матери и истории своей страны настолько будоражат героя, что  происходит «духовный взрыв», благодаря которому герой выявляет глубинные основания своей личности в бытии. Непривычность фильма «Зеркало» состоит в разномасштабности: собственно воспоминания героя о детстве, матери и «сны», «видения», в которых образы детства и образ мамы представлены в ирреальной, фантастической форме. Зеркало является  мистическим собеседником, одновременно подтверждающим и опровергающим человеческую самотождественность.

Детство – это целостная вечная основа бытия. Особенно ярко данная мысль демонстрируется в эпизоде с испанцами. И.И. Евлампиев, подробно анализируя картину, отмечает, что главное место в воспоминаниях испанцев занимает трагическое событие их детства – расставание с родиной, когда они, будучи детьми, были вывезены в Советский Союз. Но даже продолжительная жизнь вдали от родины не искоренила в них самобытного испанского духа. Они живут как будто в постоянном надломе, дисгармонии. С одной стороны, со временем они утратили понимание духовной сути, с другой – это духовность так прочно была заложена в детстве, что каким-то бессознательным образом обнаруживает себя  в их поведении, эмоциях, чувствах [3; 160].

Обращаясь к методологии гуманитарного знания, можно с уверенностью сказать, что в творчестве Тарковского, особенно в фильме «Зеркало», обнаруживается метод биографического анализа М.М. Бахтина. Исследуя многообразие форм биографического дискурса в творчестве  этого ученого, И.В. Голубович пишет: «Бахтин рассматривает специфику биографического дискурса в культуре,  прежде всего,  в контексте своих размышлений о литературе, а биографию и автобиографию представляет как один из ее жанров. Вместе с тем глубина бахтинского анализа выводит нас  далеко за рамки сугубо литературного творчества, на уровень фундаментальных оснований  культуры» [2; 75]. В нашем случае бахтинская автобиографическая методология обнаруживается в таком  явлении культуры,  как кинематограф.

Кроме того, он использует идею идеальной смысловой истории в контексте творческой биографии, поскольку любое произведение искусства дано нам в авторской интерпретации, то «…каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него, которая объемлет собою как предмет, так и реакцию героя на него (реакция на реакцию)...» [1; 10]. Далее он продолжает мысль, что  «в художественном же произведении в основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое  героя, и все отдельные его проявления имеют значение для характеристики этого целого как моменты его» [1; 10].  Что касается художественного фильма Тарковского «Зеркало», то здесь режиссер очень точно интонирует каждую подробность своего героя, каждую его черту, каждое событие его жизни, каждый поступок, его мысли и чувства.

Фильм изображает важнейший процесс, который должен осуществить каждый человек, – это процесс «собирания», «концентрации» своей личности, выявления абсолютного смысла своего бытия. Ребенок  становится взрослым, обретает себя в процессе того, когда на него воздействуют (сознательно и бессознательно) окружающие:  с одной стороны,  близкие ему люди отражаются в нем, с другой, –  их «отражения» остаются в нем как часть его существа. Для героя – «автора»  живое обоснование его собственной личности он находит в образе матери. Влияние матери на ребенка в детстве может быть столь всеобъемлющим и глубоким, что все события жизни взрослеющей личности продолжают носить этот отпечаток первых осознанных впечатлений, берущих начало там, в далеком детстве. Для героя – «автора» фильма смыслозначимым событием был уход отца из семьи, что и стало той точкой отсчета, с которой начинается сознательное отношение к миру. Мать выбирает свой жертвенный путь, путь посвящения себя детям. Этот образ матери, пожертвовавшей своей жизнью ради жизни детей, как в зеркале запечатлевается в душе ребенка-сына и оказывает важнейшее влияние на формирование его личности. Будучи взрослым, эта тема находит место в его собственной семье, но теперь он сам – тот отец, который ушел от жены и собственного сына. В фильме «Зеркало» изображен  весь спектр детско-родительских отношений, смешаны абсолютно разные чувства: и любовь, и преданность, и расставание, и отчаяние, и вина. Несмотря на автобиографичность, кинолента является трагедией не одной, а  многих семей как советского, так и современного российского общества.

Многозначное, пронизанное глубокими философскими идеями, искусство Тарковского послужило ориентиром в поисках незыблемых, вечных ценностей для целого поколения середины XX  в. Тема детства входит в его творчество как особая область человеческого бытия. Собственно его ленты питались этим источником, источником воспоминания детства, своего прошлого, судеб отца и матери. Сюжеты Тарковского пронизаны художественным, иррационально-интуитивным и в тоже время реально-событийным изображением детства.

Детство не уходит в прошлое, а остается в воспоминаниях, входит в плоть и кровь, заставляя без конца решать проблему обоснованности своего бытия. В его философских кинолентах память детства приобретает всеобщий исторический масштаб. Память не только субъективна, принадлежа какому-то конкретному человеку, но и обладает объективным измерением исторического бытия. Понимание человеком  самого себя и «собирание» себя в своем внутреннем духовном мире  происходит путем соединения субъективной и объективной памяти. Именно через взаимодополняемость личности и мира обнаруживается сущность самой личности, раскрывается её абсолютное  значение.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С.10

2. Голубович И.В. Биография: силуэт на фоне Humanities (Методология анализа биографии в социогуманитарном знании). Монография. - Одесса: СПД Фридман, 2007. - С.75

3. Евлампиев И.И. Художественная философия Андрея Тарковского. - 2-е издание., переработ. и доп.- Уфа: ARC, 2012. - 472 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?