ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Спрос абитуриентов на обучение зачастую формируется под влиянием психологических факторов. Желания и предпочтения абитуриентов на получение образования по конкретным специальностям меняются каждый год, а предложение обучения по требуемым рынком направлениям в государственных вузах не удовлетворяет спрос. Проблема несоответствия предложения спросу на рынке труда оборачивается отставанием развития экономики в масштабах страны. Создание оперативно-работающей системы, которая позволит обеспечить рынок труда необходимыми специалистами в нужном количестве, является выходом из сложившейся ситуации.

Ключевые слова:
модель, инновации, управление, образовательная услуга, университет.
Текст

Состав участников рынка образовательных услуг в сфере высшего образования Российской Федерации можно упрощенно представить состоящим из следующих объектов: государство, высшие учебные заведения, физические лица (потенциальные специалисты), работодатели и финансовые структуры, что представлено на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь участников рынка образовательных услуг в сфере высшего образования

Анализ состояния рынка образовательных услуг в сфере высшего образования показывает, что в настоящее время рынок характеризуется некоторым разрывом между предложениями вузов и спросом работодателей на специалистов-выпускников. Такой разрыв объясняется, прежде всего, дисбалансом спроса на обучение со стороны абитуриентов и спроса работодателей на специалистов. На рис. 2 показано соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования.

Спрос абитуриентов на обучение зачастую формируется под влиянием психологических факторов. Желания и предпочтения абитуриентов на получение образования по конкретным специальностям меняются каждый год, а предложение обучения по требуемым рынком направлениям в государственных вузах не удовлетворяет спрос. Непреодоленный демографический спад и доступность всех направлений подготовки, которая возникла из-за увеличения числа коммерческих вузов, приводит к ориентации вузов на удовлетворение потребительского, в большей степени конъюнктурного, спроса абитуриентов на образовательные услуги. А это, в свою очередь, создает ситуацию, когда выпускники не могут найти работу по своей специальности, а работодатели не могут полностью удовлетворить свою потребность в квалифицированных кадрах, прибегая к затратам на обучение вновь принятых работников.

 

Рис. 2. Соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг

в сфере высшего образования

 

Проблема несоответствия предложения спросу на рынке труда оборачивается отставанием развития экономики в масштабах страны. Создание оперативно-работающей системы, которая позволит обеспечить рынок труда необходимыми специалистами в нужном количестве, является выходом из сложившейся ситуации.

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития актуальна не только подготовка специалистов, но и подготовка потенциальных работодателей, способных, используя полученные знания и навыки, грамотно организовать инновационно-ориентированный бизнес.

Высшие учебные заведения, выполняющие государственные задания на подготовку специалистов, играют роль инструмента, при помощи которого государство регулирует число специалистов-выпускников конкретных направлений подготовки. Бюджетные средства, выделяемые вузам, для многих становятся обязательным условием выживания на рынке, но этих средств недостаточно для обеспечения благоприятных условий для развития. Для обеспечения и развития научно-технического, кадрового, финансово-экономического и инновационного потенциала высшим учебным заведениям приходится искать дополнительные источники финансирования. Таким образом, предпринимательская деятельность высших учебных заведений в части обучения студентов на платной основе, с одной стороны, насыщает рынок образовательных услуг, удовлетворяя спрос абитуриентов, не прошедших конкурс на бюджетное обучение, а с другой стороны, обеспечивает развитие вуза, являясь, тем самым, важнейшим компонентом современного высшего образования в России.

В этих условиях высшее учебное заведение для обеспечения своей конкурентоспособности должно отвечать следующим требованиям:

1. Гибкость и оперативность в подготовке новых специалистов. Это требование подразумевает способность высшего учебного заведения в кратчайшие сроки адаптироваться под изменения в плане приема на специальности, а также под необходимость обучения по специальностям, по которым ранее подготовка не осуществлялась.

2. Минимизация расходов на подготовку специалистов. Требование подразумевает оптимизацию использования ресурсного, кадрового, технического и прочего обеспечения, и может быть удовлетворено путем объединения усилий в реализации смежных направлений подготовки, что позволяет создать задел для обеспечения возможного дальнейшего изменения в учебных планах данных направлений подготовки или количества подготавливаемых специалистов, а также в широком использовании современных информационных технологий, позволяющих эффективно реализовать дистанционное обучение. Минимизация расходов на подготовку специалистов позволяет устанавливать оптимальную, как для обучаемого, так и для учебного заведения, стоимость обучения.

3. Поиск дополнительных источников финансирования. Дополнительные источники финансирования для высшего учебного заведения – это различные формы дополнительного обучения, такие как второе высшее, заочное, очно-заочное, дистанционное, сокращенное образование, курсы (повышение квалификации, довузовская подготовка и пр.), научно-исследовательские разработки, хозяйственная деятельность (редакционно-издательская и пр.). Постоянное расширение и реализация этих источников является необходимым условием развития вуза.

4. Подготовка инновационных предпринимателей. В настоящее время актуальной является поддержка раннего трудоустройства студентов на малых предприятиях, создаваемых вузом. А также в форме поддержки инновационных проектов творческой молодежи. При осуществлении данных мер выпускник вуза – специалист, ориентированный на создание малого инновационного предприятия, т.е. на создание новых рабочих мест. А вуз, реализующий данную программу, создает дополнительные источники своего финансирования.

Вышеперечисленные требования являются составной частью инновационной деятельности высшего учебного заведения, направленной на обеспечение конкурентоспособности [1, 12].

Конкурентоспособным считается предприятие, которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным [13–15]. Применительно к высшим учебным заведениям конкурентоспособность включает в себя комплекс характеристик, обеспечивающих в совокупности определенную позицию в образовательной среде: качество образования, внутрикорпоративная среда, внешний имидж, маркетинговый фактор, востребованность выпускников на рынке труда [16–20].

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках [19]. Применительно к высшему учебному заведению и его деятельности, направленной на предоставление образовательных услуг, инновационная деятельность подразумевает использование инновационного потенциала (подготовленность персонала, в том числе в области маркетинга, техническое обеспечение, создание задела научно-технических разработок для инноваций, востребованных рынком и пр. [19]) для создания и реализации новых образовательных программ, технологий и форм обучения с целью расширения списка предлагаемых образовательных услуг, улучшения их качества и получения прибыли (рис. 3) [21–30].

Рис. 3. Соотношение понятий конкурентоспособность и инновационная деятельность

Переход от новшества к инновации – непрерывный процесс, который реализуется основными подразделениями вуза (рис. 4). Очень важной составляющей процесса является экономическая оценка последствий внедрения новшеств, так как она обусловливает целесообразность их внедрения.

 

Рис. 4. Переход от новшества к инновации

На успех внедрения новшеств влияет, во-первых, их востребованность рынком, во-вторых, организационно-управленческая структура организации и ее ресурсное обеспечение, в-третьих, прочие параметры, такие как законодательство и т.д. Следовательно, для того чтобы оперативно реагировать на изменение потребности в специалистах-выпускниках и обеспечить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, необходимо постоянное перераспределение ресурсов между подразделениями и направлениями работы вуза и реорганизация его организационно-управленческой структуры. Мотивация перераспределения ресурсов и изменения организационно-управленческой структуры вуза показана на рис. 5.

Рис. 5. Мотивация перераспределения ресурсов и изменения организационно-управленческой структуры вуза

 

В условиях динамично изменяющегося рынка образовательных услуг решения по адаптации к новым условиям должны приниматься оперативно, чтобы сохранить и повысить конкурентоспособность высшего учебного заведения. Для решения задачи принятия оперативных решений предлагается использовать модель инновационной системы управления вузом (рис. 6).

Рис. 6. Модель инновационной системы управления вузом

 

Таким образом, для успешного функционирования на рынке образовательных услуг высшее учебное заведение должно обеспечивать свою конкурентоспособность через инновационную деятельность. Осуществление инновационной деятельности невозможно без оперативной оценки возможных управленческих решений на их экономическую целесообразность. Следовательно, роль подсистемы экономической оценки последствий внедрения новшества, которое может состоять в управлении набором студентов, создании новых образовательных услуг, изменении содержания образовательных услуг и т.п. очень важна. Вышеперечисленные управленческие решения, так или иначе, влекут за собой изменение ресурсного обеспечения и организационно-управленческой структуры вуза. В связи с этим, представляется важным изучение принципов и методов построения и изменения организационно-управленческой структуры и ресурсного обеспечения вуза и оценки эффективности их функционирования.

Список литературы

1. Хохлова О.С. Развитие взаимодействия высших учебных заведений с промышленными предприятиями и государством на основе опыта США / А.А. Харин, О.С. Хохлова // Инновации. - 2011. - № 8 (154). - С. 17-23.

2. Федоров В.К. Повышение качества инновационных разработок в специальном машиностроении на основе применения методов стандартизации и дизайна / В.К. Федоров, А.А. Харин, А.Н. Ганза // Технология машиностроения. М.: Изд-во Россия, - 2013. - № 12. - С.62-64.

3. Рождественский А.В. Развитие инновационной деятельности на основе интеграции высших учебных заведений и предприятий / А.В. Рождественский, А.А. Харин, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, - 2013. - № 4-2 (183). - С.7-13.

4. Гурцкой Д.А. Кластеры как инструмент развития сетевого взаимодействия между предприятиями и университетами / Д.А. Гурцкой, В.К. Федоров, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, - 2013. - № 4-2 (183). - С.217-221.

5. Балашов В.В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В.В. Балашов, О.С. Харина, А.А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: Изд-во СПбГПУ, - 2013. - № 4-2 (183). - С.185-190.

6. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: монография / А.В. Рождественский, В.В. Балашов, А.А. Харин, О.С. Харина. М.: Альфа-М, 2014. 160 с.

7. Коленский И.Л. Управление развитием инновационной деятельности в регионах России: монография / А.В. Рождественский, И.Л. Коленский, А.А. Харин. М.: НИЦ ИНФРА, 2015. 213 с.

8. Карпов А.С. Развитие инновационных предприятий на основе научно-исследовательской деятельности молодежи / А.С. Карпов, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», - 2015. - № 6. - С.275-279.

9. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Харин // Вестник университета. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», - 2015. - № 6. - С. 293-297.

10. Харин А.А. Инновационные интегрированные структуры как механизм управления инновационным развитием экономики / А.А. Харин // Факультет менеджмента: 70 лет организационно-управленческих инноваций: сб. ст. Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Палеотип, 2015. - С.297-302.

11. Харин А.А. Инновационная инфраструктура как основной элемент национальной инновационной системы / А.А. Харин / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям // Науковедческие исследования, 2015: сборник научных трудов; под ред. Ракитова А.И. М., 2015. - С.12-18.

12. Ганеев А.Р. Сертификация профессиональных квалификаций как один из основных инструментов развития человеческого капитала для построения инновационной экономики / А.Р. Ганеев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2015. - № 6 (200). - С.84-90.

13. Подураев Ю.В. Взаимодействие образовательных организаций высшего образования и машиностроительных предприятий как один из основных инструментов развития человеческого капитала / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2015. - № 8 (202). - С. 42-44.

14. Подкуйко А.И. Роль инжиниринговых услуг в развитии технологических инноваций (на примере субъекта Российской Федерации) / Пастухов В.В., Подкуйко А.И., Харин А.А., Харин А.А. // Инновации. -2016. - № 3 (209). - С. 42-46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Подураев Ю.В. Развитие человеческого потенциала предприятий на базе совместных научно-образовательных комплексов с образовательными организациями высшего образования / Ю.В. Подураев, А.А. Харин, О.С. Харина // Инновации. - 2016. - № 8 (214). - С. 20-24.

17. Подкуйко А.И. Основные инструменты государственной поддержки развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2016. - №4(39). - С. 131-135.

18. Елбакиев А.М.Тенденции и проблемы развития инжиниринговой деятельности в Российской Федерации. / А.М. Елбакиев, А.И. Подкуйко, А.А. Харин / Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2017. - №2(41). - С. 103-106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Харина О.С. Управление функционированием инновационной образовательной организацией с целью развития её ресурсного обеспечения. /О.С. Харина, А.А. Харин// Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - С. 124-130.

Войти или Создать
* Забыли пароль?