Переход к реализации современных образовательных программ подготовки кадров для лесопромышленного сектора отечественной экономики предполагает наличие полного спектра умений и компетенций в рамках стандартов третьего поколения. Видение истинной полноты концепции и пакета учебных программ бакалавриата и магистратуры должно подтверждаться мнениями в первую очередь потребителями молодых кадров, - работодателями. Сложность подготовки бакалавров лесоинженерного дела для лесного сектора экономики связана с необходимостью создания системы базовых знаний для выпускников в области экономики и организации хозяйствен¬ного освоения лесов с основами экологических знаний их использования, а также предпри¬нимательского искусства. Всё это требует переформирование содержания основных образовательных программ, интеграцию мультимедийных методов обучения, участие профессионалов лесного дела в образо¬вательном процессе, включая участие в полноценном проведении всех ви¬дов студенческих практик. Таким образом, исходными данными при разра¬ботке образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 35.08.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» являются, с одной стороны российские и мировые требования к компетенциям специалистов в области ле¬сного менеджмента, а с другой стороны – кадровые требования к бакалаврам со стороны потенциальных работодателей вследствие значительно изменившегося гендерного состава выпускников. В связи с этим предлагается включить в образовательную программу перечень компетенций и умений выпускников, вызванных уникальностью социально-экологических задач в объектах предпринимательской деятельности в условиях экономико-технологических реальностей кластерного лесопользования при освоении перспективных для заселения неосвоенных лесных территорий, (хозяйственное право, цифровая экономика, лес¬ной менеджмент, экологизация многофункционального лесопользования, транспортно-логистиче¬ские операции, научно-исследовательская деятельность, стандартизация и технические регламенты и др.). Считается, что для любого обучающегося получить профессию лесного менеджера невозможно в условиях «массовых образовательных конвейеров», когда основное время в учебных программах вузов отводится лекциям для овладения пакетом до 50 предметных наук. Практика овладения искусством создавать, управлять и устойчиво развивать производство лесобумажных товаров крайне скупая и неэффективная, вследствие чего профессиональная карьера выпускника изначально обречена на торможение или неудачу. Авторы ставят вопрос о коренном пересмотре форм организации учебного процесса, роли преподавателя в нём, чтобы ещё в вузе учить студентов как конкретными действиями выстраивать траекторию собственного будущего и помогать им в этом.
целевые образовательные программы, инновационный лесной менеджмент
1. Кулькова, И.А. Формирование единого научно-образователь¬ного пространства стран-членов ШОС путём перехода от рынка рабочей силы к рынку квалификаций [Текст] / И.А. Кулькова // Проблемы и перспективы социокультурного и экономического взаимодействия стран - уча¬стников и наблюдателей Шанхайской организации сотрудниче¬ства: сб. тр. III междунар. Конф. - Екатеринбург: Институт эконо¬мики УрО РАН, 2012. ̶ С. 418-423.
2. Богословский, В.А. Переход российских ВУЗов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты [Текст]: моногр. / В.А. Богословский, Е.В. Караваева. - М.: Университетская книга, 2010. - 248 с.
3. Берёзкин, Ю.М. Финансовое образование от предметно-знаниевого «что» - к проблемно-деятельному «как» [Текст] / Ю.М. Берёзкин // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России: материалы междунар. науч. - практ. конф. : в 2 ч. - Иркутск: изд-во ВГУЭП, 2008. Ч. 1. ̶ С. 5-19.
4. Шахнов В.А. О методическом обеспечении инженерного образования в современных условиях [Текст] / В.А. Шахнов, А.И. Власов, Л.А. Зинченко // Вопросы высшего образования в России. - 2012. № 3.- С. 104-108.
5. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667: «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». URL: http:// www.garant.ru/product/ipo/prime/doc/961158/#967158.
6. Прешкин, Г.А. Инновации и будущее университета [Текст] / Г.А. Прешкин, А.В. Солдатов // Инженерная школа XXI века: традиции, достижения, инновации /матер. научно-метод. конф. с междунар. участием. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. ̶ С. 77 - 81. [Электр. изд.] ISBN 978-5-94984-555.
7. Степанов, С.В. Направления и механизмы государственного участия в развитии лесного сектора Российской Федерации [Текст] / С.В. Степанов // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. - 2014. - № 3. ̶ С. 50-55.
8. Мехренцев А.В. Управление проектами лесопользования - альтернатива лесоустройству [Текст] / А.В. Мехренцев, Г.А. Прешкин, К.И. Русин, Н.В. Иванова, В.В. Мезенова [Текст] // Аграрный вестник Урала. - 2016. - № 11(152). - С. 41-45. URL: www.avu.usaca.ru
9. Прешкин, Г.А Роль экономических нормативов в новой экономике [Текст] / Г.А. Прешкин // Леса России и хозяйство в них. - 2013. - № 2(45). - С.121 -124.
10. Прешкин, Г.А. Концепция природно-хозяйственного комплекса [Текст] /Г.А. Прешкин, Г.Л. Нохрина, Т.Л. Безрукова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сб. науч. тр. междунар. науч. - практ. конф. (15-17 мая 2014 г.). - В 3-х Ч. - Воронеж: Изд-во ФБГОУ ВГЛТА. - 2014. - № 3. - Ч.3.- С. 394-399.
11. Прешкин, Г.А. Роль государственной лесной службы в эпоху глобализации [Текст] / Г.А. Прешкин, Т.Л. Безрукова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сб. науч. тр. междунар. науч. - практ. конф. (15-17 мая 2013 г.). В 3-х Ч.- Воронеж: Изд-во ФБГОУ ВГЛТА. - 2013. - № 1.- С. 311-337.
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (С изменениями и дополнениями от: 27 апреля, 25 мая, 14 сентября 2016 г., 2 февраля, 9 сентября 2017 г.) Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497. [Текст] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/
13. Профессиональное образование России: каким оно должно быть? [Текст] // [Интервью с Андреем Волковым и Дмитрием Ливановым]. Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/925495-echo.
14. Кожухов, Н.И. Концептуальные подходы к формированию лесопромышленных кластеров в России [Текст] / Н.И. Кожухов, Н.П. Кожемяко, А.А. Фитчин // Лесотехнический журнал. - 2017.- № 3. - С. 236-253.
15. Смирнов, С.А. Российская высшая школа на пути к новым институциям [Текст] / С.А. Смирнов // Antropolog.ru: электронный журнал о человеке. URL: http://antropolog.ru/doc.php?id=335.
16. Ткач, Г.Ф. Прикладной бакалавриат как основной механизм профессионализации высшего образования [Текст] / Г.Ф. Ткач, М. Беспамятнова // Вестник РУДН, серия Информационное образование. - 2016. - № 3. - С. 115-122.
17. Ефимов В.М. Исходный институциализм и экономическое образование. Ч. 1. [Текст] / В.М. Ефимов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014.- № 6(56). - С. 54-68.
18. Моисеев, Н.А. Лидеру лесоуправления в России проф. М.М. Орлову 150 лет со дня рождения (1867-1932) [Текст] / Н.А. Моисеев // Лесной журнал. - 2017. - № 5. - С. 9-20.
19. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейерабенд // общ. ред. и вступит. слово И.С. Нарского: пер. с англ. и нем. А.Н. Никифорова. - М.: Прогресс, 1986. - 542 с.
20. Поппер К. Логика и рост научного познания. Избранные работы [Текст] / К. Поппер // Составление, общ. ред., и вступит. статья д.ф.н. В.Н. Садовского М.: Прогресс, 1983. - 606 с.
21. Giordano, Carlos Vital; Matos, Sandra; Goncalves, Luiz Claudio. The profile and the trajectory of the bachelors and technologists of the management and administration area: comparative study [Text] / Carlos Vital Giordano; Sandra Matos; Luiz Claudio Goncalves // Revista Eniac Pesquisa. - 2018. - Vol. 7. - Essie 1. - pp. 16-36.
22. Mobtaker, Azadeh; Ouhimmou, Mustapha; Ronnqvist, Mikael; etc. Development of an economically sustainable and balanced tactical forest management plan: a case study in Quebec [Text] / Azadeh Mobtaker; Mustapha Ouhimmou; Mikael Ronnqvist // Canadian Journal of Forest Research, - 2018. - Vol. 48. - Essie 2. - pp. 197-207.
23. Eriksson, Louise; Bjorkman, Christer; Klapwijk, Maartje J. General public acceptance of forest risk management strategies in Sweden: Comparing three approaches to acceptability [Text] / Louise Eriksson; Christer Bjorkman; Maartje J. Klapwijk // Environment and Behavior. - 2018. -Vol. 50. -Essie 2. - pp. 159-186.
24. Maier, Carolin; Abrams, Jesse B. Navigating social forestry - a street-level perspective on National Forest Management in the US Pacific Northwest [Text] / Carolin Maier; Jesse B Abrams // Land Use Policy. - Vol. 70. - pp. 432-441.
25. Jovanovic, Miomir M.; Milanovic, Misko M.; Zorn, Matija. The use of NDVI and CORINE land cover databases for forest management in Serbia [Text] / Miomir M. Jovanovic; Misko M. Milanovic; Matija Zorn // Acta Geographica Slovenica-Geografski Zbornik. 2018. - Vol. 58. - Essie 1. - pp. 109-123.
26. Liubachyna, Anna; Bubbico, Antonio; Secco, Laura, etc. Management goals and performance: clustering state forest management organizations in Europe with multivariate statistics [Text] / Anna Liubachyna; Antonio Bubbico; Laura Secco // Forests. - 2017. - Vol. 8. - Essie 12. - Paper # 504.
27. Ostoic, Silvija Krajter; Huber, Patrick; Curman, Marta; etc. Training programmes in sustainable forest management in Austria, Croatia and Slovenia [Text] / Silvija Krajter Ostoic; Patrick Huber; Marta Curman // See for-South-East European Forestry. - 2017. - Vol. 8. - Essie 2. - pp. 137-146.
28. Chen, Si; Shahi, Chander; Chen, Han Y. H.; etc. Economic analysis of forest management alternatives: Compositional objectives, rotation ages, and harvest methods in boreal forests [Text] / Si Shahi; Chander Chen; Han Y. H. Chen // Forest Policy and Economics. - 2017, - Vol. 85. - Part 1. - pp. 124-134.
29. Schuell, Elmar; Hoogstra-Klein, Marjanke. An Introduction to the special issue on "Scenario analysis for forest policy and forest management - New insights and experiences" [Text] / Elmar Schuell; Marjanke Hoogstra-Klein // Forest Policy and Economics. - 2017. - Vol. 85. - Part 2. - pp. 217-221.
30. Hoogstra-Klein, Marjanke A.; Hengeveld, Geerten M.; de Jong, Rutger. Analyzing Scenario Approaches for Forest Management. One Decade of Experiences in Europe [Text] / Marjanke A. Hoogstra-Klein; Geerten M. Hengeveld,.; Rutger de Jong // Forest Policy and Economics. - 2017. - Vol. 85. -Special Essie: SI. -рp. 222-234.
31. Sotirov, Metodi; Blum, Mareike; Storch, Sabine; etc. Do forest policy actors 30learn through forward-thinking? Conflict and cooperation relating to the past, present and futures of sustainable forest management in Germany [Text] / Metodi Sotirov; Mareike Blum; Sabine Storch // Forest Policy and Economics. - 2017. - Vol. 85. - Part 2. - pp. 256-268.
32. Lexer, Manfred J.; Bugmann, Harald. Mountain forest management in a changing world [Text] / Manfred J. Lexer; Harald Bugmann, // European Journal of Forest Research. - 2017. - Vol. 136. - Essie 5-6. - pp. 981-992.
33. Lorente, Irene De Pellegrin; Hoganson, Howard M.; Carson, Michael T.; etc. Recognizing spatial considerations in forest management planning [Text] / Irene De Pellegrin Lorente; Howard M. Hoganson; Michael T. Carson, // Current Forestry Reports. - 2017. - Vol.3. - Essie 4. - pp. 308-316.
34. Deal, Robert L.; Smith, Nikola; Gates, Joe. Ecosystem services to enhance sustainable forest management in the US: moving from forest service national programmes to local projects in the Pacific Northwest [Text] / Robert L. Deal; Nikola Smith; Joe Gates // Forestry. - 2017. - Vol. 90. - Essie 5. - pp. 632-639.
35. Mollmann, Torsten B.; Moehring, Bernhard. A practical way to integrate risk in forest management decisions [Text] /Torsten B. Mollmann; Bernhard Moehring // Annals of Forest Science. - 2017. - Vol. 74. - Essie 4. - pp. 137-145.
36. Vazquez-Garcia, Veronica; Ortega-Ortega, Tomas. Gender, local governance and non-timber forest products. The use and management of Satureja macrostema in Oaxaca's central valleys, Mexico [Text] / Veronika Vazquez-Garcia; Tomas Ortega-Ortega // Women’s Studies International Forum. - 2017. - Vol. 65. - pp. 47-52.