ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СООТНОШЕНИЕ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления в РФ как самостоятельных властных (публично-правовых) субъектов, созданных в целях удовлетворения муниципальных интересов. Методологически отталкиваясь от генезиса возникновения и развития феномена местного самоуправления в России, автор демонстрирует всю его организационно-правовую значимость для общества и для государства. Автор приходит к выводу, что функции, которые реализует местное само-управление, играют большую роль в осуществлении исполнительно-распорядительных полномочий. И поэтому муниципалитеты, формально не являясь элементом системы государственной власти, обладают особыми публично-правовыми полномочиями.

Ключевые слова:
муниципалитет, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, волеизъявление, полномочия.
Текст

Консультировал: Заслуженный юрист РФ, д-р юрид. наук, профессор Борис Вульфович Россинский

 

Российская Федерация является одной из самых прогрессивных стран современности. Она обладает множеством характерных черт и разделение властей, в свою очередь, является неотъемлемым признаком нашей государственности. Власть в России подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную (которые отличаются самостоятельностью) и судебную (согласно ст. 10 Конституции РФ­). Каждая из них обладает своими уникальными, свойственными только им, чертами, которые придают фундаментальность каждой ветви. Говоря об исполнительной власти принято подразумевать один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющей собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Также многие правоведы характеризуют исполнительную власть, как подзаконную ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Основой задачей исполнительной власти является организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и иных законов путем реализации управленческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества и повышения среднего уровня жизни. Структуру исполнительной власти России составляют государственные служащие и юридическая (правовая) структура – система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Исполнительная власть отличается иерархичностью: а именно, они подразделяются на федеральные и региональные органы, однако нельзя лишать внимания и органы местного самоуправления (муниципалитет), которые не принято включать в систему органов исполнительной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Однако не стоит забывать, что участие граждан в местном самоуправлении, в первую очередь, право: «добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления» [2, С. 36].

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, – самостоятельное и под свою ответственность решение населением, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, происходит непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации». Также местное самоуправление характеризуют, как — комплексное и многообраз­ное явление, регулируемое Конституцией РФ 1993 г. Оно выступает не только как одна из основ конституционного строя Российской Федерации и форма народовластия, но и как разновидность соци­ального управления, форма децентрализации власти и самооргани­зации местных жителей, деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения, форма публичной власти, взаимодействующая с государственной властью [3, С. 41].

Однако, несмотря на высокий уровень народности, муниципалитет является органом государственной власти и имеет серьезную правовую основу: «Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты» (п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона). Подобный диапазон деятельности данной структуры определяет ее как наиболее гибкую и восприимчивую среду для правовых изменений.

Местное самоуправление в истории нашей страны играло огромную роль с самого начала формирования государства, поэтому ощутило на себе влияние всех правовых источников и норм. Многие положения утеряны с течением времени, но и немало дошли до нас как в виде действующих правовых актов, так и в виде исторически ценных архивов.

Первоначально функцию современного муниципалитета выполняли наместники и головы на местах и уездах. Именно эти должности в древнерусском государстве осуществляли местное самоуправление, но наиболее близкий к современному муниципалитету орган появился в 1864 г. после Земской реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 г., органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. Во времена правления императора Александра III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 г. были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции РСФСР 1918 г. городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. были созданы советы депутатов трудящихся, впоследствии переименованные в советы народных депутатов.

В частности, в соответствии со ст. 85 Конституции РСФСР 1978 г. советы народных депутатов являлись одновременно местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 г. были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

В связи с реформой государственной власти в стране, Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления [1, С. 165]. Так можно проследить аналогию в назначении, функциях и целях данного органа на протяжении нескольких столетий. В сравнении текстов Земской реформы и современной Конституции очевидно совпадение отдельных принципов и структур органов местного самоуправления.

 

Земская реформа

ФЗ № 131

В ходе реформы создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления

Члены губернских и Земских собраний избирались на бессословной основе на определенный срок и наделялись рядом специальных полномочий.

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

 

Так можно сказать, что, несмотря на постоянное развитие общества, науки и прочих факторах, отражающихся на жизни человека, социум остаётся статичен в своей потребности к регулированию, направлению его в определенную упорядоченную систему, которая будет отвечать его интересам. Именно для этого и были впервые созданы органы местного самоуправления: как у истоков своего формирования, так и в современной правовой системе они призваны создавать благоприятную среду для взаимодействия и развития общества как целого и человека как частного. Однако на необъятной территории нашей страны амплитуда развитости данного органа слишком различна: есть максимально развитые и эффективные органы местного самоуправления, которые, как правило, встречаются в маленьких населенных пунктах, что можно объяснить элементарной локализованностью общества, которая позволяет установить равномерную пропорцию требований народа и возможности эффективной реакции со стороны самоуправления. Маленькие населенные пункты (деревни, села) или города с менее развитой инфраструктурой, в жизни которых традиции играют достаточно большую роль, как раз и отличаются наиболее развитой системой местного самоуправления в связи с размеренным ритмом жизни и отсутствием динамики мегаполисов. Крупные города наоборот обладают более ослабленным муниципалитетом из-за перегрузки данного аппарата, что и влечёт его неэффективность.

Несмотря на традиционную оседлость и этническую привязанность, русский народ является очень восприимчив к новым веяниям. Поэтому уже сложившийся традиционный механизм органов местного самоуправления зачастую подвержен преобразованиям. Но все эти преобразования лишь корректируют ранее устоявшуюся систему, привычную для общества.

В итоге можно сказать, что исполнительная ветвь власти играет фундаментальную роль в государственном устройстве нашей страны. Она отличается особой разветвленностью и вариативностью, но при этом строгой нормативностью и законодательной подкрепленностью, что и обеспечивает ей такую высокую значимость. Также нельзя и умалять значение муниципальных органов, ведь цель и методы их работы очень схожи с главными установками всей ветви исполнительной власти.

Список литературы

1. Иванец Г.И., Калининский И.В., Червонюк В.И. Местное самоуправление в Российской Федерации // Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общ.ред. В. И. Червонюка. - М.: Юрид. Лит., 2002. - 432 с.

2. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. - 2-е издание, перер. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009.- 146с.

3. Муниципальное право России: учебник // под ред. А.Н. Костюкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 687 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?